ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ
Занятия по сказкам проходят один раз в неделю. Длительность их колеблется от 25 до 45 минут, в зависимости от желания и состояния детей. Очень важно учитывать возраст детей и их психические и физические возможности. В занятиях нет строгой системы. Их можно проводить в любой последовательности. В случае непредвиденного утомления аудитории занятие можно мягко остановить, объяснив, что "волшебная сила" иссякла и нет возможности сегодня продолжать путешествие по сказке, что следующая встреча с героями сказки состоится в другой раз.
Десять "ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ" проведения занятий
1. Места для занятий должно быть достаточно много. На полу необходим ковер. Во время занятий нередко придется сидеть на полу.
2. В процессе расслабления (сидя, лежа, стоя) детям не рекомендуется двигаться, разговаривать, задавать вопросы, потому что процесс "слушания" себя очень тонок и любые разговоры, стуки, хлопки легко разрушают созданную атмосферу. Поначалу ребятам тяжело сидеть смирно, неподвижно, в этот момент ведущему предстоит спокойно, терпеливо объяснять, насколько это важно научиться "слушать" себя, нужно быть мужественным и сильным.
Слово "слушать", постоянно употребляемое на занятиях, означает не только физический слух, но и способность чувствовать, ощущать "внутренние звуки" (от легкости, приятного тепла, "мурашек" до покалывания, тяжести, неприятных ощущений). Если дети ничего не слышат, то поначалу это нормально. Постепенно их чувствительность возрастет.
3. В процессе занятий важно дать детям возможность говорить о своих ощущениях, но иногда предложите им просто молча "послушать себя".
4. Вхождение в сказку является очень важным моментом. Это — момент волшебства, таинства, "наполнения суперэнергией". Для того чтобы представить себя в необычных условиях, нужны "волшебная сила", сверхсила или преодоление определенного барьера, препятствия.
Для выхода из сказки такие приемы излишни. Выход осуществляется сам собой, легко и просто. Энергия, потраченная во время путешествия по сказке, иссякает, ребенок автоматически возвращается на обычный уровень сознания, в реальный мир.
5. Текст сказки является связующим звеном между упражнениями и создает определенную атмосферу. У каждой сказки свой неповторимый дух, свои особенности. Тексты можно пересказывать, но иногда, особенно если это сказки Пушкина, Перро, Андерсена, Киплинга, лучше читать их, чтобы сохранить стиль, тонкую авторскую атмосферу. Разумеется, что при подготовки к занятиям, тексты некоторых сказок приходится сокращать.
6. Сказки можно повторять через некоторые промежутки времени. Дети любят повторения, да и знакомые упражнения воспринимают легче, делают с большим интересом. Не надо тратить силы на его запоминание, можно просто наслаждаться самим процессом.
7. Сказки лишь условно можно поделить на простые и сложные, поэтому важно все-таки постараться построить занятия по принципу "от простого к сложному".
8. Все атрибуты сказок, любую наглядность, музыкальные произведения можно варьировать и заменять другими, упрощать или усложнять.
9. Роль ведущего в занятиях очень велика. От него зависит, какое настроение он создаст, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их. Ведущий должен тонко чувствовать, в каком ритме и темпе проводить занятия, когда уменьшать или увеличивать количество и интенсивность упражнений. От ведущего требуются некоторые психологические способности, чтобы вовремя и точно определить, какого ребенка назначить на ту или иную роль.
10. Необходимо помнить, что все, выполняемое детьми, все их слова, движения, импровизации являются успешными, удачными, наилучшими и прекрасными. И неважно, как это выглядит со стороны. Важно, чтобы дети чувствовали себя раскрепощенными, свободными, чтобы верили в себя и в свои силы. Детей необходимо постоянно подбадривать, словесно поощрять и за особо трудные упражнения непременно хвалить. У писателя В. Солоухина есть замечательное высказывание: "Детство, как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать... Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые — хлебными колосьями, некоторые — злым чертополохом".
