СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов: проведение занятий по сказкотерапии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Десять "ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ" проведения занятий.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов: проведение занятий по сказкотерапии.»

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ


Занятия по сказкам проходят один раз в неделю. Длительность их колеблется от 25 до 45 минут, в зависимости от желания и состояния де­тей. Очень важно учитывать возраст детей и их психические и физичес­кие возможности. В занятиях нет строгой системы. Их можно проводить в любой последовательности. В случае непредвиденного утомления аудитории занятие можно мягко остановить, объяснив, что "волшебная сила" иссякла и нет возможности сегодня продолжать пу­тешествие по сказке, что следующая встреча с героями сказки состоит­ся в другой раз.

Десять "ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ" проведения занятий

1. Места для занятий должно быть достаточно много. На полу необхо­дим ковер. Во время занятий нередко придется сидеть на полу.

2. В процессе расслабления (сидя, лежа, стоя) детям не рекомендуется двигаться, разговаривать, задавать вопросы, потому что процесс "слушания" себя очень тонок и любые разговоры, стуки, хлопки лег­ко разрушают созданную атмосферу. Поначалу ребятам тяжело си­деть смирно, неподвижно, в этот момент ведущему предстоит спокойно, терпеливо объяснять, насколько это важно научиться "слушать" себя, нужно быть мужественным и сильным.

Слово "слушать", постоянно употребляемое на занятиях, означает не только физический слух, но и способность чувствовать, ощущать "внутренние звуки" (от легкости, приятного тепла, "мурашек" до по­калывания, тяжести, неприятных ощущений). Если дети ничего не слышат, то поначалу это нормально. Постепенно их чувствитель­ность возрастет.

3. В процессе занятий важно дать детям возможность говорить о своих ощущениях, но иногда предложите им просто молча "послушать себя".

4. Вхождение в сказку является очень важным моментом. Это — мо­мент волшебства, таинства, "наполнения суперэнергией". Для того чтобы представить себя в необычных условиях, нужны "волшебная сила", сверхсила или преодоление определенного барьера, препят­ствия.

Для выхода из сказки такие приемы излишни. Выход осуществляет­ся сам собой, легко и просто. Энергия, потраченная во время путе­шествия по сказке, иссякает, ребенок автоматически возвращается на обычный уровень сознания, в реальный мир.

5. Текст сказки является связующим звеном между упражнениями и со­здает определенную атмосферу. У каждой сказки свой неповторимый дух, свои особенности. Тексты можно пересказывать, но иногда, осо­бенно если это сказки Пушкина, Перро, Андерсена, Киплинга, луч­ше читать их, чтобы сохранить стиль, тонкую авторскую атмосферу. Разумеется, что при подготовки к занятиям, тексты некоторых ска­зок приходится сокращать.

6. Сказки можно повторять через некоторые промежутки времени. Де­ти любят повторения, да и знакомые упражнения воспринимают лег­че, делают с большим интересом. Не надо тратить силы на его запоминание, можно просто наслаждаться самим процессом.

7. Сказки лишь условно можно поделить на простые и сложные, поэто­му важно все-таки постараться построить занятия по принципу "от простого к сложному".

8. Все атрибуты сказок, любую наглядность, музыкальные произведе­ния можно варьировать и заменять другими, упрощать или услож­нять.

9. Роль ведущего в занятиях очень велика. От него зависит, какое наст­роение он создаст, как будет направлять внимание детей, активизи­ровать и успокаивать их. Ведущий должен тонко чувствовать, в каком ритме и темпе проводить занятия, когда уменьшать или увеличивать количество и интенсивность упражнений. От ведущего требуются не­которые психологические способности, чтобы вовремя и точно опре­делить, какого ребенка назначить на ту или иную роль.

10. Необходимо помнить, что все, выполняемое детьми, все их слова, движения, импровизации являются успешными, удачными, наилуч­шими и прекрасными. И неважно, как это выглядит со стороны. Важно, чтобы дети чувствовали себя раскрепощенными, свободны­ми, чтобы верили в себя и в свои силы. Детей необходимо постоянно подбадривать, словесно поощрять и за особо трудные упражнения непременно хвалить. У писателя В. Солоухина есть замечательное высказывание: "Детство, как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорас­тать... Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некото­рые — хлебными колосьями, некоторые — злым чертополохом".

