СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация педагога - психолога " Успех в учебе - успех в жизни".

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка выступления. Включает в себя теоретическую и практическую часть. 

Просмотр содержимого документа
«Консультация педагога - психолога " Успех в учебе - успех в жизни".»

Консультация педагога – психолога

Успех в учебе – успех в жизни.

Успех меняет человека.
Он делает человека уверенным в себе,
придает ему достоинство,
и человек обнаруживает в себе качества,
о которых не подозревал раньше.
Джой Бразерс

Вводное упражнение

В Индии знакомясь - прикладывают ладони к сердцу, показывая таким образом, что к новому знакомому отдают тепло своего сердца

В Норвегии - улыбаются и протягивают руки к солнцу, показывая таким образом, что мы живем под одним солнцем, значит должны жить в мире.

В Замбезии хлопают в ладоши и делают реверанс.

Китайцы вытягивают вдоль тела руками и кланяются

В Намибии прыгают на двух ногах на месте, показывая свою радость новому знакомству.

Мы же с вами, таким образом, провели физминутку и продемонстрировали свою готовность к работе.


Педагогов и родителей вот уже не одно столетие мучает вопрос: почему у детей пропадает интерес к учебе? Согласитесь, но многие первоклассники просто рвутся в школу: глаза горят, эмоций — "вагон", интереса к учебе — "воз и маленькая тележка". Но проходит год-два, и интерес иссякает. К пятому классу уже становится трудно заставить делать уроки. А в 11-ом классе услышать от ученика, что в школе интересно и здорово — вообще нонсенс. Когда, на каком этапе и почему происходит перелом? И кто виноват

Целью современного образования является не сумма знаний, умений и навыков, а активный запас ключевых компетенций, необходимых для жизни в современном обществе, самореализация и успешная социальная адаптация обучающихся. Воспитателям и педагогам необходимо создать образовательную среду, способствующую развитию, воспитанию, социальной адаптации. Одним из ключевых элементов такой среды является создание ситуации успеха. Успех ребенка в школе—это залог успеха в жизни, это реализованная цель.

Успех — понятие неоднозначное, многогранное. С точки зрения психологии, это эмоции радости, удовлетворения, связанные с преодолением сложной задачи. С точки зрения педагогики, успех — это моделирование определенной ситуации, в ходе которой дается возможность достичь значительных результатов как для отдельного ученика, так и для всего коллектива.

Переживание эмоций, связанных с успехом позволяет:

- Повысить мотивацию обучения, развить познавательный интерес;

- стимулировать работоспособность;

- корректировать негативные личностные особенности: тревожность, мнительность, неуверенность, низкую самооценку;

- развивать личностные качества со знаком "плюс": инициативность, активность, креативность;

- поддерживать в коллективе благоприятную эмоциональную обстановку.

Таким образом, одна из основных задач педагогов сводится к созданию ситуаций успеха.


Варианты моделирования ситуаций успеха на уроках

Похвала

- помочь преодолеть неуверенность "Этот материал мы проходили, так что контрольная не покажется вам трудной"),

- закрепить эмоцию позитива ("У вас обязательно получится"),

- заинтересовать лично ("Это задание я могу поручить только тебе"),

- позволить порадоваться даже незначительному успеху.

Золотые правила учительской похвалы

Как похвалить ученика на уроке и не оказать ему тем самым «медвежью услугу»? Для этого педагогу важно соблюдать следующие правила.

1. Хвалите за старательность!

Хвалить ученика нужно за те усилия и старания, которые он приложил при выполнении задания или поручения, а не за хорошие способности и интеллект, данные ему природой.

2. Хвалите действия, а не личность!

В похвале очень важно высказать одобрение действиям и достижениям ученика, а не оценить его личность. В противном случае у школьника может сформироваться необъективно завышенная самооценка и самомнение. А это, как говорится, тема для отдельной статьи.

3. Четко обозначайте, за что хвалите!

Важно, чтобы школьник понимал, за что конкретно его похвалили, что именно ему удалось сделать хорошо. Общая похвала имеет невысокую эффективность, вызывает сомнения в ее искренности. Например, при желании похвалить ученика на уроке рисования можно обратить внимание на детали рисунка: «Какую красивую вазу с фруктами тебя удалось изобразить!». При этом рекомендуется избегать общих фраз: «Ты умница! Настоящий художник!» Если это уместно, старайтесь подчеркнуть сложность задачи, успешно выполненной учеником.

4. Хвалите в меру и по делу!

Учительская похвала должна быть искренней, заслуженной, умеренной и обоснованной, чтобы не вызывать зависть со стороны других учеников. Безмерная похвала теряет всякую ценность и смысл, приучает ребенка к дешевому успеху. К тому же похвала без меры – прямой путь к зазнайству, причина возникновения лени и безразличия к другим предметам.

5. Хвалите не только «любимчиков»!

В каждом классе не обходится без неформальной иерархии, на основании которой считается, что одни ученики достойны похвалы в большей степени, нежели другие. Как же хвалить своих воспитанников, которые не пользуются популярностью у одноклассников? Настойчивая похвала в их адрес может только ухудшить к ним отношение класса. Важно таких учеников обоснованно поддерживать, обращать внимание на их успехи в учебной и внеурочной деятельности. Для похвалы своих «любимчиков» педагогу желательно выбирать наиболее подходящий для этого момент.

6. Останавливайтесь на хорошем!