Остановимся на конкретных занятиях, которые проходили в детской библиотеке № 73 ЦБС "Лефортово" ЮВАО г. Москвы в 2002 - 2003 гг.
В сказку Г. X. Андерсена "Русалочка" "играли" с группой ребят 6-7 лет. Их было 15 человек. Для занятий использовали помещение компьютерного читального зала. Помимо стеллажей с книжными выставками, в зале находятся пять компьютеров, телевизор с большим экраном, видеомагнитофон, музыкальный центр. Пол в зале покрыт паласом синего цвета, рисунок обивки мягкой мебели — изображения морских звезд, ракушек на синем фоне и т. д. Для оформления зала использовали работы детей, которые они выполняли накануне для различных творческих конкурсов: рыбки, сшитые из лоскутков ткани или вырезанные из цветной бумаги, мерно покачивались на тоненьких ниточках, на стенах рисунки детей на морскую тематику. На книжных выставках представлена литература о море, морских обитателях. На стеллажах различные ракушки, морские звезды и т. д. На экранах компьютеров были установлены заставки "На морском дне" (проплывающие рыбы, покачивающиеся водоросли, поднимающиеся вверх пузырьки воздуха). Свет в зале был немного приглушенным.
Ведущий встречал детей у входа в зал. Всем детям были прикреплены бэджи с именами (это облегчало общение не только ведущего с детьми, но и их самих, так как не все дети были знакомы до занятия).
Вступление
— Дорогие ребята, сегодня мы с вами начнем наше путешествие на морском дне, потому что отправимся в замечательную сказку, которая называется "Русалочка ", а написал эту сказку датский писатель Ганс Христиан Андерсен.
Мы сегодня с вами будем не просто входить в сказку, а вплывать. Под музыку мы будем медленно-медленно погружаться на дно морское.
Погружение в сказку
Включается музыка и дети, имитируя руками плавательные движения, "вплывают" в зал и рассаживаются по местам. Они опускают руки и расслабляют тело.
— Вот мы с вами и оказались на морском дне. Давайте посмотрим вокруг. Что мы видим? (Дети перечисляют различные морские предметы.)
— А теперь, сказка начинается.
Мы включаем видеокассету с диснеевским мультфильмом "Русалочка". Дети смотрят мультфильм до сюжета игр морских принцесс с рыбками. Затем фильм останавливается, и мы предлагаем детям поиграть в игру
"Танец русалок с рыбками".
— Чем отличаются русалки от рыбок?
— А в чем сходство ?
— Сейчас мы поставим ноги крест-накрест "как хвостик", и попробуем, не сходя с места, потанцевать, используя только руки.
Звучит музыка. Дети сначала чуть-чуть пошевеливают кончиками пальцев, затем ладошками, предплечьями, затем всей рукой. Движения под музыку волнообразные, мягкие. Ведущий предлагает прислушаться к своим ощущениям, почувствовать, как возникает в руках усталость. Дети возвращаются на места и расслабляются.
Сказка продолжается.
Просматриваем сюжет мультфильма до момента сбора Русалочкой различных предметов с затонувших кораблей.
— А теперь мы с вами поиграем в игру, которая называется
" Чудесный мешочек".
— У нас есть такой "волшебный мешочек". Давайте попробуем угадать, что же за предметы положила в него Русалочка.
Дети по очереди выходят к ведущему, опускают руку в мешочек и на-ощупь пытаются угадать, что же за предмет находится в мешочке. (А в мешочке лежат ракушки, камешки, игрушка-краб или рак и т. д.). Ведущий предлагает передать свои ощущения, какой этот предмет наощупь. Затем ребенок достает предмет, и все рассматривают его, отмечая красоту формы ракушки или необычность ее окраски.
И вновь возвращаемся к просмотру сказки.
Останавливаем фильм после сюжета о шторме.
