СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация "Влияние игр-драматизаций на формирование нравственных ценностей".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В формировании личности исключительно велико значение нравственного воспитания, которое не может быть ограниченно возрастными рамками и продолжается в течение всей жизни человека.

Просмотр содержимого документа
«Консультация "Влияние игр-драматизаций на формирование нравственных ценностей".»

МБДОУ детский сад №3 «Аленушка».







Папка-передвижка для родителей:

«Формирование нравственных качеств у

детей дошкольного возраста».

Подготовила: воспитатель: Папкова Н.С.





2017-2018 г.

«Те высокие нравственные, эстетические и

интеллектуальные чувства, которые

характеризуют развитого взрослого

человека и которые способны вдохновить

его на большие дела и на благородные поступки,

не даны ребёнку в готовом виде от рождения.

Они возникают и развиваются на протяжении

детства под влиянием социальных

условий жизни и воспитания»

А. В. Запорожец

Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Исследования учёных в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных нравственных качеств личности именно в эти годы. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость. В этой связи  нравственное воспитание предусматривает формирование у ребёнка – дошкольника чувств, привычек нравственного поведениянравственных представлений о добре и зле, о явлениях социальной действительности (А. Виноградова, А. Запорожец, М. Крулехт, Л. Маневцова, Л. Островская и др.)

По данным психолого – педагогических исследований важную роль играет нравственная мотивация поступка, действия, отношения, т. е. организация такой практической деятельности с детьми – дошкольниками, которая была бы нравственно ценной по своему содержанию и культурной по форме (А. Байбурин, Е. Кравцова, И. Курочкина, А. Топорков и другие)

Немаловажное значение в непосредственно образовательной деятельности с детьми имеет чтение художественной литературы, таких рассказов как: Л. Пантелеева «Трус», В. Осеева «Отомстила»«Плохо»«Просто старушка»; стихотворений А. Барто  «Вовка – добрая душа», Е. Благинина «Котёнок», В. Юсупова «Простите».

Для  формирования таких нравственных качеств как толерантность, эмпатия, дружелюбие, способствуют словесные игры «Где мы были - мы не скажем, а что делали - покажем»«Эхо»«Испорченный телефон»; игры с правилами «Общий круг»«Разговор сквозь стекло»; спортивные игры «Переходы»«Волны»«Найди пару»«Запрещённое движение».

Любимое занимательное дело детей – складывание пазлов по страницам детских книг на тему добра, зла, хороших поступков, таких как«Приключения Кота Леопольда», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»«Теремок»«Красная Шапочка».

Организация продуктивной практической деятельности по нравственному воспитанию должна быть доступна детям по своему содержанию, тогда она будет наиболее ценой.

Если вы хотите, чтобы ваши дети выросли здоровыми и счастливыми, с детства прививайте им нравственные ценности. Ведь один из главных критериев успеха - это то, как мы смогли воспитать своих детей, сколько любви им дали. В современном обществе ценность нравственных качеств резко упала. Главенствующую роль в определении «успешности» играет должность, материальный достаток. Но вне рабочего места, шумных тусовок, люди страдают от одиночества, потому что не смогли создать полноценную семью, где тебя любят, ценят, ждут. Может важно вырастить ребенка не «успешным», а «человечным», имеющим нравственные и семейные ценности? Как это сделать? У каждого свой ответ на этот вопрос.

Оградите ребенка от излишней информации. Современная культура воспитывает идеального потребителя. Зависимость человека от покупок нужна производителям. Потребитель не думает, не развивается духовно, им легко управлять - он нужен государству. Ведь он амбициозен, эгоистичен, не способен заботиться о других. Взращиванию идеального потребителя помогают реклама, рассказывающая на каждом шагу, что надо для того, чтобы быть счастливым, модным. Родительская задача - оградить ребенка от потока информационного мусора. В идеале смотреть как можно меньше телевизор, не спешить покупать ребенку личный планшет или компьютер. Лучше провести время за прочтением детских книг, рисованием, лепкой, прогулкой на свежем воздухе. Это не только сэкономит родительские деньги, но и поспособствует оздоровлению как ребенка, так и родителей, укрепит детско-родительские отношения. В ходе такого времяпровождения родители снова и снова смогут открывать своих детей, лучше понять мотивы их поведения.



