СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация "Роль телевидения в жизни дошкольника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для родителей о влиянии телевидения на детей.

Просмотр содержимого документа
«Консультация "Роль телевидения в жизни дошкольника"»

Консультация «Телевидение в жизни дошкольника .» Для многих семей просмотр телепередач стал, к сожалению, основным видом досуга. Оставляя ребенка перед телевизором, родители зачастую не отслеживают, что он смотрит. Кроме того некоторые взрослые поощряют цитирование ребенком рекламных роликов, считая это проявлением артистизма. Неслучайно все чаще специалисты говорят о манипуляционном воздействии рекламы, проблеме психологической зависимости детей телевизионной рекламы и о роли семьи в ее решении. Поскольку критическое отношение к рекламе у человека формируется с возрастом, необходимо повышать педагогическую грамотность родителей в понимании положительного и отрицательного влияния рекламы.

Дети в возрасте от 2 до 7 лет ежедневно проводят у телевизора в среднем около 2 часов, что делает их легкой мишенью для рекламодателей. У маленьких детей практически отсутствует чувство раздражения из-за однотипных рекламных клипов, которые повторяются бесконечно. Один и тот же телеролик они готовы смотреть многократно и с неослабевающим интересом. Малыши от 4 до 6 лет, а вовсе не платежеспособные взрослые продолжают смотреть телевизор во время трансляции рекламных блоков. Но чем старше становится ребенок, тем меньше он смотрит рекламу. Согласно полученным данным, если в 9-летнем возрасте телеролик до конца досматривает 44,8% детей, то к 19 годам - только 15,9% .

Маленьких детей в первую очередь привлекает движение на экране и яркая картинка, а не смысл рекламного сообщения, - считают психологи. - Поток смысловой информации воспринимается ими бессознательно. Это основано на физиологической особенности восприятия: внимание человека фокусируется на изменениях в окружающем пространстве, а не на том, что неизменно.

Современная реклама характеризуется динамичностью. Интенсивность сменяемых друг друга образов очень высока. Однако взрослый, имея достаточно развитую волю и сформированное критическое мышление, при желании легко «отстраивается» от мельтешения рекламных картинок на экране и запросто переключается на другую программу. Ребенок же полностью подпадает под власть рекламы. В рекламных клипах визуальные образы меняются настолько быстро, что внимание ребенка просто не успевает уставать и послушно следует за ними. Поэтому, о каком бы товаре не шла речь, ролики, напрямую обращенные к детям, отличаются быстротой, яркостью и неизменной «веселостью», никогда не сообщая информации о продукте как таковом.

Данное явление отнюдь не исчерпывается только биологическими процессами. Физиологические особенности детского восприятия всегда ложатся на процесс социализации ребенка (его адаптацию в социуме), начало которой приблизительно совпадает с началом обучения в школе и, соответственно, - на большую, практически без малейшей критичности, доверчивость детей к взрослым, в первую очередь к родителям и учителям. Поэтому воздействие соответствующе организованной массированной информации на ранних этапах социализации индивида очень велико. Часто оно таково, что, как показывают результаты исследований, никакие, даже самые убедительные новые данные о конкретном объекте в дальнейшем не способны существенно повлиять на сформировавшееся на основе впечатлений детства отношение. Недаром говорят, что детские впечатления - самые сильные. Сегодня этим спешат воспользоваться транснациональные корпорации. Под влияние «вы этого достойны» должны попадать самые юные девчонки и мальчишки в силу своей неокрепшей еще самостоятельности мышления. Залог успеха - массированность и всеохватность рекламы соответствующего брэнда, тотальность подачи «формирующей» информации. С утра до ночи в неокрепшие уши должно нестись: «Купи, а то выпадешь в осадок»

Большинство родителей также негативно относятся к рекламодателям, «обрабатывающим» их детей. Увы, психологи по этому поводу не дают однозначного ответа. Это связано и с тем, что сами психологи сегодня востребованы индустрией рекламы. Они активно помогают рекламодателям разрабатывать способы воздействия на детей, направленные на то, чтобы заставить последних покупать товары. То, что психологи прекрасно справляются с подобными задачами, не вызывает сомнений. Но испытывают ли они угрызения совести по поводу того, что с помощью создаваемых при их участии реклам детьми не только манипулируют, но и попросту обманывают их? У специалистов существуют две точки зрения по поводу детской рекламы.

