СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультативный час для педагогов "Причины фонетико-фонематических нарушений речи у детей с ООП"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фонематический слух (Фонематика)— различение (анализ и синтез) звуков и фонем частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения  ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.

Просмотр содержимого документа
«Консультативный час для педагогов "Причины фонетико-фонематических нарушений речи у детей с ООП"»

Фонематический слух (Фонематика)— различение (анализ и синтез) звуков и фонем частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие всех компонентов речи. Фонематический слух играет важнейшее значение для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Нарушение или недоразвитие фонематического слуха в педагогике называться фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН)

Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования произносительной стороны речи у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (звуков). ФФН характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексико-грамматическими нарушениями. Наиболее часто диагностируется у детей дошкольного возраста (от пяти до семи лет). например: у ребёнка в норме слух, интеллект, в пять лет он свободно строит фразу, умеет интересно рассказать об увиденном и услышанном, но при этом не совсем верно произносит какие-то звуки, не различает на слух некоторые из них, не может озвучить последовательность звуков в слове? Возможно, у него ФФН.

Данное заболевание может быть:

врожденным – возникает вследствие нарушения внутриутробного развитие плода;

приобретенным – формируются на протяжении жизни.

Специалисты выделяют большое количество факторов и причин, которые могут спровоцировать развития данного речевого нарушения:

1. Внутриутробная патология (тяжелый токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания матери, интоксикации, травмы, несовместимость крови по резус-фактору). Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 мес., что приводит к нарушению строения неба, губ (расщелины неба, губ, раздвоенная губа, высокое “готическое” небо), дефектам прикуса. На поздних стадиях беременности патологические воздействия ведут не к пороку развития, а к задержке созревания нервной системы.

2. Патология во время родов (родовая травма, асфиксия), которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям. Эти кровоизлияния могут захватывать речевые зоны коры головного мозга обширно (тогда возникает системное недоразвитие речи) или локально, что приводит к нарушению одной из сторон речи.

3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка – вирусные, инфекционные, соматические, что приводит к ослаблению или замедлению деятельности процессов коры головного мозга; травмы головного мозга.

4. Наследственные факторы имеют определенное значение, но значительно меньшее, чем при других нарушениях. Часто они являются предрасполагающими и реализуются в речевую патологию в сочетании с другими, даже незначительными факторами.

5.Различные неблагоприятные влияния окружающей среды: отсутствие, недостаточность или дефектность речевого окружения, общения, эмоционального контакта в период созревания речевой системы ребенка (нарушения речи у родителей, глухие родители у слышащих детей; острые или длительные психотравмирующие ситуации; частые длительные госпитализации детей)

Каждая из названных причин и их сочетание могут вызвать нарушения различных сторон речи. Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи, т.к. ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.


Коррекция ФФН

Дети с ФФН подлежат обучению и воспитанию у логопеда. Основные направления логопедической работы при ФФН включают коррекцию звукопроизношения, развитие фонематических процессов, подготовку к овладению грамотой. Если дети школьного возраста, то в занятия должны включатся профилактика, либо коррекция устной и письменной речи.

В процессе логопедических занятий по коррекции ФФН осуществляется работа над произносительной стороной речи (уточнением артикуляции, постановкой, автоматизацией и дифференциацией звуков); формированием фонематического восприятия, анализа и синтеза; обогащением словаря; развитием навыков словообразования и словоизменения, составлением простых и сложных предложений; развитием связной речи; овладением элементарными навыками чтения и письма. На занятиях по коррекции ФФН используется соответствующий возрасту наглядный и речевой материал, различные дидактические приемы, артикуляционная гимнастика, логопедический массаж. Логопедическая работа по коррекции ФФН проводятся в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной форме. Дети с ФФН нуждаются в занятиях не только с логопедом, но и с психологом. Который в свою очередь работает над развитием слухового внимания и слуховой памяти, общей и мелкой моторики, мышления.

Ранняя диагностика детей с ФФН и своевременная коррекция нарушений речи способствует полному устранению недостатков звукопроизношения и нормальному развитию фонематического восприятия. Логопедическая работа с детьми с ФФН должна проводиться до поступления в школу, так как это позволит быстро освоить письменную и устную речь.

Для того чтобы предупредить развитие ФФН у ребенка, специалисты рекомендуют соблюдать следующие правила профилактики:

  • проводить диагностику перинатальной патологии плода;

  • следить за общим здоровьем и гармоничным развитием детей;

  • улучшать слуховое внимание, которое способствует нормальному формированию фонематических процессов;

  • следить за речью ребенка и за речевым окружением.

В случае обнаружения нарушения речи у ребенка следует незамедлительно обращаться за помощью к специалистам.