Тема доклада: «Представление педагогического опыта по теме «Развитие волевой сферы детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации». В своём выступлении Лидия Ивановна рассказала присутствующим о том, что воля неразрывно связана с мыслительной деятельностью и чувствами, так как она позволяет человеку удерживать себя от совершения необдуманных поступков. Именно волевые усилия мы должны прилагать, чтобы противостоять воздействию негативных эмоций. Эмоции мы можем наблюдать уже у двухмесячного младенца, они проявляются в комплексе оживления, то есть, в улыбке и двигательной активности при появлении взрослого. Воля формируется длительное время, заметить начало ее формирования можно в возрасте одного года, а завершается этот процесс как раз в подростковом возрасте и далее совершенствуется всю жизнь.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Развитие волевой сферы детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации»»
Черкесова Лидия Ивановна,
воспитатель ОГКУСО СРЦН «Радуга» в г.Димитровграде
Развитие волевой сферы детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации
Приёмы индивидуального воздействия
1. Мобилизация внутренних сил на выполнение задания:
■ раскрыть его возможности, умения;
■ убедить в необходимости предстоящей работы;
■ раскрыть перспективы его усилий;
■ определить содержание конкретных видов труда.
2. Активизация волевой установки:
■ глубокая мотивировка целей;
■ разработка правил повседневного эффективного труда.
3. Одобрение первых успехов в деятельности:
■ некоторое завышение оценки положительных результатов деятельности подростка;
■ ситуация успеха.
4. Оберегание самолюбия:
■ подготовка специальных заданий;
■ отдельное опрашивание;
■ сообщение классу только положительных результатов его работы.
5.Подчёркивание неизбежности выполнения задания:
точное указание ученику, что делать, когда прийти на консультацию, когда отчитаться о выполненной работе;
сочетание требовательности и доверия.
6. Предупреждение ошибок путём стимулирования самоконтроля:
помочь подростку разобраться в его ошибках, предупредить их («Подумай, прочитай это правило, ошибка здесь»).
7. Стимулирование усилий на немедленное выполнение задания:
перестройка мотива;
побуждение выполнить задание тотчас же (доброжелательная индивидуальная беседа, похвала — побуждение к выполнению принятого решения, конкретная помощь в преодолении трудностей в учении, труде, привлечение внимания школьника к общественному мнению коллектива и педагогов, ориентация на положительный опыт, подчёркивание доверия к подростку, побуждение к самоконтролю, положительная оценка волевых усилий в присутствии коллектива, побуждение коллектива к похвале товарища).