Остановимся на конкретных занятиях, которые проходили в детской библиотеке № 73 ЦБС "Лефортово" ЮВАО г. Москвы в 2002 - 2003 гг.

В сказку Г. X. Андерсена "Русалочка" "играли" с группой ребят 6-7 лет. Их было 15 человек. Для занятий использовали помещение ком­пьютерного читального зала. Помимо стеллажей с книжными выставками, в зале находятся пять компьютеров, телевизор с большим экра­ном, видеомагнитофон, музыкальный центр. Пол в зале покрыт пала­сом синего цвета, рисунок обивки мягкой мебели — изображения морских звезд, ракушек на синем фоне и т. д. Для оформления зала использовали работы детей, которые они выполняли накануне для раз­личных творческих конкурсов: рыбки, сшитые из лоскутков ткани или вырезанные из цветной бумаги, мерно покачивались на тоненьких ни­точках, на стенах рисунки детей на морскую тематику. На книжных выставках представлена литература о море, морских обитателях. На стеллажах различные ракушки, морские звезды и т. д. На экранах ком­пьютеров были установлены заставки "На морском дне" (проплываю­щие рыбы, покачивающиеся водоросли, поднимающиеся вверх пузырьки воздуха). Свет в зале был немного приглушенным.

Ведущий встречал детей у входа в зал. Всем детям были прикрепле­ны бэджи с именами (это облегчало общение не только ведущего с де­тьми, но и их самих, так как не все дети были знакомы до занятия).

Вступление

Дорогие ребята, сегодня мы с вами начнем наше путешествие на морском дне, потому что отправимся в замечательную сказку, кото­рая называется "Русалочка ", а написал эту сказку датский писатель Ганс Христиан Андерсен.

Мы сегодня с вами будем не просто входить в сказку, а вплывать. Под музыку мы будем медленно-медленно погружаться на дно морское.

Погружение в сказку

Включается музыка и дети, имитируя руками плавательные движе­ния, "вплывают" в зал и рассаживаются по местам. Они опускают руки и расслабляют тело.

Вот мы с вами и оказались на морском дне. Давайте посмотрим вокруг. Что мы видим? (Дети перечисляют различные морские предметы.)

А теперь, сказка начинается.

Мы включаем видеокассету с диснеевским мультфильмом "Русалоч­ка". Дети смотрят мультфильм до сюжета игр морских принцесс с рыбка­ми. Затем фильм останавливается, и мы предлагаем детям поиграть в игру

"Танец русалок с рыбками".

Чем отличаются русалки от рыбок?

А в чем сходство ?

Сейчас мы поставим ноги крест-накрест "как хвостик", и попробуем, не сходя с места, потанцевать, используя только руки.

Звучит музыка. Дети сначала чуть-чуть пошевеливают кончиками пальцев, затем ладошками, предплечьями, затем всей рукой. Движения под музыку волнообразные, мягкие. Ведущий предлагает прислушаться к своим ощущениям, почувствовать, как возникает в руках усталость. Дети возвращаются на места и расслабляются.

Сказка продолжается.

Просматриваем сюжет мультфильма до момента сбора Русалочкой различных предметов с затонувших кораблей.

А теперь мы с вами поиграем в игру, которая называется

" Чудесный мешочек".

У нас есть такой "волшебный мешочек". Давайте попробуем угадать, что же за предметы положила в него Русалочка.

Дети по очереди выходят к ведущему, опускают руку в мешочек и на-ощупь пытаются угадать, что же за предмет находится в мешочке. (А в мешочке лежат ракушки, камешки, игрушка-краб или рак и т. д.). Веду­щий предлагает передать свои ощущения, какой этот предмет наощупь. Затем ребенок достает предмет, и все рассматривают его, отмечая кра­соту формы ракушки или необычность ее окраски.