Сторонники первой утверждают, что реклама не оказывает какого-либо негативного влияния на психику ребенка. Максимум, чего она может достичь - это заложить культурологические посылки на будущее. Среди психологов, активно работающих в рекламе, распространено мнение, что моральный аспект проблемы сильно преувеличен. Да, реклама зачастую лжива, - признают они. Поэтому дети с самого раннего возраста должны учиться отличать рекламу от реальной жизни. Это является обязательным элементом взросления - научиться понимать, кому и чему можно доверять. А учить должны семья и школа, а не реклама. Другими словами - «это ваши проблемы». Кроме того, современная реклама является частью социализации ребенка, с ранних лет учит его ориентироваться во взрослом мире товарно-денежных взаимоотношений. Поэтому массированная рекламное промывание мозгов, начинающееся сегодня едва ли не с первых дней жизни ребенка - это благо.

Вторая группа психологов резко критикует такой подход. Приводятся следующие аргументы. Сегодня рекламодатели и рекламщики стараются как можно раньше начать формировать «материальные» установки, а это может привести к тому, что дети, вырастая, будут оценивать свою значимость, исходя из того, чем они владеют, а не из своих личностных качеств. Это приведет к появлению множества психологических комплексов в будущей взрослой жизни. Для такого индивидуума ответ на вопрос «Что есть я?» будет звучать только так: «Я - тот, кто ездит на такой-то машине, живет в таком-то доме, носит такую-то одежду». Самоидентификация будет возможна только через составление списка потребляемых брэндов, «раскрученных» массированной рекламой. Невозможность обладания «полным списком» (а обладать всем невозможно) приведет к тотальному комплексу неполноценности. Кроме того, реклама часто культивирует насилие и приучает детей к потреблению товаров, которые не только не полезны, но даже вредны (типичный пример - фаст-фуд).
Также много специалистов считают, что тотальный информационно-рекламный прессинг мешает развитию умственных способностей у детей. Их сознание постепенно начинает исполнять роль хранилища штампов и стереотипов, которые воспроизводятся в том же виде, в котором были получены из масс-медиа. Процесс критического осмысления информации отсутствует. Так, исследователи из РИКАНН (Российский интеллектуальный корпус) установили, что даже три часа, проведенные за просмотром телепередач, перенасыщенных рекламными заставками, значительно снижают объем оперативной памяти и замедляют скорость мышления у человека [4].

Актуальность исследования обусловлена прежде всего тем, что ДОУ может оказывать семье помощь в профилактике психологической зависимости дошкольников от телевизионной рекламы, но отсутствует практика раскрытия социокультурного потенциала семьи как фактора профилактики в рамках совместной деятельности.

Социокультурный  потенциал   как наличие социального и культурного ресурса в зоне ближайшего развития человека,  организации,  региона;  это потенция, запас, способность субъекта освоить новые знания, приобрести социальные навыки, быть полноценным и полноправным членом общества.  Под социальным компонентом социокультурный потенциал мы понимаем горизонтальные связи человека в социуме: отношения между людьми в данный момент и в данном обществе; под культурным компонентом социокультурного потенциала нами понимаются исторические, временные связи между поколениями в виде сохранения языка, традиций и ценностей.  Под потенциалом мы подразумеваем способность субъекта двигаться в направлении конструктивного созидания и цивилизованного развития конкретного микросоциума. Под социокультурным потенциалом семьи мы понимаем наличие социального и культурного ресурса в зоне ближайшего развития, т.е. в семье [3].

