СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструктор урока по истории 5 класса по теме "Древняя Спарта"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конструктор урока по истории 5 класса по теме "Древняя Спарта"»

Конструктор урока по истории 5 класса по теме «Древняя Спарта».


Цели:

-познакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты, сравнить его с Афинским государством;

- продолжить формирование умений правильно показывать на карте места изучаемых событий, сравнивать общественный и государственный строй государств, анализировать ответы товарищей, определять свою позицию по рассматриваемым вопросам темы.

-воспитывать уважение к другому образу жизни, приобщать учащихся к ценностям мировой культуры;

Оформление:

• карта: “Греция”;

• плакат с девизом: “ У Эллады две ноги – одна Афины, а другая - Спарта”;

• презентация с иллюстрациями спартанцев, Спарты и элементов сравнительной таблицы.

Оборудование: мультимедийная установка, ИКТ – ресурсы.

Основные понятия, изучаемые на уроке: лаконичная речь.

Предварительное задание: подготовить сообщение миф о Пелопоннесе

Ход урока:

Мотивационно-целевой этап

Организационный момент

Учащиеся заходят в класс, занимают места.

Учитель приветствует учащихся: «Добрый день дорогие ребята. Выглядите вы сегодня отлично, так же думаю, и будете сегодня работать. Присаживайтесь поудобнее, пожалуйста, начнем наш урок. Все ли сегодня присутствуют на уроке?

Ученики отвечают на поставленный вопрос, приветствуют учителя, присаживаются. Учитель отмечает отсутствующих в журнале, если таковые имеются.

Сегодня мы продолжаем путешествовать по Древней Греции. «Древняя Греция небольшая страна, но в ней образовалось много самостоятельных государств. Наиболее значительными из них были два: Спарта и Афины. Сами греки говорили: наша родина – Эллада – так они называли Грецию – как бы стоит на двух ногах, одной ногой является Афинское государство, а другой Спартанское государство. На предыдущем уроке мы с вами изучали Афинское государство. Для того, чтобы лучше изучить Спарту, нам надо повторить что происходило в Афинах.


2. Проверка домашнего задания

Учитель проводит картографический диктант: Для начала мы с вами поработаем с исторической картой, начиная с первого ряда, для этого каждый ученик находит по одному объекту, относящемуся к Греции на карте, название объекта, которое лежит на ваших столах (приложение 1).

(Ученики подходят к карте, называют объект и показывают на карте)

1. Балканский полуостров

2. Южная Греция

3. Средняя Греция

4. Северная Греция

5. Афинский полис?

6. С какими государствами граничит?

7. Остров Итака

8. Аттика

9. Микены

10. гора Олимп

11. Дельфы

12. моря, которыми омывается Греция

13. Троя

14. Спарта



Учитель: Вот какие вы молодцы, все объекты показали верно, и даже смогли найти Спарту, с которой мы даже еще пока не знакомы.

  1. Местоположение Спарты.

Работа с картой.

Учитель: Обратите внимание на карту. Покажите на карте Спарту и словами опишите ее местоположение.

Работа с учебникомО происхождении названия п-ова Пелопоннес греки сложили миф. Прочитайте его.

Спарта является древнейшим городом Греции, возникшим еще в IX в. до н.э. во время последней волны переселения дорийских племен. Коренные жители Лаконики ахейцы были завоеваны дорийцами. Завоеватели, которых было меньше, чем покоренного населения, поселились на одном месте – на реке Эврот, где возник город Спарта. Завоеватели стали называть себя спартанцами, а покоренное население илотами. В VII в. до н.э. спартанцы после ожесточенной войны присоединили еще одну область Мессению, которая также вошла в Спартанское государство.

Закрепление:1. В какой части Греции, на каком полуострове, в какой области находилась Спарта?

  1. Спартанцы и илоты

Самостоятельная работа с текстом учебникапрочитать п.1 стр.147-148 учебника.


Закрепление:

Учитель: Спартанцы -это полноправные жители этого государства, собственно его граждане. Только они имели право на участие в управлении государством.

Периэки — неполноправная часть населения некоторых древнегреческих полисов. В Спарте, Аргосе и других полисах они являлись потомками коренного населения, покорённого дорийцами.  Периэки были лично свободными, но не имели политических прав. Они могли обладать собственностью и заключать сделки, несли воинскую повинность, занимались ремеслом и торговлей. Общины периэков пользовались самоуправлением. Дословно слово «периэки» переводится с греческого как «живущие вокруг».

Илоты - закабаленное население, коллективная собственность спартанцев. Они должны были заниматься только земледелием, обрабатывать землю спартанцев, земля была поделена между спартанскими семьями и илоты, предки которых жили на этой земле, обрабатывали участки спартанцев. Некоторые историки называют илотов рабами в Спарте. Но они отличались от рабов из других полисов. Они были греками (в других полисах Греции спартанцев осуждали за то, что они закабаляли греков). Жили на земле своих предков, жили семьями, продавать их было нельзя, они принадлежали не отдельно взятому спартанцу, а всему государству.

Вопросы:

1.Почему спартанцы никогда не расставались с оружием?

2. Чем вызвана эта страшная жестокость?

3.За что спартанские юноши убивали ни в чем не повинных илотов, которые работали на них?


  1. Управление в Спарте.