Упражнение "Буря"
Дети встают и соединяют вытянутые вперед руки "в замочек", имитируя тем самым нос корабля. Медленно покачиваясь из стороны в сторону, уравновешиваем дыхание: в одну сторону — вдох, в другую — выдох. Звучит музыкальное произведение "Шторм". Звуки музыки помогают детям перейти от спокойных плавных движений к более сильным. Движения становятся более резкими, все тело в такт музыке наклоняется то в одну, то в другую сторону. Затем ведущий
громко хлопает в ладоши и сообщает, что корабль разбился. Дети резко останавливаются, опускают руки и прислушиваются к своим ощущениям в теле.
Затем мы смотрим сюжет фильма о спасении людей с тонущего корабля.
Упражнение "Спасение"
Перед началом упражнения ведущий разбрасывает в центре зала различные игрушки: куклы, медвежонок, котенок, собака, мышка, обезьянка и т. д.
— Ребята мы видели с вами, как спасались люди с тонущего корабля. Вот и наш корабль тоже попал в шторм. Вы сейчас сможете спасти только кого-то одного.
Дети подходят и выбирают понравившуюся игрушку, а затем по очереди объясняют, почему именно эту игрушку они выбрали, как они ее спасали бы. Игрушка мышка взята нами была не случайно. Попутно мы рассказали ребятам, что мыши или крысы на корабле жили всегда. По их поведению матросы узнавали о приближающемся шторме или о надвигающейся беде.
И вновь мы возвращаемся к фильму. Смотрим его до сюжета, описывающего визит Русалочки к ведьме.
Конкурс "Хохот ведьмы"
— А теперь мы объявляем конкурс на самую лучшую ведьму, на самую безобразную, на самую громкую.
Дети пробуют хохотать очень громко, некрасиво. И общим решением сами выбирают победителя конкурса. Победитель получает приз. Непременно отмечаются его артистические способности, а не внешние данные.
Просматриваем сюжет фильма, в котором Русалочка наконец-то обретает ножки.
Упражнение "Иглы"
— Ребята, давайте представим себе, что у нас тоже раньше не было ножек и мы впервые так же, как и Русалочка, сейчас встаем на них и пытаемся ходить.
Ведущий предлагает пройти детям босиком по аппликатору Кузнецова. А.затем спрашивает детей об их ощущениях. Постепенно переводя беседу к тому, как тяжело бывает ходить людям, у которых вместо ног протезы, как трудно научиться ходить на них. Очень важно быть внимательными к таким людям, необходимо им помогать.
Просмотр фильма. Сюжет объяснения Русалочки и Принца.
Упражнение "Объяснение"
— А теперь, ребята, мы с вами выберем Принца, а несколько девочек по очереди будут Русалочками и попробуют без слов, только мимикой и жестами, объяснить Принцу, что это именно они спасли его во время шторма.
Две—три девочки принимают участие в этом упражнении. И вновь воспитательный момент. Ведущий подчеркивает сложность общения между людьми, лишенными возможности говорить. Отмечается, насколько сложно и в нашей жизни немым людям общаться с окружающими.
И, наконец, заключительный сюжет фильма и наше упражнение —
"Свадьба Принца и Русалочки"
Ребятам предлагается присоединиться к гостям и повеселиться на свадьбе. Они выходят в круг и под музыку танцуют.
Заключение
— Вот и закончилась сказка. Мы с вами посмотрели фильм, который был снят на киностудии Уолта Диснея в США. А в нашей библиотеке есть книга Г. X. Андерсена. И окончание сказки было придумано автором вовсе не такое, как вы увидели сейчас в фильме. Об этом вы узнаете, если прочтете книгу. А во время нашей следующей встречи вы сможете рассказать, какое же окончание сказки вам больше понравилось, а, быть может, вы сами придумаете свой финал. Мы с нетерпением будем ждать новой встречи с вами, дорогие друзья. А теперь мы поблагодарим друг друга за приятную встречу и медленно "выплываем " из зала. Под музыку дети покидают зал.