Социокультурных потенциал семье как один из важнейших фактор в решении данной проблемы не используется специалистами ДОУ в полной мере. Причинами этого могут быть:

  • педагогическая неграмотность специалистов ДОУ в области использования социокультурного потенциала семьи в профилактике психологической зависимости дошкольника от телевизионной рекламы;

  • отсутствие информации о формах и методах работы по профилактике психологической зависимости детей от телевизионной рекламы;

  • отсутствие базового проекта по использованию социокультурного потенциала семьи в профилактике психологической зависимости детей от телевизионной рекламы.

При изучении информации полученной от обработки анкет родителей, выяснили, что родители испытывают трудности при организации совместного досуга с детьми, наблюдается снижение в общей нравственно-эстетической культуры семьи. В беседах с воспитанниками, полученные результаты показали следующее: самым распространенным видом свободного времяпрепровождения среди дошкольников является просмотр телевизора; дети отдают предпочтение той или  иной рекламе; дошкольники запоминают рекламу непроизвольно.

На основании всего этого были сделаны соответствующие выводы и разработан проект по решению указанной проблемы, целью которого стало повышение социокультурного потенциала семьи как фактора профилактики психологической зависимости дошкольника от  телевизионной рекламы.

В соответствии с целью проекта были сформулированы следующие задачи:

  • совершенствование форм взаимодействия в системе «детский сад - семья»;

  • создание условий для профилактики психологической зависимости детей от телевизионных реклам;

  • определение направлений деятельности воспитательной работы и создания развивающей среды для родителей и воспитанников;

  • разработка плана мероприятий на текущий учебный год и ознакомление педагогического коллектива;

  • повышение педагогической и психологической грамотности и культурно-образовательного уровня родителей с учетом различного социального положения семей;

  • активное вовлечение родителей и детей в совместную социокультурную жизнь ДОУ, создание педагогически целесообразной семейной среды.

Целевая аудитория проекта:  дети младшего, среднего, старшего возраста, родители, администрация ДОУ и специалисты.

Форма реализации проекта: непосредственной образовательная деятельность в индивидуальной и групповой  формах, игры, беседы, упражнения, круглый стол, тренинги, родительские собрания, выставки, посиделки, конкурсы, праздники, прогулки.

Направления проекта:

  • просветительское (повышение психолого-педагогической грамотности семьи);

  • социокультурное (включение детей и родителей в социокультурную среду, как средство повышения социокультурного потенциала семья);

  • рекреационное (развитие у детей и родителей навыков саморегуляции как основы профилактики психологической зависимости от телевизионной рекламы); ценностно-ориентационное (формирование семейных ценностных ориентаций) и проходила в 4 этапа.

На прогностическом этапе были сделаны прогнозы, согласно которым данный проект позволит детям выработать критическое отношение к рекламе; овладеть навыками саморегуляции; создать систему семейных ценностей; сформировать готовность быть участником социокультурных событий; наладить внутрисемейные  отношения; стать более самостоятельным.

На проектно-плановом этапе содержание деятельности специалистов  ДОУ и родителей было представлено в системе педагогического пространства социокультурного развития дошкольника в профилактики зависимого поведения от телевизионной рекламы. Данная система предусматривает взаимодействие зон развития субъектных качеств ребенка, обеспечивающих удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей дошкольника, и накоплении е им индивидуального социокультурного опыта.

Наряду с этим на данном этапе были определены уровни социокультурного потенциала семьи, имеющего большее значение для профилактики зависимого поведения детей от телевизионной рекламы.

На этапе внедрения изучались научная и методическая литература по теме проекта и условия функционирования ДОУ, осуществлялся мониторинг целевой аудитории, проводилась диагностика по возрастным особенностям. Эффективность внедрения данного проекта, как и любого другого, предусматривала ряд условий. В первую очередь, это заинтересованность педагогов ДОУ и родителей в достижении  целей и решении задач проекта. Так же большое значение имеет высокая педагогическая и психологическая грамотность работников ДОУ, творческий подход к организации и проведению мероприятий.