Родителям необходимо следить за содержанием разговоров в присутствии детей. Для маленького человечка рассказы взрослых о том, что «все люди свиньи», «порядочных людей не существует», «за деньги можно все купить», «ничего хорошего уже не будет» и т. д. являются сигналом: «Жизнь опасна, люди отвратительны, деньги решают все!». И они начинают вести себя как «маленькие взрослые»: в драке доказывать свою правоту; для достижения своих целей льстить, лгать, предавать; впадают в депрессию, восклицая: «Ничего не хочу, ничего не могу!» Да, современный мир жесток и несправедлив. В нем есть место бедности, болезням, преступлениям, отчаянью. Однако, просто необходимо учить ребенка быть добрым, бескорыстным, уметь делиться и помогать слабым. Эти качества очень пригодятся ему в построении своей будущей счастливой и крепкой семьи. С маленькими детьми можно делать кормушки для птиц, кормить бездомных собак и кошек. Задача родителей - не столько обеспечить ребенка материально, сколько научить его ценить деньги и вещи.

Развивайте у ребенка самостоятельность. Ж. Ж. Руссо говорил: «…самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным,— это приучить его не встречать ни в чем отказа». Приучайте ребенка к самообслуживанию, элементарным поручениям. Даже трехлетний малыш способен помочь убрать со стола, убрать за собой свои игрушки. С четырех лет можно учить вытирать пыль, поливать цветы. Если родители все будут делать за ребенка, он не научится заботиться ни о ком, кроме себя!

Определите в семье четкие правила, правила для ВСЕХ, и соблюдайте их непрекословно. Если родители сами нарушают правила, они никогда не смогут добиться их выполнения от детей. Воспитание в первую очередь – личный пример!

Заведите семейное хобби. Все вместе по выходным отправляйтесь в парк гулять, кататься на роликах. Закаливание и спорт – достойные ценности, укрепляющие отношения, позволяющие создать свой незабываемый и неповторимый мир под названием «СЕМЬЯ».













МБДОУ детский сад №3 «Аленушка».



Консультация для родителей: «Влияние игр-драматизаций на формирование нравственных ценностей в дошкольном

возрасте».







Подготовила: воспитатель Папкова Н.С



2017-2018 г.



В формировании личности исключительно велико значение нравственного воспитания, которое не может быть ограничено возрастными рамками и продолжается в течение всей жизни человека. Дошкольный возраст - особый этап становления нравственной сферы личности. Этот период характеризуется повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. В дошкольном возрасте происходит приобщение детей к нравственным ценностям человечества и конкретного общества.

Ребёнок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческие способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, подражание взрослым, выводы, умозаключения и т. д. Двигаясь путём проб и ошибок, он может овладеть элементарными нормами и правилами жизни в человеческом обществе.

Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении нравственных ценностей. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна.

Задача взрослого – определить, чему, как и когда учить ребёнка, чтобы его адаптация к человеческому миру, миру нравственных ценностей состоялась и прошла безболезненно. Успех решения данной задачи зависит от того, в какой мере правильно будут выбраны педагогически целесообразные средства и методы с учётом возраста, индивидуальных особенностей и иных условий воспитания ребёнка.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования определяют целевые ориентиры, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Среди других ориентиров обозначены нравственно- ценные: ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.

Работая в детском саду, мы четко понимаем, что игра в дошкольном возрасте - это ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом воспитания и обучения ребят.

Детские игры отличаются большим разнообразием: подвижные, строительные, творческие, дидактические, игры-драматизации. Условием нравственного развития является формирование произвольности психических процессов и поведения ребенка, а также развитие его самооценки в игровой деятельности.

Характерными особенностями театрализованных игр, по мнению Л. B. Артемовой, являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: игры-драматизации и режиссерские. Игры- драматизации представляют собой разыгрывание детьми литературных произведений (сказки, рассказы, стихи). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменённые детской фантазией, – сюжетом игры. Несложно увидеть особенность игр-драматизаций: они имеют готовый сюжет, а, значит, деятельность ребёнка во многом предопределена текстом произведения.

В играх-драматизациях, разыгранных по сюжетам литературных произведений, заложен нравственный смысл, который дети усваивают, приобщаясь тем самым к нравственным ценностям. В дошкольном возрасте, по мнению Л. П. Стрелковой особое значение в присвоении нравственных ценностей имеют эмоции и чувства. Именно поэтому важным является отбор педагогически целесообразных средств и методов работы с детьми. Эффективными будут те из них, которые максимально затрагивают эмоциональную сферу ребенка. Кратчайшим путем донесения до души, до сознания ребенка нравственной сути тех или иных явлений, событий являются произведения искусства. Очень важно в дошкольном возрасте читать детям художественные произведения, разыгрывать по ним игры-драматизации. Их особая роль в формировании таких нравственных ценностей, как доброта, отзывчивость, сочувствие, любовь, забота, честность, дружба и др.

