СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей. Тема: Обучение эстетике питания в детском саду. Формирование культурно-гигиенических навыков при приеме пищи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Всероссийский детский центр «Орленок»

Детский сад

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для воспитателей.

Тема: Обучение эстетике питания в детском саду. Формирование культурно-гигиенических навыков при приеме пищи.

 

 

 

 

 

Подготовила:

воспитатель

Лаптева Ю. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017г.

Цель консультации — поиск новых методов и приемов, технологий, для успешного формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

С первых дней жизни формирование культурно-гигиенических навыков, идет не просто как  усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения ребенка в мир взрослых. Культурно-гигиенические навыки — важная составная часть культуры поведения. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого раннего возраста, детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой; учат тому, что, чем и как едят; знакомят с разновидностями посуды(чайная, столовая); учат сервировать стол, привлекают внимание к заданному образцу правильного общения во время приема пищи (разговаривать вполголоса, доброжелательным тоном, не говорить с набитым ртом, уважительно относиться к просьбам и желаниям детей, обращают внимание на красоту правильно сервированного стола, вызывая эмоциональный отклик. 

 Формирования культурно-гигиенических навыков при приеме пищи на каждый возраст включает широкий круг задач:

 

1 мл.группа (2 -3 года)

•                  сформировать умение пользоваться ложкой, приучить самостоятельно есть разнообразную пищу, есть с хлебом, пользоваться салфеткой после еды (сначала с помощью взрослого, а затем по словесному указанию), выходя из-за стола, задвигать свой стул;

•                  закрепить умение самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, полоскать рот по напоминанию взрослого;

•                  сформировать умение выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив еду, говорить «спасибо».

 

2 мл.группа (3 -4 года)

•                  научить самостоятельно и аккуратно мыть руки и лицо, пользоваться мылом и расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место;

•                  сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой – со второй половины года), салфеткой, полоскать рот после еды.

средняя группа (4 -5 лет)

•                  совершенствовать приобретенные умения: пищу хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, полоскать рот после еды.

 

старшая группа (5 -6 лет)

•                  закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом;

•                  продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.

 

подгот.группа (6 -7 лет)

•                  закрепить навыки культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой; благодарить взрослых.

 

Порядок действий при организации приема пищи:

 

Подготовка к приему пищи. Соблюдение гигиенических требований (мебель расставлена удобно в соответствии с ростом детей; столы промыть горячей водой с мылом). Помощник воспитателя обязан тщательно вымыть руки, надеть специальную одежду, проветрить помещение, использовать только чистую посуду)

 

Гигиенические процедуры: валеологическое просвещение детей, закрепление правил мытья рук; игры-соревнования (старший возраст); самоконтроль детей; оценка деятельности.

 

Сервировка стола: организация дежурства; ознакомление с меню, объявление его детям; привлечение внимания детей к эстетичному оформлению столов, соблюдение правильной осанки.

 

Прием пищи (завтрак, обед, полдник, ужин). Индивидуальная работа по воспитанию культуры еды; обучение правилам этикета; оценка деятельности.

 

Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослого-воспитателя.

Что должен уметь и знать воспитатель:

-воспитывать привычку есть разнообразную пищу;

-проводить беседы с родителями о питании ребенка дома;

-выяснять причины возникновения плохого аппетита;

-создать условия для приема соответствующую сервировку, чтобы на столе были предметы необходимые только для еды; определиться в поведении воспитателя и его помощника) ;

-во время еды следует разрешить детям при необходимости обращаться к взрослым и сверстникам, при этом не следует одергивать детей, делать им замечания;

-уметь разобраться в причине отказа ребенком от еды (при необходимости обратиться к медперсоналу; заставлять есть без аппетита нежелательно; постепенно приучать детей к нужной норме в еде);

-уметь поощрять детей за их самостоятельность

-во время приема пищи педагогу целесообразно показать пример;

-позволить запивать еду, тем кому это необходимо

-уметь обеспечить постоянное выполнение установленных гигиенических правил ребенком,

- не следует торопить детей;

-не следует выполнять действие за детей, а нужно проверять и следить за правильным выполнением данных действий.

Для постепенного формирования требуемых навыков, детей упражняют в совершении одних и тех же действий под постоянным контролем. Этому способствуют дежурства детей.

 

Организация дежурства.

