СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей "Воспитание у детей культуры поведения за столом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная консультация знакомит родителей с организацией детского питания и решением воспитательных задач по формированию у детей культуры трапезы

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Воспитание у детей культуры поведения за столом"»

Консультация для родителей



Воспитание у детей

культуры поведения за столом



воспитатель Стародубцева Г.П.



Организация детского питания напрямую связана со столовым этике­том и решением воспитательных задач — формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребенку быть уверенным в себе. Задача воспитателей, а также родителей — научить дошкольника правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительными в застольном общении.

Уже с раннего возраста следует вырабатывать правильное отно­шение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми при­борами и салфетками. Воспитатель способствует формированию навыка у детей мыть руки перед едой, правильно сидеть во время приема пищи: не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол. Педагог должен следить, чтобы во время еды воспитанники не спешили, не отвлека­лись и не играли столовыми приборами, не набивали рот и не разговаривали при этом и т. д.

Обучать правилам поведения за сто­лом можно как на специально организо­ванных занятиях, так и во время приема пищи. Завтракая и обедая вместе с деть­ми, воспитатель должен демонстриро­вать им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения.



Формировать культурно-гигие­нические навыки необходимо последо­вательно и постепенно с учетом возраст­ных особенностей ребенка.

Обучение правилам этикета начинается с 3-летнего возраста с последующим усложнением на каждом возрастном эта­пе дошкольного детства.

Во время приема пищи на чистом столе должны находиться общие пред­меты, необходимые во время еды: солон­ка, хлебница, салфетница, по возможно­сти ваза с цветами.

По необходимости следует разрешать детям обращаться к сидящим за столом людям, при этом не следует одергивать, делать им бесконечные замечания. Воспитателю целесообразно находиться за столом вместе с детьми, поскольку взрослый человек способен создать дружескую атмос­феру. Своим примером он ненавязчиво приучает их к хорошим манерам, может оказать помощь в трудный момент. Не следует допускать, чтобы прием пищи превратился в поле битвы за хорошие манеры детей. Они приобретаются путем многократных упражнений, а также благодаря среде, в которой постоянно находятся воспитанники.

Приучая малыша к новому блюду, рекомендуется подавать не весь его объ­ем, а немного, делая акцент на том, что его порция меньше.

Прежде всего следует обеспечить по­стоянное выполнение установленных ги­гиенических правил, объясняя их значе­ние. На первых порах важно помочь ре­бенку освоить тот или иной навык. Не следует торопить дошкольника, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, намыливает ру­ки). Ни в коем случае нельзя выполнять это действие за него. Осваивая новый на­вык, ребенок обычно стремится много­кратно выполнить определенное движе­ние. Постепенно он приучается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. При этом взрос­лый только напоминает или спрашивает, не забыл ли дошкольник сде­лать необходимое действие. В дальнейшем воспитатель предоставляет ему почти полную самостоятельность, но постоянно проверяет соблю­дение навыков. Хорошо сформированные действия выполняются ре­бенком легко и быстро, по собственной инициативе и без каких-либо напоминаний. Если он и забудет о чем-то, например, сядет за стол, не вымыв руки, то малейшего напоминания оказывается достаточно, что­бы он исправил свою ошибку.

Общение с детьми во время еды требует тщательной психологи­ческой подготовки. Известно, что поддерживать беседу — это мастер­ство, научиться которому не так уж легко. Главное — разговоры не должны носить ни обучающего, ни назидательного характера. Темы должны быть нейтральными, например, можно поговорить о продук­тах, из которых приготовлен обед, о том, что из еды больше всего детям нравится, и т. д. При этом пожелание "приятного аппетита" — обяза­тельно!

Знание столового этикета формирует у ребенка уверенность. Введение определенных правил должно быть постепенным, обу­чающим.

Следует обратить внимание и на гостевой этикет. Воспитатель должен ознакомить дошкольников с пра­вилами в различных этикетных ситуациях, связан­ных с общением.

Как правило, дети любят ходить с родителями в гости и приглашать к себе друзей. Они могут чувство­вать себя в чужом доме свободно или, наоборот, ско­ванно, могут быть радушными или равнодушными и эгоистичными. Знание гостевого этикета способствует освоению навыков доброжелательного общения. Поэтому дошкольников надо обучать правилам по­ведения в гостях и приема их в своем доме. В госте­вых отношениях большую роль играет этикет подар­ка, и важно учить детей правильно его выбирать, пре­подносить и принимать.



Психологические аспекты организации питания детей требуют вни­мания к качеству предлагаемых им блюд, соответствию пищи требовани­ям растущего организма, разнообразию меню и непо­средственно процедуре приема пищи.

Воспитать у детей привычку есть разнообраз­ную пищу — дело достаточно трудное, но выполни­мое. Каждая мама знает, какой у ребенка аппетит; насколько разнообразную пищу он ест, насколько у него избирательное отношение к ней; приучен ли ребенок к само­стоятельности или его надо кормить. Иногда в семье не уделяется долж­ного внимания формированию правильного отношения к еде. У одних выражена привычка употреблять однообразную пищу (напри­мер, сосиски или макароны), у других — только любимые блюда, а некоторые просто не приучены самостоятельно питаться.

Все эти задачи — слагаемые культуры поведения за столом. Ре­шать их необходимо прежде всего на уровне семьи, но и не без помо­щи педагогов дошкольного учреждения.