СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Русская прялка»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

формировать навыки создания единого художественного образа в конструктивном оформлении предмета, познакомить учащихся с разнообразными по форме и декору русскими народными прялками, их основными элементами, воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков, развивать творческую активность, трудолюбие, самостоятельность, способность собирать и систематизировать художественно – познавательный материал.

Просмотр содержимого документа
««Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Русская прялка»»

Тема урока: «Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Русская прялка»

Класс: 5.

Цель: формировать навыки создания единого художественного образа в конструктивном оформлении предмета, познакомить учащихся с разнообразными по форме и декору русскими народными прялками, их основными элементами, воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков, развивать творческую активность, трудолюбие, самостоятельность, способность собирать и систематизировать художественно – познавательный материал.

Задачи:

Личностные:

Формирование уважительного отношения к культуре народного искусства; понимание роли культуры и искусства в жизни человека; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Метапредметные:

Познавательные УУД: Формировать умения творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Коммуникативные УУД: Формировать умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи.

Регулятивные УУД: Формировать умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность

Предметные: Понимать специфику образного языка ДПИ. Использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции. Выполнять эскизы росписи русской народной прялки. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе

Тип урока: изучение новых знаний.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная

Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, частично-поисковый.

Оборудование:

Для учителя: презентация «Русская прялка», таблица «Формы русских прялок». Горяева Н.А. методическое пособие к учебнику Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс

Для учеников: зрительный ряд: Горяева Н.А. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М.Неменского.- М.: Просвещение,2014; рабочая тетрадь Н.А.Горяева Твоя мастерская. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс; ножницы, краски, кисти, картон, клей.

Предварительная работа: учащиеся разбиваются на группы и готовят материал о прялках различных регионов России.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

(УУД)

Организационный этап

Учитель создает эмоциональный настрой на уроке.


Учащиеся рассаживаются по группам, готовят к уроку учебники, сообщения, фигурные ножницы, картон, клей.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Этап мотивации и актуализации знаний


На предыдущих уроках мы знакомились с внешним и внутренним убранством русской избы. А теперь подумаем, какие предметы помогали крестьянину в его повседневной жизни?

Разместите те предметы какие были в русской избе.



Простая русская изба , а сколько мудрости и смысла в себя вобрала.

Учащиеся называют предметы крестьянского быта. встают и и прикрепляют на доску предметы (Ковш, ложки, короб, лукошко, сундук, прялка чугунок ухват, помело, ведро В красный угол- стол и икону)


регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

-обсуждать задание

Постановка учебной задачи


Давайте представим. Заброшенная деревня, утонувшие в сугробах избы. Тусклый огонёк чуть брезжит из одного окошка

Давайте заглянем внутрь!

Мерцающий свет лучины едва освещает сидящую женщину. Перед нею – прялка с куделью, в руке веретено.

Ребята, рассмотрите интерьер русской избы, какие предметы быта вы увидели и узнали?

-Что привлекает ваше внимание в интерьере избы?

-На что вы сразу обратили внимание?

-Да, я согласна с вами. На женщину с прялкой мы сразу обращаем внимание.

И музыкальное произведение также подсказывает нам об этом.

Демонстрация репродукции картины «Пряха» художник Ф.С.Журавлева.

Учащиеся формулируют тему урока:

«Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Русская прялка»

Учащиеся на основе предложенных слов самостоятельно формируют цель урока

Выполнить макет прялки и украсить её символами – оберегами. Проектная деятельность.

Сегодня вы работаете в группах, поэтому вам понадобятся критерии взаимооценки работы групп (КВРГ) которые находятся у вас на столах


Познавательные УУД - действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации

регулятивные:

- умение самостоятельно извлекать нужную информацию

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

предметные:

- правильно владеть художественными терминами;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

-умение грамотно ( точно , понятно и развёрнуто)выражать свои мысли с помощью разговорной речи ,во время ответов.

Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

В решении наших проблем поможет наш друг – учебник. Стр. 40-42 и дополнительный материал









Учащиеся рассказывают по группам об усвоенном материале.

2 группа работает с силуэтом прялки, который расположен на доске ( учащиеся поочередно приклеивают элементы прялки )




Сегодня мы побываем на экскурсии в различных регионах России и узнаем много интересного о пряличных промыслах, которые существовали в древности


Учащиеся конструируют прялку по группам (подготовленные части прялки).

Работа с учебником

Обмен мнениями с соседом по парте

Работа в группах:

1 ряд –Что такое прялка ее назначение.

2 ряд –Устройство прялки 3 ряд украшение прялки (символы)




рассматривают образец и запоминают основные элементы



Вспоминают символы и орнаменты: солнце, вода, засеянное поле и др.

Каждая группа учащихся представляет подготовленный материал:

  • Городецкие прялки

  • Вологодские прялки

  • Ярославские прялки

  • Костромские прялки


познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определение границ знания-незнания);

-смысловое чтение;

-определение основной и второстепенной информации

коммуникативные:

инициативное сотрудничество в парах в поиске и сборе информации

регулятивные:

- умение сохранять заданную цель

-уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя

Предметные:

- умение владеть художественными терминами

Личностные УУД:

- осознание, исследование и принятие ценностей и смыслов

Динамическая пауза


упражнение «Прядём нить».