Общие требования:

- дежурство носит характер поручений;

- единство требований со стороны обоих воспитателей и их помощника;

- обязательно выполнение гигиенических процедур, наличие привлекательной формы для дежурных (фартук, колпачок);

- назначают по 2 дежурных;

- поощрение и благодарность за помощь;

 

младший возраст:

- к концу года можно повесить «Доску дежурств» и научить детей пользоваться ею;

- раскладывание на столе ложек, салфетниц и хлебниц.

средний возраст:

- сервировка стола под руководством взрослого;

- уборка использованных салфеток;

- составление грязной посуды стопкой в центре стола.

старший возраст:

- сервировка стола (самостоятельно под присмотром взрослого);

- размещение бумажных салфеток в салфетницах (скручивание в трубочки, нарезание, складывание);

-уборка грязной посуды и использованных салфеток.

 

Существует несколько видов этикета:

  • Речевой этикет
  • Столовый этикет
  • Свадебный этикет
  • Траурный этикет
  • Этикет «выходного» дня (театральный, концертный и др.)
  • Дипломатический этикет
  • Профессиональный этикет (воинский, медицинский, юридический, сервисный и др.)
  • Религиозный этикет
  • Служебный этикет
  • Телефонный этикет

 

Для формирования культурно-гигиенических навыков у детей неоходимо соблюдать некоторые правила столового этикета:

1 Общие правила перед приемом пищи

2 Правила поведения за столом

3 Правила пользования столовыми приборами

4 Правила пользования салфетками.

5 Правила употребления некоторых блюд

6 Правила сервировки стола

7 Правила поведения после еды

Необходимо формировать привычку мыть руки перед едой, и делать это правильно и последовательно:

-сначала нужно намочить руки;

-использовать мыло;

-намыливать руки не менее 15 секунд;

-смыть мыло с рук;

-вытереть руки полотенцем;

-вытереть кран после себя (в том случае если вы пользуетесь бумажным полотенцем).

Так же необходимо научить детей как правильно вести себя за столом, разъяснить правила пользования столовыми приборами, бумажными салфетками, правила употребления некоторых блюд, алгоритм сервировки стола.

Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков у детей необходимо использовать некоторые методы и приемы организации работы с детьми: наглядный (показ приемов владения столовыми приборами, демонстрация правил сервировки, положительный личный пример, рассматривание картин и иллюстраций и др.); словесный (объяснение, разъяснение, убеждение, использование художественного слова, разбор проблемных ситуаций, поощрительная оценка деятельности ребенка); практический (дежурство, закрепление навыков поведения за столом, дидактические игры, сюжетные игры).

 

Условия воспитания положительного отношения к еде:

 

• удобное расположение столов, эстетически приятная сервировка и подача блюд;

 

• благоприятный психологический климат, доброжелательное и внимательное отношение взрослых;

 

• разъяснение необходимости рационального питания, пропаганда здорового образа жизни;

 

• исключение агрессивных методов воздействия (принуждения, угрозы, наказание);

 

• постепенное приучение ребенка к нужной норме в еде;

 

• оказание помощи в кормлении, при этом предоставляя возможность проявлять самостоятельность;

 

• позволить детям запивать пищу компотом, киселём, соком или просто теплой водой – тогда они охотно едят;

 

• во время приема пищи педагогу целесообразно находиться за столом вместе с детьми.

 

Освоение культурно-гигиенических навыков при приеме пищи влияет не только на игровую и трудовую деятельность, но и на взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания. Для эффективного культурно-гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом. 

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей. Тема: Обучение эстетике питания в детском саду. Формирование культурно-гигиенических навыков при приеме пищи.»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Всероссийский детский центр «Орленок»

Детский сад










Консультация для воспитателей.

Тема: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.









Подготовила:

воспитатель

Лаптева Ю. В.














2017г.

Цель консультации — повысить компетентность воспитателей в обучении детей дошкольного возраста навыкам формирования культурно-гигиенических навыков.

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте.


Для воспитания и привития у детей хорошей привычки мыть руки можно использовать маленькие стишки:


Водичка, водичка,


Умой моё личико,


Чтобы глазоньки блестели,


Чтобы щечки краснели,


Чтоб смеялся роток,


Чтоб кусался зубок.


Или же:


Водица, водица,


Умой наши лица


Умой наши щечки,


Умой наши губки,


Умой наши зубки,


Умой наши ручки!


Мышка плохо лапки мыла:


Лишь водичкою смочила,


Мылом мылить не старалась -


И на лапках грязь осталась.


Полотенце - в черных пятнах!