И вновь возвращаемся к просмотру сказки.

Останавливаем фильм после сюжета о шторме.

Упражнение "Буря"

Дети встают и соединяют вытянутые вперед руки "в замочек", имитируя тем самым нос корабля. Медленно покачиваясь из стороны в сторону, уравновешиваем дыхание: в одну сторону — вдох, в дру­гую — выдох. Звучит музыкальное произведение "Шторм". Звуки му­зыки помогают детям перейти от спокойных плавных движений к более сильным. Движения становятся более резкими, все тело в такт музыке наклоняется то в одну, то в другую сторону. Затем ведущий

громко хлопает в ладоши и сообщает, что корабль разбился. Дети рез­ко останавливаются, опускают руки и прислушиваются к своим ощу­щениям в теле.

Затем мы смотрим сюжет фильма о спасении людей с тонущего ко­рабля.

Упражнение "Спасение"

Перед началом упражнения ведущий разбрасывает в центре зала различные игрушки: куклы, медвежонок, котенок, собака, мышка, обе­зьянка и т. д.

Ребята мы видели с вами, как спасались люди с тонущего корабля. Вот и наш корабль тоже попал в шторм. Вы сейчас сможете спасти только ко­го-то одного.

Дети подходят и выбирают понравившуюся игрушку, а затем по оче­реди объясняют, почему именно эту игрушку они выбрали, как они ее спасали бы. Игрушка мышка взята нами была не случайно. Попутно мы рассказали ребятам, что мыши или крысы на корабле жили всегда. По их поведению матросы узнавали о приближающемся шторме или о на­двигающейся беде.

И вновь мы возвращаемся к фильму. Смотрим его до сюжета, описы­вающего визит Русалочки к ведьме.

Конкурс "Хохот ведьмы"

А теперь мы объявляем конкурс на самую лучшую ведьму, на самую безо­бразную, на самую громкую.

Дети пробуют хохотать очень громко, некрасиво. И общим решени­ем сами выбирают победителя конкурса. Победитель получает приз. Непременно отмечаются его артистические способности, а не внешние данные.

Просматриваем сюжет фильма, в котором Русалочка наконец-то об­ретает ножки.

Упражнение "Иглы"

Ребята, давайте представим себе, что у нас тоже раньше не было но­жек и мы впервые так же, как и Русалочка, сейчас встаем на них и пыта­емся ходить.

Ведущий предлагает пройти детям босиком по аппликатору Кузне­цова. А.затем спрашивает детей об их ощущениях. Постепенно перево­дя беседу к тому, как тяжело бывает ходить людям, у которых вместо ног протезы, как трудно научиться ходить на них. Очень важно быть внима­тельными к таким людям, необходимо им помогать.

Просмотр фильма. Сюжет объяснения Русалочки и Принца.

Упражнение "Объяснение"

А теперь, ребята, мы с вами выберем Принца, а несколько девочек по очереди будут Русалочками и попробуют без слов, только мимикой и жестами, объяснить Принцу, что это именно они спасли его во время шторма.

Две—три девочки принимают участие в этом упражнении. И вновь воспитательный момент. Ведущий подчеркивает сложность общения между людьми, лишенными возможности говорить. Отмечается, насколь­ко сложно и в нашей жизни немым людям общаться с окружающими.

И, наконец, заключительный сюжет фильма и наше упражнение —

"Свадьба Принца и Русалочки"

Ребятам предлагается присоединиться к гостям и повеселиться на свадьбе. Они выходят в круг и под музыку танцуют.

Заключение

Вот и закончилась сказка. Мы с вами посмотрели фильм, который был снят на киностудии Уолта Диснея в США. А в нашей библиотеке есть книга Г. X. Андерсена. И окончание сказки было придумано автором вовсе не такое, как вы увидели сейчас в фильме. Об этом вы узнаете, если про­чтете книгу. А во время нашей следующей встречи вы сможете расска­зать, какое же окончание сказки вам больше понравилось, а, быть может, вы сами придумаете свой финал. Мы с нетерпением будем ждать новой встречи с вами, дорогие друзья. А теперь мы поблагодарим друг дру­га за приятную встречу и медленно "выплываем " из зала. Под музыку дети покидают зал.