Как легко с помощью словесного одобрения педагогу удается повысить самооценку ученика! Но всего одно лишнее предложение способно все разрушить. Учительская похвала не должна содержать упреков, условий и уточнений, ее нужно закончить на хорошей ноте.

7. Не противопоставляйте одного ученика всему классу!

Нельзя хвалить одного ученика, если его не поддерживает группа. Даже если он поступил правильно. К примеру, как похвалить ученика на уроке , если он один выполнил домашнее задание? Лучше всего сделать это наедине с ребенком. Ведь похвала перед всем классом (хоть и вполне заслуженная) в этом случае способна породить у одноклассников не столько зависть, сколько агрессию. А ведь этот ученик ни в чем не виноват!

8. Хвалите без сравнений!

Важно, чтобы учительская похвала была безусловной, не содержала сравнений. Не сравнивайте успехи, результаты и личностные качества ученика с достижениями сверстников. Не говорите, что Федор молодец, потому что он справился с заданием лучше, чем его одноклассник Иван или Николай.

9. Подкрепляйте похвалу!

Похвала, подкрепленная одобряющими невербальными компонентами (улыбкой, мимикой, открытыми жестами) обладает большей силой и эффективностью.

10. Запаситесь «Я-посланиями»

Более действенной является та похвала, при выражении которой учитель использует «Я-послание». Например, похвалить ученика на уроке можно так: «Я очень рада, что тебе удалось выучить и рассказать это…». Такая похвала способствует сближению учителя и его воспитанников.

Коллективная похвала

Каждый ребенок желает утвердиться не только в глазах учителя, но и среди одноклассников. В этой связи неплохо будет, если за определенные достижения хвалить ребенка всем классом. Например, можно овациями встречать победителя школьного конкурса, предметной олимпиады или просто ученика, выполнившего интереснейший проект.


Практическая часть



Игра «Я смогу»

Цель: формирование активности, уверенности в себе; произвольности движений.

Ход игры: дети встают на одну ногу и стараются ровно и четко написать другой ногой в воздухе свое имя, повторяя про себя: «Я смогу!»

Одной рукой дети гладят голову, а другой – круговыми движениями – свой живот, повторяя про себя: «Я смогу!»

Одной рукой ребята пишут свое имя, а ногой в тоже время фамилию, повторяя про себя: «Я смогу!»

Обсуждение:

Всем ли было легко выполнять это упражнение?

Что нужно для того, чтобы получилось?

Достаточно ли только верить и говорить себе: «все получится! Я смогу!»

Что еще нужно?

Затем вместе с ребятами ведущий делает вывод: чтобы добиться чего-то нужно верить в успех, но не только... Надо еще добиваться этого добрыми делами, усилиями, тренировкой.


Упражнение «Доверие»

Цель: повышение доверия друг к другу в коллективе.

Ход упражнения.

Участникам тренинга предлагается разделиться на две, три команды по 5-6 человек. Затем даётся задание каждому из группы попробовать упасть на руки своих коллег. Задание остальных удержать этого человека в своих руках. Далее происходит обсуждение в кругу, что каждый почувствовал.


Упражнение «Ура, успех!»

Модификация упражнения С. Гиппиус (в кн.: «Гимнастика чувств». М.: Искусство, 1967).

Цель: повышение уверенности, стимуляция чувства успеха.

Инструкция. По моей команде (я хлопну в ладоши) кричите «Ура!». (Дети выполняют.)

Ведущий объясняет участникам, что кричать нужно тогда, когда возникает повод. И в ту секунду можно громко говорить, искренне радоваться. Например, «Я досрочно сдал экзамен!», «Я получил «5»!», «Я справился с заданием!». В этом случае укрепляется привычка действовать целесообразно.

Анализ упражнения

— Что вы чувствовали, когда радовались успеху?
— Как это упражнение может помочь в подготовке к экзаменам?

Ведущий. Молодцы, настроились на успех.


Упражнение «Дорога к успеху»

Цель: активизировать ресурсы для стремления к успеху, повышения самооценки.

Материалы: листы А4 , цветные карандаши.

Инструкция. На пути к успеху встречаются различные препятствия, преграды, и от того, как мы их преодолеем, зависит, достигнем ли мы его. Сейчас мы попробуем идти к успеху через различные препятствия. В начале нашего пути мы на листочках напишем качества, которые помогают нам на пути к успеху. Вам нужно на приготовленных листах цветными карандашами написать свои положительные качества.

Теперь нам нужно с помощью считалки выбрать двух участников.

Когда дети выберут участников, им предлагается встать друг напротив друга на определенном расстоянии (около 2 метров). Ведущий раскладывает между участниками листы А4 с написанными качествами.

Задание: один участник в роли ведомого, второй — в роли поводыря. Задача второго участника — говорить, сколько и в каком направлении сделать шагов, чтобы не наступить на препятствие. Если ведомый наступил на препятствие, игра прекращается. Листок переворачивается, и ведомый зачитывает качество. Затем участники игры меняются местами.


Упражнение «Смотри не урони» 
Положи на указательный палец левой руки квадратик плотной бумаги или открытку. 
А сверху положи монету. Если ты резко щёлкнешь по краю квадратика, он вылетит прочь, а монетка останется у тебя на пальце. 


Ученика нельзя заставить учиться, если он относится к знаниям равнодушно и без интереса. От мотивации зависит учебная активность и успеваемость учащихся. 

Таким образом, создание ситуации успеха  — один из ключевых моментов мотивации к учебе, воспитание интереса к познанию, воспитание сильных черт характера. Другими словами: успех в учебе сегодня — успех в дальнейшей жизни.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!