Как же это неприятно!


Попадут микробы в рот -


Может заболеть живот.


Так что, дети, постарайтесь,


Чаще с мылом умывайтесь!


Надо теплою водой


Руки мыть перед едой!


Формирование навыков личной гигиены предполагает и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.


При причесывании девочек можно прочитать стишок:


Расти, коса, до пояса,


Не вырони ни волоса.


Расти, косынка до пят –


Все волосыньки в ряд.


Расти, коса, не путайся –


Маму, дочку, слушайся.


Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения и имеет следующие задачи:


  • приучить детей правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу;

  • уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой;

  • учить тому, что, чем и как едят (хлеб, котлета, салат, суп, каша, бутерброд, запеканка);

  • познакомить с разновидностями посуды (чайная, столовая);

  • учить сервировать стол к чаю;

  • привлекать внимание к заданному образцу правильного общения во время приема пищи (разговаривать вполголоса, доброжелательным тоном, не говорить с набитым ртом, уважительно относиться к просьбам и желаниям детей).


Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, их правильной последовательности.

Однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого можно использовать некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры: «Чистоплотные дети», «Встречаем гостей», «Наряжаем куклу» и т.д. Интересны детям и литературные сюжеты "Мойдодыр", "Федорино горе" и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.Для успешного решения этих задач и прочного закрепления навыков культурного поведения можно применить различные стихи по данной тематике. Например:


Ешь внимательно, опрятно,


Не спеша и аккуратно!


В рот еду не забивай,


И кусочки не роняй!


Мыс тобою за столом


Себя правильно ведём,


Потому что мы с тобой


Не болтаем за едой.


УЧИСЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ВИЛКОЙ И ЛОЖКОЙ.


За столом щенок Антошка


Рыбу ел столовой ложкой,


Вилкой суп пытался кушать -


Не хотел советов слушать.


И хотя вовсю старался,


Так голодным и остался.


Ну куда это годится!


Всем пора бы научиться


Кушать вилкой, кушать ложкой,


А не делать, как Антошка.


УМЕЙ ЕСТЬ НЕ СПЕША И АККУРАТНО.


Медвежонок хлеб жевал -


Крошки хлебные ронял.


Говорил с набитым ртом -


Что? Не мог понять никто.


После взялся за компот -


Стол облил и свой живот!


Все над ним хохочут звонко,


Застыдили медвежонка:


- Ты не знаешь? За столом


Надо есть с закрытым ртом,


Не спешить, не говорить,


Крошки на пол не сорить.


После встать из-за стола


В шубке чистой, как была.


НЕ БАЛУЙСЯ ЗА СТОЛОМ.


За столом сидела Белка,


Перед ней была тарелка,


В ней из хлеба, масла, сала


Белка дом сооружала.


Так, друзья, не поступают


И с едою не играют.


За столом едят, друзья,


Баловаться здесь нельзя!


А поели - вы свободны,


И играйте как угодно.


НЕ ПРИВЕРЕДНИЧАЙ И ЕШЬ ВСЕ, ЧТО ДАЮТ В ДЕТСКОМ САДУ.


За столом Кроты сидят,


Нос воротят, не едят:


- Эту кашу не хотим!


Черный хлеб мы не едим!


Дайте лучше чаю нам,


Бедным маленьким Кротам!


Я напомню об одном:


Не кривляйтесь за столом,


Не капризничайте тут -


Ешьте все, что вам дадут!


Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться, надеть фартук.


ПОМОГАЙ НЯНЕЧКЕ НАКРЫВАТЬ НА СТОЛ.


В группе завтракать хотят,


Все вокруг помочь спешат


На столы носить посуду.


Только Ёж сказал: - Не буду!


Не пойду я, посижу,


И на вас я погляжу


Не желаю помогать,


Лучше просто подождать.


Неприятно это всем.


Все Ежа не уважают.


Сам он маленький совсем,


А какая лень большая!


ПОМОГАЙ НЯНЕЧКЕ УБИРАТЬ ПОСУДУ СО СТОЛОВ.


Все поели, поднялись


И к игрушкам разошлись.


Стали дети развлекаться.


Кто же будет убираться?


Кто посуду унесет?


Кто столы потом протрет?


Чтобы мухи не водились


И на крошки не садились,


Ну-ка быстренько, без слов,


Убираем со столов!


И с посудою, как можем,


Нашей нянечке поможем!


Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.). И еще одно условие, необходимое для успешного культурно-гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять данные навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!