Консультация для родителей
«Ребенок на пороге школы»
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст.
К концу дошкольного возраста ребенок должен обладать высоким уровнем
познавательного и личного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно
учиться в школе.
Для воспитателей и родителей предстоит большая работа в подготовке
будущего первоклассника. Они вместе должны приложить все усилия в этой
нелегкой работе. В течении года родителям предлагается:
Мы уже знаем, дети, которые в семье получают достаточное внимание и
любовь, а также разнообразные впечатления. С которыми родители
систематически занимаются, в школе более спокойны, они самостоятельнее,
сообразительнее и добросовестнее в выполнении школьных обязанностей, чем
дети, с которыми предварительно мало занимались.
Исключительную роль в подготовке детей к школьному обучению играет
детский сад. Дошкольное учреждение дает детям основы знаний и умений в сфере социальных представлений и практики, полноценно развивает психические процессы, формирует интерес к игре, посильному труду и обучению, способствует привитию навыков культуры поведения.
Чтобы ребенок хорошо адаптировался к школе, мог успешно учиться, он
должен иметь определенный уровень зрелости тех функций, которые
специалисты называют школьнозначимыми, познавательными. Прежде всего
они обеспечивают его способность заниматься успешной деятельностью,
сосредоточенно и целенаправленно работать под руководством педагога. Один
из главных показателей такой готовности – организация деятельности.
Нарушение организации деятельности и внимания – характерная особенность
непосед.
В шесть лет это проявляется, как:
много ошибок, иногда выполняет только часть;
работу до конца;
не умеет работать по плану, действует методом проб и ошибок;
способен принять помощь взрослого, но сам, как правило, не вносит исправления по ходу деятельности.
Планируя работу по подготовке к школе, взрослые особое внимание
уделяют развитию речи, памяти, моторных функций, зрительного восприятия,
и тех функций, на основе которых формируются базовые учебные навыки
( письмо, чтение, счет).
Обязательно нужно упорядочить режим дня. Ребенок должен не только
твердо знать, но и привыкнуть к тому, что в определенное время он встает,
гуляет, ест, занимается. В этом случае ему легче организовать свою работу,
выработать правильные привычки. Наверное, следует напомнить, что ребенок –
дошкольник учится постоянно. Поэтому какую – то часть необходимых
представлений, сведений, знаний он получает не садясь специально за стол.
И прежде всего это относится к развитию речи. Шестилетний ребенок должен
уметь определять положение предметов на плоскости, знать слова обозначающие
местоположение и правильно понимать их значение: впереди, сзади, справа, слева,
сверху, над, за, под, перед. Еще шестилетний ребенок должен различать и
правильно называть основные геометрические функции – круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник.
Сравнивать и различать предметы по величине – большой, маленький.
Один из показателей речевого развития ребенка – формирование фонематического
слуха, т.е. умение узнавать и различать звуки на слух.
Обучение письму так же одна из наиболее существенных проблем при
подготовке к школе. Чтобы подготовить руку ребенка к письму нужно прежде
всего развивать его способность выполнять сложнокоординированные
графические движения. Но сначала необходимо научить его правильно
располагать тетрадь и держать ручку ( при работе праворукого ребенка свет
должен падать слева у леворукого - справа). Очень эффективны для подготовки
к письму и чтению задания на различие (уметь находить сходство и различать
форму, буквы, фигуры, объекты) на классификацию (выделять специфические
признаки предметов), деление целого на части и составление целого из частей
(складывать фигуры и буквы из частей и т.п.) они способствуют формированию
зрительно –пространственного восприятия, внимания.
В 5-6 лет ребенок способен одновременно сравнивать, выделять предметы,
фигуры, различать наклон, вертикальные и горизонтальные линии, их высоту,
точно воспринимать и копировать образец фигуры, буквы. Именно эти
способности – основа успешного обучения письму.
Очень важно развивать – зрительную память ребенка, необходимую при
обучении письму, чтению, счету.
Кроме учебных навыков для успешного обучения в школе необходимо,
чтобы ребенок достиг определенного уровня личностного развития. Под
определенным уровнем понимают три сферы жизненных отношений – с
близкими взрослыми, со сверстниками, к самому себе.
Советы родителям: «Не спешите в школу»
на насильственном внушении ему правил и запретов. Ребенок не может оторваться от игры – играйте во все, что встречается в его жизни: «детский сад», «больница», «автобус», и пусть он в играх выступает положительным героем, кого-то спасающим или кем-то руководящим.
В играх смейтесь вместе над безответственностью, эгоизмом, глупостью и т.д.
Давайте возможность ребенку общаться с ровесниками, побуждайте его к такому общению, учите его сотрудничать, прощать обиды. Разъясняйте последствия его ошибок, побуждайте одолевать трудности, помогая и радуясь вместе с ним его победам. Успех пробуждает веру в свои силы!
Обязательно установите для ребенка посильные ежедневные обязанности, которые он будет четко знать. И обязательно объясните, что последует за их невыполнение!
Поощряйте любое стремление ребенка к самостоятельности, принятию собственных решений, ответственному отношению к делу. Если речь идет о мальчиках – главную роль в этой работе должен играть отец.
Будьте по возможности спокойны, старайтесь
поменьше кричать на ребенка, угрожать ему,
высмеивать его. Вы добьетесь обратного
результата – для него важно вызвать любую
вашу реакцию, он и дальше будет вести себя
так, вызывая у вас хоть эти эмоциональные
формы внимания.
НЕ СПЕШИТЕ ТУДА.
Пусть он войдет в класс в восемь, но уже сознательным школьником. А пока на легком материале втягивается в учебу, стремится к достижению результата.
И пожалуйста, дорогие родители, в требованиях к ребенку будьте единомысленны друг с другом, любой ценой идите на взаимные компромиссы: расхождения в требованиях к ребенку, предъявляемых школой и семьей или разными членами семьи, здесь просто фатально вредны!