Поскольку время занятий у нас ограничено (35—45 минут), то кассету с фильмом смотрим либо в сокращении, либо делим на несколько занятий, в зависимости от заинтересованности группы, или в соответствии с игровым сценарием, придуманным библиотекарем.
Подобные мероприятия интересны, прежде всего, тем, что мы "включаем" у детей не только зрительные рецепторы (дети смотрят яркий, красочный мультфильм), мы даем им возможность подвигаться, то есть приводим в движение их мышцы спины, шеи, рук, ног и т. д. Дети учатся "слушать" свой организм и объяснять свои ощущения. Посмотреть мультик можно и дома, лежа на мягком диване или сидя в кресле, а вот поиграть в эту сказку интереснее у нас, в библиотеке, вместе с друзьями.
Большой воспитательный эффект имеют краткие отступления, которые применяются в ходе занятия: привитие навыка уважительного отношения к людям, лишенным той или иной возможности, например, речи, движения и т. д., к старшим, да и просто ко всем тем, кто нас окружает. Эти отступления никогда не носят назидательного характера, библиотекарь осторожно подводит детей к тому, чтобы они сами сделали нужный вывод. В данной ситуации очень важно грамотно задать детям наводящий вопрос, тесно связанный с ощущениями, которые ребенок только что прочувствовал на себе. На занятиях развиваются творческие способности ребенка. Например: нужно придумать окончание сказки, выбрать или изобрести способ решения той или иной проблемы, нарисовать, вырезать из бумаги определенный предмет, самую обычную вещь "превратить" в волшебную; артистизм: изобразить голосом, движениями, жестами тот или иной персонаж и т. д.
Некоторые библиотекари-профессионалы могут укорить нас в том, что для библиотеки важно как можно больше работать с книгой, а у нас присутствует телевизионный или компьютерный экран. Хочу сразу же ответить: во-первых, не на всех занятиях стандартно используются фильмы, очень часто текст сказки мы читаем из книги или проговариваем, демонстрируя иллюстрации из нее; во-вторых, современный ребенок настолько привык получать информацию зрительно (с экрана телевизора, с монитора да даже просто с картинки, плаката), что в таком виде она детьми легче воспринимается. А, в-третьих, мы обязательно оставляем детям интригу: "...а в книге, окончание сказки другое", или "а вот автор по-другому решил эту задачу". Тем самым мы вызываем интерес и желание обязательно обратиться к тексту. Наши наблюдения показали, что после занятия более 85 процентов детей непременно прочитывают то произведение, с которым мы только что "поработали". А поэтому перед началом занятия непременно нужно предусмотреть возможный спрос и подготовить необходимое количество книг.
Порой бывает желание провести занятие по очень хорошей сказке и сценарий вроде получается интересный, а в библиотеке этих книг — одна или две. Что же делать? Отказаться? Возможно. Но проверили мы и другой способ. В конце занятия, на этапе "выхода из сказки", мы сообщаем детям, что у нас есть проблема: книга в библиотеке только одна (или две). В таких случаях ребята сами предлагают нам выход из сложившейся ситуации: либо берут книгу по очереди, либо мы договариваемся о громком чтении ее на занятиях "Почитаем книгу вместе".
На игровых занятиях по сказкотерапии используется весь спектр современной техники: телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры, аудиоаппаратура, демонстрационная техника, компакт-диски и т. д. Однако и в маленьких библиотеках, не имеющих подобного оборудования, эти занятия успешно проходят и при наличии только книг. Очень важно нестандартное отношение к своему делу самого библиотекаря, его желание творчески работать, умение профессионально грамотно общаться с детьми. И в этом большую помощь оказывают занятия по психологии общения, проводимые в Окружном центре научно-методического обеспечения при ЦБС "Лефортово" ЮВАО г. Москвы.