В качестве критериев эффективности проекта были определены:

  • наличие необходимой материально-технической базы, информационно-методического и кадрового обеспечения;

  • составление плана мероприятий проекта с учетом индивидуальных возрастных и психологических особенностей участников;

  • системность и логическая последовательность проводимых мероприятий по принципу от общего к частному;

  • составление сценариев культурно-массовых мероприятий с соблюдением законов драматургии;

  • Системное информирование родителей, воспитателей и других участников проекта о времени, месте и цели проводимого мероприятия;

  • Задействованность всех каналов восприятия информации;

  • Выдержка во времени.

Заключительным этапом проекта стал оценочный. Его результативность определялась в соответствии с диагностической программой, включающей  количественный и качественный анализ (анкеты, опросники, тесты, рисуночные тесты).

Опытно-эксперементальное исследование проблемы социокультурного потенциала семьи как фактора профилактики психологической зависимости дошкольника от телевизионной рекламы позволило сделать ряд выводов.

Для решения данной проблемы необходимо выстроить  систему педагогического взаимодействия воспитателей, родителей и дошкольников, направленных на социокультурное развитие всех его участников, включающую в себя нравственный, коммуникативный, психологический и педагогический аспекты.  Повышение социокультурного потенциала семьи позволит усилить ее воспитательное воздействие на ребенка[1].

Уровни социокультурного потенциала

  1. Высокий уровень характеризуется высоким уровнем семейной культуры и демократическим стилем воспитания, высокой пед. и псих. грамотностью родителей, обладающих навыками саморегуляции, их заинтересованностью и умением проведения совместного досуга.

  2. Средний уровень характеризуется среднем уровнем семейной культуры и демократическим стилем воспитания, наличием основных знаний в области воспитания и развития детей, их заинтересованностью в совместной досуговой деятельности с ребенком, но неумение ее организовать.

  3. Низкий уровень характеризуется общей педагогической и психологической неграмотностью, отсутствие системы ценностей и нежеланием проводить семейный досуг, неправильным стилем воспитания и отсутствие навыков саморегуляции как у детей так и у родителей

Можно сделать следующие выводы: необходимо выстроить  систему педагогического взаимодействия воспитателей, родителей и дошкольников, направленных на социокультурное развитие всех его участников, включающую в себя нравственный, коммуникативный, психологический и педагогический аспекты.  Повышение социокультурного потенциала семьи позволит усилить ее воспитательное воздействие на ребенка.

Психологи и специалисты предлагают следующие решения проблемы:

— помимо квоты на просмотр передач и мультиков, было бы неплохо (особенно в первые годы жизни малыша) выключать телевизор во время рекламной паузы или хотя бы убирать звук; 

— объясните ребенку, что к рекламным сообщениям нужно относиться с юмором. Помогите ему выработать критичное отношение к рекламе. Подшучивайте вместе с ним над идеальными рекламными персонажами; 

— научите ребенка находить несоответствия между рекламной картинкой и реальностью. Если малыш хочет обедать популярным быстрорастворимым пюре или «моментальной» лапшой, можно прочесть ему в магазине состав этого блюда, и объяснить, что «аппетитное изображение» на экране тщательно срежиссировано.

Список литературы.

  1. М.А. Калинина. Роль семьи в профилактике психологической зависимости детей от телевизионной рекламы. -   Справочник старший воспитатель дошкольного учреждения №12, 2012

  2. Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ «О рекламе» (с изменениями от 18 июня, 14 декабря, 30 декабря 2001 г.).4. Маргарита Васильева. Реклама мужская, женская, детская. - http://www.advi.ru.

  3. http://www.narfu.ru/upload/iblock/f45/09.pdf

  4. http://www.xpomo.com/ruskolan/tolpa/deti_02.htm




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!