Музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей. Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка. Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса: • создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей; • развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности; • активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний; • переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления; • психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.
Просмотр содержимого документа
«КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей "Фоновая музыка в организации жизни и здоровья детей"»
МКОУ «Алданский детский дом»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«ФОНОВАЯ МУЗЫКА В ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ»
Музыкальный руководитель:
И.В.Обухова
Фоновая музыка в организации жизни и воспитания детей.
Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей её решения не теряет своей актуальности. Реализация диалоговых отношений в воспитательном пространстве детского дома обеспечивает детям чувство психологического комфорта, способствует созданию условий для их всестороннего развития, помогает эффективной работе всего дошкольного образовательного учреждения в целом.
Музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей. Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка.
Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта её восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.
Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают музыкальный руководитель, воспитатель, педагог-психолог, воспитатель-методист.
Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:
• создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей;
• развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;
• активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
• переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;
• психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.
Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и др.), может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности ( мелодия, темп, ритм и др.). при пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит не громко, как бы на втором плане.
Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется воспитателем.
Занятие. | Степень активности восприятия музыки. |
* Развитие речи | Активное и пассивное |
* Математика | Пассивное |
* Ознакомление с окружающим | Активное и пассивное |
* Ручной труд | Пассивное |
* Конструирование | Пассивное |
* Рисование | Активное и пассивное |
* Физкультура | Активное и пассивное |
Так, на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей. на занятиях по ознакомлению с окружающим воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащений и углублению представлений об исследуемом объекте. На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений.
Звучание музыки фоном в режимные моменты ( приём детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъём и др.) создаёт эмоционально комфортный климат в группе. Взаимодействие психолога с медицинским работником поможет составить оптимальный репертуар для музыкального фона, соответствующий физиологическим особенностям детей. Психолог, учитывая особенности психического, половозрастного, индивидуального развития воспитанников, укажет на целесообразность применения того или иного музыкального фрагмента в течение дня.
Примерное расписание звучания фоновой музыки.
Время звучания музыки корректируется для каждой группы в соответствии с возрастом детей.
Время звучания | Преобладающий эмоциональный тон |
7.30 – 8.00 | Радостно-спокойный |
8.40 – 9.00 | Уверенный, активный |
12.20 – 12.40 | Умиротворённый, нежный |
15.00 – 15.15 | Оптимистично-просветлённый, спокойный |
Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку, и взрослому.
Примерный репертуар фоновой музыки.
( для детей старшего дошкольного возраста)
Функция | Примерный репертуар фоновой музыки |
Релаксирующая ( расслабляющая) | К. Дебюсси. «Облака» |
А.П. Бородин. «Ноктюрн» из струнного квартета |
К.В. Глюк. «Мелодия» |
Тонизирующая ( повышающая жизненный тонус, настроение) | Э. Григ. «Утро» |
И.С. Бах. «Шутка» |
И. Штраус. Вальс «Весенние голоса» |
П.И. Чайковский. «Времена года» ( «Подснежник») |
Активизирующая ( возбуждающая) | В.А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада» ( финал) |
М.И. Глинка. «Камаринская» |
В.А. Моцарт. «Турецкое рондо» |
П.И. Чайковский. « Вальс цветов» ( из балета «Щелкунчик») |
Успокаивающая ( умиротворяющая) | М.И. Глинка. «Жаворонок» |
А.К. Лядов. «Музыкальная табакерка» |
К. Сен-Санс. «Лебедь» |
Ф. Шуберт. «Серенада» |
Организующая ( способствующая концентрации внимания при организованной деятельности) | И.С. Бах. «Ария» |
А. Вивальди. «Времена года» («Весна», «Лето») |
С.С. Прокофьев. «Марш» |
Ф. Шуберт. «Музыкальный момент» |
Неоценимую помощь в подборе музыкального репертуара может оказать программа развития детей «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой.
Некоторые музыкальные произведения имеют многофункциональное применение, например, музыкальные циклы П.И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года», балет П.И. Чайковского «Щелкунчик», произведения В.А. Моцарта и др.
Музыка, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия, оказывают влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанника. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка может являться ценной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.