-Ребята, я предлагаю вам тоже поучиться прясть. (Показ)

Позолоченная прялица

Пальцы обеих рук собраны в щепоть,

Мы прядем, а нитка тянется

левую приподнять

Мы прядем, а нитка тянется

на уровне плеча, правую руку

Нам работа наша нравится.  медленно поднимать и опускать низ в направлении левой руки. Имитировать движение «скручивания нити».

Стоя выполняют упражнение для глаз


Первичное закрепление


Учитель организует практическую художественную деятельность учащихся, определяя основные цели и этапы этой работы

Учитель предлагает вариант (на выбор) задания с элементами конструирования.

Ваши прялки должны быть выразительными, яркими.

Какие цвета предпочитали народные умельцы?

Красота росписи достигается вовсе не обилием цвета, а согласованностью ограниченных цветов.

Демонстрация схемы - цветовой круг.

Демонстрация фрагментов росписи, узоров. 

- какими узорами, символами вы будете украшать предметы?

 Символами солнца, земли, воды, т.е. солярными знаками. Можно изобразить птицу счастья или коня.

Практическая работа.

Учитель объясняет подробно выполнение практического задания.

обведите трафареты-шаблоны прялок. У прялок не хватает некоторых деталей. продумайте и сконструируйте недостающие элементы предметам и нанесите простым карандашом солярные   знаки и  узоры, потом приступайте к нанесению узоров кистью.

Учитель выполняет текущий инструктаж: следит за выполнением практического задания, консультирует учащихся по ходу выполнения практической работы.



Слушают, рассматривают схему прялки, включаются в творческую работу по созданию

будущего образа

Продумывают возможные способы выполнения задания.


Анализируют композиционные и, цветовые решения, пытаясь воплотить свой авторский образ.


Понимают смысл символики народного узора и орнамента.

Каждая группа учащихся приступает к выполнению практического задания.

  • Городецкие прялки

  • Вологодские прялки

  • Ярославские прялки

  • Костромские прялки


Формируют навыки работы с художественной росписью.







регулятивные:

- умение поэтапно регулировать свою деятельность при выполнении творческой работы;

-умение предвосхищать результаты, увидеть то, что будет целью;

- анализировать правильность выполнения задания;

-осуществлять самоконтроль;

-умение грамотно вносить необходимые изменения

предметные:

- владение художественными материалами и художественными средствами рисунка для выражения своего замысла

познавательные:

- проводить анализ своей творческой деятельности;

-проводить сравнение, объясняя его критерии;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

коммуникативные:

-умение планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками

Личностные УУД:

-профессиональное самоопределение

-творческое самовыражение

VI. Итоги урока - 3 мин.

Выставка детского рисунка; анализ работ.

Рефлексия

Просмотр и анализ работ.


Учитель организует мини- выставку детских работ «Русская прялка».





В ходе урока заполняется контрольный лист учителя



Заполняют Лист взаимооценки (приложение 1)

Учащиеся учатся анализировать представленные на выставку работы.


Выявление качества и уровня овладения знаниями – задание –приложение 2)




Личностные УУД

-способность отстаивать свою нравственную позицию в искусстве

Метапредметные УУД

регулятивные :

- осуществлять самоконтроль;

-давать оценку деятельности на уроке( совместно с учителем и одноклассниками);

- установление связи между целью деятельности и её результатом

коммуникативные:

-уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли;

- умение вести диалог

Домашнее задание

Нарисовать эскиза прялки другой группы

  • Городецкие прялки

  • Вологодские прялки

  • Ярославские прялки

  • Костромские прялки







приложение

критерии взаимооценки работы групп (КВРГ):

1.Организованность (работайте в группах быстро и тихо, слушайте, когда кто – то говорит).

2.Готовность (необходимые материалы).

3.Представление прялки – макета (соответствие формы прялки выбранному региону, выстраивание орнаментальной композиции в соответствии с традициями народного искусства: узоры, символы).

4.Активность и творческий подход при выполнении работы.

5.Аккуратность выполнения работы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Лист взаимооценки

1.Организованность

1

2

3

4

5

2. Готовность к уроку

1

2

3

4

5

3. Представление прялки

1

2

3

4

5

4. Активность и творческий подход при выполнении работы.

1

2

3

4

5

5. Аккуратность выполнения работы.

1

2

3

4

5


Приложение №2



Фамилия, имя ученика

__________________________________

Напишите основные элементы прялки:



1. _________________________


2. _________________________


3. _________________________


4. _________________________


5. _________________________














3. ___









4. _______













5. ___




Контрольный лист

учителя

В процессе работы учащийся

Всегда

Иногда

Никогда

  1. Оказывал посильную помощь одноклассникам




  1. Принимал активное участие в обсуждении




3. Делал выводы, обобщал полученную информацию




4. Ладил с другими участниками группы




5. Проявлял ответственность при работе в группе


















4