СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей учителя-логопеда Карамышевой Н.В. «ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР (общим недоразвитием речи)»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация  учителя-логопеда Карамышевой Н.В. «ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С  ОНР (общим недоразвитием речи)» разработана для родителей детей, имеющих речевую патологию.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей учителя-логопеда Карамышевой Н.В. «ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР (общим недоразвитием речи)»»

Консультация для родителей

учителя-логопеда Карамышевой Н.В.

«ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ

ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР (общим недоразвитием речи)»


Профессор Левина Р.Е., изучая наиболее тяжёлые речевые расстройства, выделила и подробно описала такую категорию детей, у которых наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур. У дошкольников с ОНР в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем, а, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования, словарный запас отстаёт от нормы как по количественным, так и по качественным показателям, страдает связная речь. Общее недоразвитие речи у детей условно подразделяют на три уровня:

Первый уровень общего недоразвития речи

У ребёнка отсутствует общеупотребительная речь. Он использует для общения отдельные звуки и некоторые сочетания – звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов. Причём одни и те же звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с ними. Эти факты указывают на крайнюю бедность словарного запаса, в результате чего ребёнок вынужден прибегать к активному использованию жестов, мимики, интонации. Речь детей на 1-м уровне малопонятна для окружающих и имеет жёсткую ситуативную привязанность.

Второй уровень общего недоразвития речи

В речи детей появляются 2,3-4 – словные фразы. Словарный запас у ребёнка по-прежнему значительно отстаёт от нормы: выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детёнышей, одежду, мебель, профессии. Дети не знают цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова близкими по смыслу. Дошкольники могут ответить на вопросы по картине, связанные с семьёй, знакомыми событиями окружающей жизни. Пользуются только простыми предложениями. Часто предлоги в предложении пропускают вовсе. Обращённую речь начинают понимать значительно лучше за счёт различения некоторых грамматических форм: единственное и множественное число существительных и глаголов, значения предлогов различаются только в хорошо знакомой ситуации, неплохо различают и понимают формы женского и мужского рода глаголов прошедшего времени. В речи ребёнка присутствуют многочисленные искажения звуков, замены и смешения. Нарушено произношение твёрдых и мягких звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих. Изолированно звуки детьми произносятся уже правильно, а в самостоятельной речи искажаются или пропускаются. Остаются трудности в усвоении звуко-слоговой структуры: может быть нарушена звуконаполняемость слова, заменяются слоги в слове и др. Недостаточно развито фонематическое восприятие.

Третий уровень общего недоразвития речи

Ребёнок пользуется развёрнутой фразовой речью, в которой присутствуют лексико-грамматические и фонетико-фонематические ошибки. В самостоятельной речи ребёнок смешивает звуки (шипящие и свистящие, соноры, аффрикаты), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков. Правильно повторяя вслед за логопедом 3-4 сложные слова, дети нередко искажают их в речи, сокращая количество слогов, переставляя звуки в слове и т.д. На фоне относительно развёрнутой речи наблюдается неточность в употреблении многих лексических значений. В самостоятельной речи преобладают существительные и глаголы. Мало слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Дети не умеют пользоваться способами словообразования, нередко заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению.

В самостоятельных высказываниях преобладают простые распространённые предложения, почти не употребляются сложные конструкции.

Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.

Понимание обращённой речи значительно развивается и приближается к норме.

Предупреждение речевых нарушений.

Стимуляция формирования речевой функции имеет большое значение для развития ребёнка. Следует всемерно содействовать тому, чтобы период овладения ребёнком двигательными навыками (сидение, ползание, ходьба, тонкие движения рук и др.), и в частности речевым моторным аппаратом, протекал благоприятно. Необходимо создавать условия для осуществления разнообразных двигательных реакций, способствовать играм младенца голосом. Формирование речедвигательной функции тесно связано с развитием общей моторики и в особенности с манипулятивной деятельностью рук.

У детей первых лет жизни особое значение имеет развитие понимания речи, что в значительной степени зависит от речевого поведения взрослых.

Понимание речи происходит у ребёнка путём установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими малыша. Родитель поступает неправильно в тех случаях, когда стремится по мимике и жестам угадать желание ребёнка. При этом у ребёнка не появляется необходимость в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов.

В семье должны знать требования к речи ребёнка, которые необходимо выполнять. Формировать речевые умения надо соответственно возрастной норме.

Не следует в начальный период развития речи перегружать малыша усвоением трудных для произношения и малопонятных слов, заучиванием стихов и песен, не соответствующих возрасту.

К 3-м годам у нормально развивающегося ребёнка словарь включает 1000-1200 слов. Малыш употребляет почти все части речи, распространённые предложения, его общение со взрослыми и детьми становится речевым. В этот период Ваш ребёнок становится «почемучкой», задавая Вам много вопросов, на которые нужно отвечать. К 3-м годам жизни малыша его собственная речь становится самостоятельным видом деятельности.

При общении с ребёнком, который уже начал говорить, следует задавать ему простые вопросы, терпеливо ждать ответ, уметь выслушать и правильно ответить.

Окружающие люди своей плавной, чёткой по артикуляции и построению фразы спокойной речью побуждают его к подражанию такому оформлению высказывания. В случае появления у ребёнка быстрого темпа речи, «захлёбывания» словами, «лавинообразного» развития и накопления словаря и развития фразовой речи, необходим особый режим с ограничением введения в лексикон ребёнка новых слов и понятий и в целом речевой нагрузки.

К4-5-ти годам у ребёнка имеется довольно большой словарный запас. Внешнее оформление речи производит благоприятное впечатление. Обычно исчезают недостатки звукопроизношения. В тех случаях, когда окружающие взрослые имеют неправильное произношение либо, забавляясь, копируют речь ребёнка, процесс овладения правильным произношением звуков затрудняется, дефекты речи закрепляются и в дальнейшем такому ребёнку бывает необходимо специальное коррегирующее обучение у логопеда.

В процессе становления речи дети прохоят через так называемые физиологические запинки, что проявляется в прерывистости речевого потока, многократном повторении слогов и слов, произнесении слов в период вдоха. Эти явления, также как и неправильное произношение звуков, связаны, главным образом, с незрелостью координаторных механизмов в деятельности переферического речевого аппарата и обычно исчезают к 4-5-ти годам. Однако эти речевые запинки могут перейти в настоящую речевую патологию, если в этот период ребёнка будет окружать напряжённая психологическая обстановка в семье или его речевое воспитание будет неправильным. Детей не следует наказывать за недостатки речи, передразнивать или раздражённо поправлять.

Ребёнок в этот период должен быть ограждён от пребывания в конфликтных ситуациях, от участия в эмоционально значимых для него мероприятиях. Помочь становлению речи можно, разучивая с ребёнком короткие ритмичные стихи и песни, пением и декламацией сопровождая движения, совершаемые в определённом ритме. Необходимо приучать ребёнка говорить с умеренной скоростью. Разговаривать с детьми надо всегда спокойным тоном, чётко произнося слова, договаривая окончания.

Выполнение этих рекомендаций поможет становлению правильной речи

у Вашего ребёнка.

5