Учитель: Как и в остальных полисах, в Спарте существовало Народное собрание; в нем участвовали мужчины – спартанцы. Собрание объявляло войну, утверждало условия мира, выбирало старейшин. Способ голосования в Спарте греки из других городов насмешливо называли детским: перед Собранием проходили претенденты. Каждого из них встречали криком. Избранным объявляли того, за кого кричали громче. Другие решения принимались в Спарте тем же способом. Однако фактическая власть принадлежала не Народному собранию, а Совету старейшин, куда входили спартанцы старше 60 лет. Они заседали в Совете пожизненно. Совет созывал Народное собрание, вел переговоры с другими государствами. Командовали войском два предводителя, чьи обязанности передавались по наследству. Спартанцы так и называли их архагетами («предводителями»), а греки из остальных городов называли их царями.


  1. Спарта – военный лагерь. Воспитание спартанцев.


Учитель: Спарта напоминала военный лагерь, где никому не разрешалось жить так, как ему хочется. Разрешалось только одно занятие- военное дело. Занятия торговлей, ремеслом, наукой, искусством были запрещены. Крепостных стен вокруг Спарты не было. Ее жители утверждали, что единственной надежной защитой города являются не камни, а храбрые воины. Война была для спартанцев как праздник, они шли в бой с песнями под звуки флейт. В других городах было много красивых украшений, богато убранные дома, вкусная пища. В Спарте все это считалось роскошью и изгонялось. Весь обиход, т.е. окружающая обстановка в быту должна быть грубой и простой. Спартанцы ели пищу, которую другие греки считали отвратительной(напр., похлебка из бычьей крови, чечевицы и чеснока).Даже обедать дома запрещалось, чтобы не привыкать к вкусной пище.


Спартанцев с детства воспитывали как будущих воинов. Новорожденных детей осматривали старейшины, после чего хилых и больных детей бросали в пропасть.


Работа с историческим документом


Плутарх. Ликург ХVI


Кормилицы были заботливые и умелые, детей не пеленали. Чтобы дать свободу членам тела, растили их неприхотливыми и неразборчивыми в еде, не боящимися темноты или одиночества, не знающими, что такое своеволие и плач. Поэтому иной раз даже чужестранцы покупали кормилиц родом из Лаконии… Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя было обойтись, в остальном же все воспитание сводилось к требованиям беспрекословно подчиняться, стойко переносить лишения и одерживать верх над противником. С возрастом требования делались все жестче: ребятишек коротко стригли, они бегали босиком, приучались играть нагими. В двенадцать лет они уже расхаживали без хитона, получая раз в год по гиматию, грязные, запущенные; бани и умащения были им не знакомы – за весь год лишь несколько дней они пользовались этим благом. Спали они вместе, по илам и отрядам на подстилках, которые сами себе приготовляли, ломая голыми руками метелки тростника на берегу Эврота.


Вопрос: Почему спартанские мальчики часто были невежественными, ограниченными и жестокими людьми?


Учитель: Вот что рассказывали древние писатели о спартанских женщинах. Узнав о том, что их сыновья убиты в бою, спартанки тут же шли на поле сражения. Они осматривали, с какой стороны тела были ранены павшие воины, а дальше поступали по-разному. В одних случаях женщины, преисполненные не только печали, но и гордости, держались с большим достоинством: они хоронили своих сыновей с почетом, в гробницах предков; в других случаях спартанки, рыдая от стыда, спешили покинуть поле сражения, предоставляя хоронить мертвых воинов в общей могиле.


Вопрос: Чем можно объяснить столь разное поведение спартанских женщин? В каких случаях матери были преисполнены гордости, а каких рыдали от стыда?


Закрепление изученного материала:

Тест:

1. Часть Греции, где обосновались предки спартанцев:

А)  Северная

Б)  Западная

В)  Южная

Г)  Средняя


2. Области Греции, занятые спартанцами:

А)  Мессения и Лакония

Б)  Мессения и Беотия

В)  Лакония и Аттика

Г)  Беотия и Аттика


3. Возраст достойных граждан, которые входили в Совет старейшин Спарты:

А)  30 лет

Б)  40 лет

В)  50 лет и старше

Г)  60 лет и старше


4. Представительный орган Спарты, который выбирал старейшин, ведал объявлением войны и заключением мира:

А)  Совет

Б)  Сенат

В)  Дума

Г)  Народное собрание


5. Предводители, которые командовали войсками Спарты:

А)  вожди

Б)  цари

В)  старейшины

Г)  архонты


6. Главное занятие спартанцев:

А)  торговля

Б)  ремесло

В)  земледелие

Г)  военное дело


7. Основа спартанского воспитания:

А)  физическое

Б)  умственное

В)  нравственное

Г)  религиозное


8. Илоты в Спартанском государстве — это:

А)  граждане

Б)  рабы

В)  наёмные воины

Г)  старейшины


9. Укажите три верных положения из перечисленных. 

А)  в честь военных побед в Спарте возводили красивые здания и статуи

Б)  спартанцам не запрещалось заниматься торговлей и ре­меслами

В)  Совет старейшин обладал огромной властью

Г)  Спарта была одним из самых могущественных полисов Греции

Д)  Спарта не имела крепостных стен


10. Укажите три верных положения из перечисленных.

А)  спартанская пехота считалась лучшей в Греции

Б)  судьбу каждого ребёнка в Спарте определяли старейшины

В)  мальчиков в Спарте обучали хорошим манерам

Г)  каждый спартанец должен был заниматься земледелием и ремёслами

Д)  спартанских мальчиков учили уважать пожилых людей и заботиться о них


Ответы к заданиям

1-В

2-А

3-Г

4- Г

5-Б

6-Г

7-А

8-Б

9- В, Г, Д

10-А, Б, Д


Домашнее задание:

Учитель организует запись домашнего задания

-прочитать параграф №31, «Древняя Спарта» на страницах 147-150.

-Ответить на вопросы на странице 150 (выделенные жёлтой палитрой)

-выучить термины.

-повторить записи в теради.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!