СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей "Пальцы помогают говорить"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В предоставленной консультации родители и другие взрослые, которые находятся рядом с дошкольником, могут найти для себя информацию как теоретическую, так и практическую по работе с мелкой моториков пальчиков.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Пальцы помогают говорить"»







КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ

РОДИТЕЛЕЙ



ПАЛЬЦЫ

ПОМОГАЮТ

ГОВОРИТЬ




















ПАЛЬЦЫ ПОМОГАЮТ ГОВОРИТЬ


У детей довольно часто наблюдается задержка в развитие речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или поражений центральной нервной системы. В чём же причина задержки речи? Считалось, что главное от чего зависит развитие речи – это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: родители обычно получают совет – больше разговаривать с ребёнком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами. Конечно это важное условие, чтобы ребёнок заговорил, но нужно учесть ещё и другое.

Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становится ясно, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью. Может быть развитие речи зависит от развития моторики ребёнка в целом? Нет. Наблюдения показали, что это не так. Около 1/3 всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

Проведённые исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей.

Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни провели такой опыт: просили ребёнка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика (сделай вот так, показывая как надо сделать). Дети, которым удаётся повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И наоборот, если дети не говорят, то пальцы у них напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые, ватные, и не делают отдельных движений. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удастся.

При исследовании двигательной функции руки учёные установили, что детям (после 3-х лет) доступны позы пальцев: гусь, коза, ножницы, кольцо. Дети после 5-ти лет могут изобразить лошадь, кулак, ребро. Если ребёнок затрудняется, то наблюдаются нарушения.

В чём же заключается связь движений пальцев и речи? Движения пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она ещё долгое время была связана с жестикулярной речью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. Из поколения в поколения люди выполняли всё более тонкую, сложную работу. В связи с этим, происходило увеличение двигательной проекции кисти руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми 6-7 месяцев. В этот период полезно делать массаж-поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и упражнения: брать каждый пальчик ребёнка по отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно. С 10-ти месячного возраста следует давать ребёнку перебирать сначала крупные предметы, затем более мелкие.

Для этой цели хороши деревянные раскрашенные бусы, нанизанные на резинку.


Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики

можно предложить:

  • мозаику (мелкую и крупную), все возможные пирамидки, наборы коробочек для собирания в них мелких камешков и т.д.;

  • наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры кистей рук);

  • наборы колец разной величины для нанизывании их на стержень;

  • цветные клубочки ниток (для перематывания);

  • пособия по застёгиванию пуговиц различной величины, кнопок, крючков;

  • наборы верёвочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков;

  • наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на ощупь);

  • дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узора из мелких камешков и т.п.;

  • пластмассовые, деревянные палочки или «волшебные спички» (для индивидуальной работы с ребёнком; это окрашенные в разные цвета спички) для выкладывания узоров по образцу.


Хорошим средством для развития движений пальцев является игра в «Театр пальчиков» для детей с 1,5 лет.

Пальчиковые игры не должны быть продолжительнее 5 минут в день. Этого достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребёнка.


Предлагаем несколько комплексов пальчиковых игр и упражнений:


  • 1. «Двое разговаривают»: согнуть обе руки в кулак, большие пальцы вытянуты вверх, приблизить их друг к другу.

2. «Стол»: правую руку согнуть в кулак, на неё сверху положить горизонтально левую руку.

3. «Кресло»: правую руку согнуть в кулак, а левую прислонить к ней вертикально.

4. «Ворота»: соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или согнуть внутрь.

5. «Мост»: поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук.

6. ПОТЕШКА «По грибы»: попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы грибы идём искать.

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл, этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик всё съел,

От того и потолстел.


  • 1. «Ромашка»: соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны.

2. «Тюльпан»: полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка.

3. Сжимание и разжимание кистей рук на счёт раз-два

4. ПОТЕШКА «Алые цветы»: ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производят плавные покачивания кистями рук, затем пальцы медленно закрываются, приобретая форму цветка, производятся покачивания головкой цветка.

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают

Головой качают.













Комплекс пальчиковых игр и упражнений:

  • 1. «Двое разговаривают»: согнуть обе руки в кулак, большие пальцы вытянуты вверх, приблизить их друг к другу.

2. «Стол»: правую руку согнуть в кулак, на неё сверху положить горизонтально левую руку.

3. «Кресло»: правую руку согнуть в кулак, а левую прислонить к ней вертикально.

4. «Ворота»: соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или согнуть внутрь.

5. «Мост»: поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук.

6. ПОТЕШКА «По грибы»: попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы грибы идём искать.

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл, этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик всё съел,

От того и потолстел.

  • 1. «Ромашка»: соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны.

2. «Тюльпан»: полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка.

3. Сжимание и разжимание кистей рук на счёт раз-два

4. ПОТЕШКА «Алые цветы»: ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производят плавные покачивания кистями рук, затем пальцы медленно закрываются, приобретая форму цветка, производятся покачивания головкой цветка.

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают

Головой качают.