Поскольку время занятий у нас ограничено (35—45 минут), то кассе­ту с фильмом смотрим либо в сокращении, либо делим на несколь­ко занятий, в зависимости от заинтересованности группы, или в соответствии с игровым сценарием, придуманным библиотекарем.

Подобные мероприятия интересны, прежде всего, тем, что мы "включаем" у детей не только зрительные рецепторы (дети смотрят яр­кий, красочный мультфильм), мы даем им возможность подвигаться, то есть приводим в движение их мышцы спины, шеи, рук, ног и т. д. Дети учатся "слушать" свой организм и объяснять свои ощущения. Посмотреть мультик можно и дома, лежа на мягком диване или сидя в кресле, а вот по­играть в эту сказку интереснее у нас, в библиотеке, вместе с друзьями.

Большой воспитательный эффект имеют краткие отступления, ко­торые применяются в ходе занятия: привитие навыка уважительного отношения к людям, лишенным той или иной возможности, например, речи, движения и т. д., к старшим, да и просто ко всем тем, кто нас окружает. Эти отступления никогда не носят назидательного характера, библиотекарь осторожно подводит детей к тому, чтобы они сами сдела­ли нужный вывод. В данной ситуации очень важно грамотно задать де­тям наводящий вопрос, тесно связанный с ощущениями, которые ребенок только что прочувствовал на себе. На занятиях развиваются творческие способности ребенка. Например: нужно придумать оконча­ние сказки, выбрать или изобрести способ решения той или иной про­блемы, нарисовать, вырезать из бумаги определенный предмет, самую обычную вещь "превратить" в волшебную; артистизм: изобразить голо­сом, движениями, жестами тот или иной персонаж и т. д.

Некоторые библиотекари-профессионалы могут укорить нас в том, что для библиотеки важно как можно больше работать с книгой, а у нас присутствует телевизионный или компьютерный экран. Хочу сразу же ответить: во-первых, не на всех занятиях стандартно используются фильмы, очень часто текст сказки мы читаем из книги или проговари­ваем, демонстрируя иллюстрации из нее; во-вторых, современный ре­бенок настолько привык получать информацию зрительно (с экрана телевизора, с монитора да даже просто с картинки, плаката), что в та­ком виде она детьми легче воспринимается. А, в-третьих, мы обязатель­но оставляем детям интригу: "...а в книге, окончание сказки другое", или "а вот автор по-другому решил эту задачу". Тем самым мы вызыва­ем интерес и желание обязательно обратиться к тексту. Наши наблюде­ния показали, что после занятия более 85 процентов детей непременно прочитывают то произведение, с которым мы только что "поработали". А поэтому перед началом занятия непременно нужно предусмотреть возможный спрос и подготовить необходимое количество книг.

Порой бывает желание провести занятие по очень хорошей сказке и сценарий вроде получается интересный, а в библиотеке этих книг — од­на или две. Что же делать? Отказаться? Возможно. Но проверили мы и другой способ. В конце занятия, на этапе "выхода из сказки", мы сооб­щаем детям, что у нас есть проблема: книга в библиотеке только одна (или две). В таких случаях ребята сами предлагают нам выход из сло­жившейся ситуации: либо берут книгу по очереди, либо мы договарива­емся о громком чтении ее на занятиях "Почитаем книгу вместе".

На игровых занятиях по сказкотерапии используется весь спектр со­временной техники: телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры, ау­диоаппаратура, демонстрационная техника, компакт-диски и т. д. Однако и в маленьких библиотеках, не имеющих подобного оборудова­ния, эти занятия успешно проходят и при наличии только книг. Очень важно нестандартное отношение к своему делу самого библиотекаря, его желание творчески работать, умение профессионально грамотно общаться с детьми. И в этом большую помощь оказывают занятия по психологии общения, проводимые в Окружном центре научно-методи­ческого обеспечения при ЦБС "Лефортово" ЮВАО г. Москвы.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!