В нашем детском саду созданы все условия для развития детей в театрализованной деятельности: оборудована зона театра, в которой находятся: кукольный театр бибабо, настольный театр, театр масок, ширма для показа кукольного театра (легкая, удобная с занавесом для смены декораций во время спектакля, маски, костюмы для ряженья, музыкальные инструменты.

Подбор атрибутов находится в легкодоступном месте, соответствует возрасту детей и их игровым интересам. Где дети самостоятельно и при помощи воспитателя определяют место для «сцены» (ограждают, ставят ширмочки, создают игровую обстановку (готовят простейшие декорации, согласовывают свои действия друг с другом.

Подготовительная работа к игре-драматизации включает в себя подбор текста, музыкальных произведений, просмотр мультфильмов по сказке, создание масок, атрибутов.

В игре дети превращаются в актеров, режиссеров и в сценаристов. Они озвучивают героев, придумывает историю, проживают то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, эмоции и чувства, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления, все это очень важно для формирования нравственных ценностей.

В заключении хочется сказать, что наши дети, играя в игры-драматизации, ориентированы на гуманный тип поведения со сверстниками и оказание помощи другому человеку. Кроме того, дети не только понимают переживания других людей, но и способны применять свои знания в повседневной жизни. Мы считаем, что включение игр-драматизаций в целостный педагогический процесс способствует формированию нравственных ценностей у детей дошкольного возраста.

 



























Проект для детей старшей группы: «Моя семья».

Выполнила: воспитатель Папкова Н.С.

Актуальность:

Семья – источник вдохновения,

Где рядом взрослые и дети,

В семье от всех невзгод спасение,

Здесь друг за друга все в ответе

О. В. Токмакова

Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.

Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка. Данная тема позволит поделиться впечатлениями, личным опытом; даст возможность педагогам сформировать у детей понятия «Моя семья», родители дошкольников смогут почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса. И самое главное, проект будет способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно. Семья во все времена оказывала огромное влияние на детей. Именно семья может создать для ребенка атмосферу душевного комфорта, помочь почувствовать свою защищенность, уверенность в себе, научить его правильно относиться к окружающим.

Цель проекта: Формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка; способствовать закреплению интереса к своей семье, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьёй.

Участники: дети старшей группы, родители, воспитатель Папкова Н.С.

Длительность: март - февраль.

Задачи проекта:

Обобщать и расширять знания детей о семье;

формировать представления о родственных отношениях, о родословной, о семейных традициях и обычаях;

воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи; проявлять заботу о родных людях;

развивать связную речь, познавательный интерес;

Привлечь родителей к участию в образовательном процессе, раскрыть их творческие способности.

Укреплять детско–родительские отношения.

Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский;

Вид проекта: семейный, группой, краткосрочный

Ожидаемые результаты:

• Формирование у детей знаний о родственных отношениях в семье.

• Воспитание бережного отношения ко всем членам своей семьи, проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.

• Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.

• Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье

• Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.



Этапы проектной деятельности

Подготовительный этап:

Анкетирование родителей;

  • поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья»;

  • составление бесед с детьми на тему «Моя семья»

  • подбор литературных произведений: В. Осеева «Волшебное слово», «Сыновья», В. Катаев «Цветик-семицветик», « Мамина работа» Е. Пермяк,  татарская народ. сказка «Три дочери», русские народ. сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»;

  • рассматривание репродукций картин Ф. П. Решетникова «Опять двойка», З. Серебряковой «За завтраком», «Дочка Катя с куклами», «Моя семья»;

  • просмотр мультфильмов «Маша больше не лентяйка», «Встречайте бабушку», «Самый маленький гном», «Разноцветная семейка», «Осторожно, обезьянки! », «Мама для мамонтёнка»;

  • составление бесед с детьми на тему «Моя семья»

Основной этап

  • Беседы “Моя дружная семья”, “Папа – мой лучший друг”, «Права и обязанности в семье», «Моё имя», «Кем работают мои родители; Составление творческих рассказов на тему «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома».

  • Знакомство с профессиями родителей.

  • Разучивание стихотворений к 8 марта!

  • Дидактические игры «Как мы помогаем родным», «Родство», «Семья», лото «Моя семья», “Кто ты для… ”, “У кого сегодня день рожденья? ”, упражнения “Кем ты приходишься своим родителям? ”, “Кто ты для бабушки? ”, Огорчится ли мама, если… ” .

  • Заучивание пословиц и поговорок о семье, дружбе, пальчиковые игры.

  • Изобразительное творчество - рисование портретов «Мой папа», «Моя мама».

  • Изготовление подарков для родителей.

  • Сюжетно-ролевые игры “Семья”, «День рожденья», «Магазин», «Больница».

