Консультация
для родителей
«Поиграй со мною, мама!»
(игры народов Южного Урала)
«Значение игры в жизни дошкольника»
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного, социально желательного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка, внимание, память, ловкость, дисциплинированность. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту, способ усвоения общественного опыта. Игры пробуждают новые картины в сознании детей, помогают развивать физические качества.
Участие взрослых в играх приносит двойную пользу: доставляет детям много радости, а родителям дает возможность лучше узнать своего ребенка, стать ему другом.
Знакомство с играми народов Южного Урала позволяет обогащать словарный запас детей терминами народов Южного Урала, развивать диалогическую речь. Приобщать детей к игре в народные игры. Развивать эмоции детей с помощью игр.
Воспитывать интерес детей к прошлому своего края, к истории Южного Урала, к культуре своего народа. Прививать любовь детей к народным играм, приобщать их к правилам взаимоотношений со сверстниками во время игры, решать спорные вопросы и улаживать конфликты детей с помощью речи.
Уважаемые родители, если вы хотите, чтобы детство для вашего ребёнка было незабываемым подарите его своему ребёнку, играйте с ним, будьте для него другом и не бойтесь показаться смешным. Дети очень «чистые» и искренние и потому оценят по достоинству всё, что мы (взрослые), им даём…
Играйте со своими детьми и будьте счастливы вместе…
Прибаутки
* *
Наша доченька в дому
Что оладышек в меду,
Что оладышек в меду,
Сладко яблоко в саду.
* * *
Кошка в лукошке
Рубашечку шьет,
А кот на печи
Сухари толчет.
У нашей кошки
Три сдобные лепешки,
А у нашего кота
Три погреба молока.
* * *
Журавель долгоногий
На мельницу ездил,
Диковинку видел:
Козел муку мелет,
Коза засыпает,
Маленькие козлятки
В амбарах гуляют,
Муку насыпают,
Рогами согревают.
А барашки — круты рожки
По улице ходят,
В дудочку играют.
А вороны — стары жены
Пошли танцевати.
А сороки-белобоки
Пошли примечати:
Ногами топ-топ,
Глазами хлоп-хлоп.
* * *
Кот на печку пошел,
Горшок каши нашел,
На печи калачи,
Как огонь горячи,
Пряники пекутся,
Коту в лапы не даются.
* * *
—
* * *
Сбил, сколотил — вот колесо,
Сел да поехал — ах, хорошо!
Оглянулся назад —
Одни спицы лежат!
* * *
На пеньке я сижу,
Мелки колышки тешу,
Огород горожу,
Капусту сажу,
Да кучерявенькую,
Белую, сладенькую.
* * *
Я умница-разумница.
Про то знает вся улица:
Петух да кошка,
Поп Брошка
Да я немножко.
* * *
Котик, коток,
Кудреватый лобок!
Сидит кот у ворот,
К себе милую ждет.
Кошечка — в окошечке,
Кошурки — в печурке,
Котятки — в подлавке.
— А кто у вас большой?
— А кто у вас меньшой?
— Мы все подрастем,
За мышами пойдем.
***
Летит пуля, жужжит, я вбок —
она за мной, я в другой —
она за мной, я упал в куст —
она меня хвать в лоб,
я цап рукой — ан это жук!
***
Докучная сказка — сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя. Звенья могут скрепляться при помощи специальной фразы «не начать ли сказочку сначала», после которой фрагмент повторяется вновь и вновь. В некоторых из докучных сказок рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора сказочки. Сюжет сказочки не развивается, связующий вопрос вызывает у слушателя только недоумение и досаду.
Докучные сказки
* * *
Жили-были баран да овца,
Поставили они стожок сенца.
Не начать ли сказку с конца?
Жили-были баран да овца...
* * *
Пришел медведь к броду,
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис,
Вымок, выкис,
Вылез, высох,
Встал на колоду —
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис,
Вымок, выкис,
Вылез, высох,
Встал на колоду —
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок...
* * *
Жили-были два павлина,
Вот и сказки половина.
Жили-были два гуся,
Вот и сказка вся!
* * *
Жил-был дед со старухою,
Была у них избушка,
А в избушке лохань,
А в лохани мочало.
Не сказать ли вам сказочку
Сначала?
• Был себе человек Яшка (Сашка),
на нем серая сермяжка, на поясе пряжка, на шее тряпка,
на голове шапка —
хороша ли моя сказка?
• Жил-был журавль с журавлихой, поставили они стожок сенца —
не сказать ли опять с конца?
Русская народная словесная игра
«Чепуха»
Правила: водящего выбирают по считалке.
Каждый загадывает какой-нибудь предмет.
Ведущий задает вопросы (про действия): «Чем ты сегодня умывался?», «Что ты сегодня ел?»
Тот, чей ответ больше подойдет, становится водящим.
Башкирская народная игра
«Хакысташ» («Биштат»)
(игра с камешками для девочек)
Правила: очередность устанавливается считалкой, если камешек, подлежащий ловле на лету, упадет, игрок выбывает из игры, передает камешки очередному. Всего в игре две части.
Первая часть- начинающий подбрасывает 5 камешков вверх, рассыпая их по земле. Пятый из упавших подбрасывается снова и подхватывается первый из рассыпанных по земле, ловится брошенный вверх, до падения, так ловятся все оставшиеся камешки. Затем снова все камешки рассыпаются, и надо их ловить по две штуки.
Вторая часть- подбрасываются все камешки, надо их ловить тыльной стороной ладони и подбрасывать снова вверх, ловить по одному. Кто завершит первую и вторую части, тот выиграл.
Задачи: способствовать развитию быстроты движений рук, развивать внимательность, стремление к достижению пели.