Жданова М.А.
педагог-психолог
МБОУ Шпикуловская СОШ
Тамбовская область
ПОГОВОРИМ О ВОСПИТАНИИ УМА
(тематическая консультация для родителей)
Вот уже и недалек тот день, когда наши взрослые дети закончат десятый класс. Все мы сегодня ориентированы на знания, науку, технику; достижения разума поражают разум. Сильный ум открывает новые технологии производства.
Мы знаем, что в «чистом виде» ум и чувство не существуют, не воспитываются и крайне опасны для человека и его окружения.
• Как быть? А решение одно: надо соединить развитый ум с высокой совестливостью, которое всегда называлось интеллигентностью.
• Итак, школа выпускает образованных молодых людей.
В чем будет их благородство? В интеллигентности, то есть в благородстве духа.
Что же лежит в ее основе? Вера в правду, порожденная разумом и образованием.
Как же найти точку слияния? Ум - холодный, а сердце -горячее. Вы должны помнить, что «воспаленный ум» - признак болезни, «охлажденные чувства» - признак беды.
• Как соединить несоединимое? Как сделать, чтобы и чувства, и ум детей сильнее развивались?
Прежде всего, уточним, какой ум будем развивать?
Конечно, не тот, который воспитывается с помощью кубика Рубика. И не тот, который позволяет способным ребятам быстро решать математические и физические задачи. Не тот, который подвигает на хитрейшие финансовые операции - да так, что он всегда остается с прибылью. И даже не тот сметливый ум, с помощью которого люди обходят все свои неприятности.
Все эти свойства ума даются детям самой природой, образованием, жизненным опытом.
Нам нужен другой ум, редкий ум различения добра и зла, ум для поиска и познания правды, ум, который составляет силу человеческого духа, вместе с любовью определяет его силу.
Что же нужно делать вам, родителям, для воспитания такого ума?
1. Помните, что наши дети крайне чувствительны на правду и обман. В этом отношении они нежные существа в отличие от нас. Мы-то закалены, у нас «дубленая» кожа.
Дети от обмана заболевают. Душа их объята ужасом: «В мире постоянный обман», а отсюда и вывод: «Значит, обманывать можно?».
2. Надо часто повторять такие постулаты:
любовь и совесть правят миром;
совесть - правда в тебе, слушайся ее, и все будет честно;
только добро возвеличивает твое достоинство;
зло - это посягательство на человека, добивайся своих целей за свой счет;
люби мир и будь по отношению к нему всегда честен;
не бойся обмана, а презирай его. Не будем забывать, что мы сами конструируем окружающий мир.
3. Окружите старшеклассника родительской любовью, охраняйте его чувство безопасности.
4. Терпеливо объясняйте, почему люди ведут себя так, а не иначе (говорите правду).
На пути взрослых детей расставлены такие капканы, из которых порой нет выхода.
Бандиты, компания хулиганов, с которой связался, несчастная любовь, вдруг напавшее чувство одиночества и неверия в себя, нечаянно совершенный нечестный поступок - все это капканы и ловушки.
Детям внушайте: неверно, что не бывает безвыходных положений, они есть. Надо учить детей хоть в какой-то степени справляться с ними. Надо уметь отступать, а еще разъяснять, что есть такие ситуации, которые в одиночку не победить.
5. Но поддаваться унынию и отчаянию не будем. Нельзя терять веру в добро, правду и справедливость.
6. Общаясь с повзрослевшими детьми, чаще обсуждайте с ними вопрос: «Каким видишь себя?» Пусть чаще спрашивают с себя.
7. И еще примите дружеский совет: «Ничего дурного о своем ребенке - ни в глаза ему, ни за глаза».
Говоря дурное ему в глаза, мы не приносим ему пользы. Говоря дурное за глаза, мы укрепляемся в своем представлении о нем и тем наносим вред ребенку.
8. Никакого пессимизма по отношению к детям - таков мудрый закон семейной педагогики.
Не допускайте, чтобы ваше дитя почувствовало себя ничтожеством. Не допускайте таких страшных слов: «Ты кто? Ты еще никто, ничтожество бессовестное». Это преступление по отношению к вашему ребенку.