  • Консультации «Путь в страну книг», «Рекомендации для заботливых родителей».

  • Творческая работа  «Генеалогическое древо моей семьи».

  • Музыкальный праздник «8 Марта»

Заключительный этап

  • Викторина «Моя семья»



Приложение 1
Анкета для родителей:
Уважаемые родители, мы вместе с ребятами начинаем работу над детским проектом "Моя семья". Просим Вас принять активное участие в работе над проектом и ответить на следующие вопросы:
1 Знаете ли Вы свою родословную? (да, нет, частично, не знаю) подчеркнуть
2 Можете ли Вы в доступной форме рассказать своему ребенку о Ваше родословной? (да, частично, не могу)
3 Имеется ли у Вас семейный альбом? (да, нет, не считаю необходимым)
4 Знают ли дети день Вашего рождения? Бабушки? Дедушки? (да, нет, не знаю)
5 Кого из родителей дети считают главным в семье?
6 Хотели бы Вы принять участие в работе над проектом "Моя семья"? (да нет, частично)

Приложение 2
Пословицы и поговорки:
В семье дружат - живут не тужат.
В семье разлад - так и дому не рад.
Семья сильна, когда над не крыша одна.
При солнышке - тепло, при матери - добро.
Добрый сын - отцу радость, а худой - печаль.
Нет родителей, нет покровителей.
Кто родителей почитает, тот век счастливым живет.
В недружной семье добра не бывает.
Дети родителям не судьи.
Родители трудолюбивы и дети не ленивы.

Приложение 3
Стихи:
"Моя родня"
Мама с папой – моя родня.
Нет роднее родни у меня.
И сестрёнка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю.
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню волшебная щётка,
Молоток настоящий братишке,
Мяч сестрёнке, конфета Тишке.
А еще есть друг у меня,
Друг Сережа мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Всё на свете ему подарю. (Я. Аким )

"Кто кому кто?"
— Бабушка, бабушка, я чья дочка?
— Ты Федина дочь, моего сыночка.
— Мой папа большой, а совсем не сыночек!
— Сыночек. Брат четырёх моих дочек,
Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?
— Да разве у дочки мы были? У тёти!
— Тётю твою я в люльке качала...
— Бабушка, стой, объясни сначала,
Кто мне Наташа и два её братца?
— Ладно, попробуем разобраться:
Их мама, племянницы мужа сестра,
Маленькой ох и была шустра!
А ты им доводишься... Хитрое дело...
— Бабушка, что-то у нас пригорело!
— Тьфу ты, пока я соображала,
Всё молоко из кастрюли сбежало! (Я. Аким)

"Бабушка"
У мамы - работа,
У папы - работа.
У них для меня
Остается суббота.
А бабушка дома - всегда.
Она не ругает меня никогда!
Усадит, накормит:
"Да ты не спеши!
Ну что там стряслось у тебя,
расскажи?"
Я говорю, а бабушка
не перебивает.
По крупинкам гречку
сидит перебирает...
Нам хорошо вот так вдвоем,
и дом без бабушки - не дом. ( Григорьева Елена)































Анкета для родителей:

Уважаемые родители, мы вместе с ребятами начинаем работу над детским проектом "Моя семья". Просим Вас принять активное участие в работе над проектом и ответить на следующие вопросы:

1 Знаете ли Вы свою родословную? (да, нет, частично, не знаю) подчеркнуть

2 Можете ли Вы в доступной форме рассказать своему ребенку о Ваше родословной? (да, частично, не могу)

3 Имеется ли у Вас семейный альбом? (да, нет, не считаю необходимым)

4 Знают ли дети день Вашего рождения? Бабушки? Дедушки? (да, нет, не знаю)

5 Кого из родителей дети считают главным в семье?

6 Хотели бы Вы принять участие в работе над проектом "Моя семья"? (да нет, частично)









Анкета для родителей:

Уважаемые родители, мы вместе с ребятами начинаем работу над детским проектом "Моя семья". Просим Вас принять активное участие в работе над проектом и ответить на следующие вопросы:

1 Знаете ли Вы свою родословную? (да, нет, частично, не знаю) подчеркнуть

2 Можете ли Вы в доступной форме рассказать своему ребенку о Ваше родословной? (да, частично, не могу)

3 Имеется ли у Вас семейный альбом? (да, нет, не считаю необходимым)

4 Знают ли дети день Вашего рождения? Бабушки? Дедушки? (да, нет, не знаю)

5 Кого из родителей дети считают главным в семье?

6 Хотели бы Вы принять участие в работе над проектом "Моя семья"? (да нет, частично)