Консультативный центр в образовательном учреждении для родителей детей с особенностями развития. История создания и опыт успешного функционирования.
В настоящее время активно внедряется инклюзивная модель образования. Но не все родители ещё готовы к обучению их ребёнка в стенах общеобразовательной школы на постоянной основе. Родители вправе выбирать для своего ребёнка наиболее подходящую с их точки зрения форму обучения. И хорошо, когда у них есть возможность обратиться за помощью, рекомендациями, наставничеством к квалифицированным специалистам.
Таким образом назрела необходимость создания консультативных центров для семей, имеющих детей с инвалидностью и ограничениями по здоровью целью которых является организация социально-психолого-педагогической помощи родителям и официальным представителям этих деток. Эта помощь нацелена на коррекцию родительских установок, на помощь в развитии и воспитании детей для их дальнейшей успешной социальной адаптации. Помощь в освоении и налаживании учебного процесса.
Консультативный центр на базе Новоусманской средней общеобразовательной школы №3 был создан в сентябре 2020 года. За полгода работы центра было обработано 207 запросов от родителей. Заключено 6 договоров долгосрочного сотрудничества, по которым специалисты консультативного центра оказывали и продолжают оказывать семьям психолого-педагогическое сопровождение.
Центр занимается разработкой и предоставлением индивидуальных рекомендаций для родителей (законных представителей) по:
-оказанию детям психолого-педагогической помощи;
-методической помощи родителям;
-организации специального обучения и воспитания в семье;
- коррекции и формированию желательного поведения ребёнка;
-социализации, адаптации….
- просвещением родителей (законных представителей) по вопросам прав родителей и детей.
В идеале модель работы консультативного центра выглядит следующим образом:
ЗАПРОС РОДИТЕЛЕЙ
ЗАПИСЬ К СПЕЦИАЛИСТАМ
ПРИЁМ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ЗАПРОСУ
ПОМОЩЬ РЕБЁНКУ И РОДИТЕЛЯМ
На самом деле специалистам зачастую приходится начинать консультирование с работы над «жалобами» и перекодированием их в формат запроса. В таком случае консультативный приём выглядит следующим образом:
КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ ПРИЁМ:
А). Первичное консультирование
Б). Процессное консультирование
В). Обучающее консультирование
Обработка запроса
«принятие» в работу перенаправление к др.
специалисту
Планирование и организация
процедуры консультации
КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ ПРИЁМ
Диагностический Коррекционный
диагностика индивидуальных выбор метода коррекционной работы;
особенностей когнитивной,
социальной, коммуникативной
деятельности ребёнка
-определение индивидуального
образовательного маршрута;
-подготовка рекомендаций
по коррекционно-педагогическому
сопровождению ребёнка
Для плодотворной консультации очень важно правильно подготовить родителей и официальных представителей ребёнка к встрече. При первичной беседе важно придерживаться отработанного алгоритма.
Алгоритм подготовки клиента к консультативной встрече
Как это будет происходить (обсуждение формата-лично или онлайн)
Где состоится встреча.
Кто из представителей ребенка должен быть на встрече.
Что будет происходить (краткое описание этапов встречи и действий, консультанта и родителей).
Сколько это займет времени.
Какие документы и материалы необходимо предоставить для первой встречи (медицинская карта, продукты деятельности ребенка-рисунки, тетради, видеозаписи, направления специалистов, психолого-педагогическая характеристика из образовательного учреждения).
Кто конкретно будет консультировать родителей (краткая характеристика специалиста и уровня его компетенций).
Конфиденциальность и вопросы обработки персональных данных».
При несовпадении сути запроса компетенциям специалиста необходимо в тактичной форме перенаправить к другому специалисту, имеющему соответствующие навыки с указанием его контактных данных и кратких характеристик.
1.Подготовка к консультации семьи ребенка с ОВЗ или клиента с ОВЗ
2. Подготовка специалиста. Изучение данных полученных в ходе телефонной консультации. Анализ первичных анамнестических и фактических данных
3. Подготовка диагностического инструментария
4. Сформированный навык консультативной беседы
Если первичная консультация чаще всего проходит по телефону или с использованием доступных месенджеров, то последующее процессное и обучающее консультирование возможно осуществлять как очно так и дистанционно.
Как оказывается услуга
-Очная консультация:
в помещении службы
- Выездная консультация:
-по месту жительства;
-в выделенном для проведения консультации помещении (сельская школа, ДОУ и т.д.)
-Дистанционная консультация (телефон, интернет)
Результатом консультативной деятельности, своевременно оказанной помощи родителям и официальным представителям становятся успехи детей в сфере образования, повышение показателей их развития, социализации.
В качестве примера можно привести достижения ребят в областном фестивале «Город возможностей». Ранее замкнутые дети принимали участие в концерте, учились готовить, приобретали социально-бытовые навыки. Было уделено внимание и физическому развитию. Завоёваны призовые места.
Результаты учебной деятельности также были улучшены при наставничестве родителей специалистами нашего центра.
Владение письмом ребёнком 11 лет на момент обращения в консультативный центр:
Вледение письмом этим же ребёнком спустя полгода при правильном подборе методики специалистами консультативного центра:
Умения и навыки ребёнка на момент обращения в центр:
Умения и навыки ребёнка через 7 месяцев сотрудничества специалистов центра с представителями ребёнка:
Таким образом грамотная работа и своевременное оказание консультативной помощи родителям и официальным представителям, даёт плодотворные результаты развития, обучения, социальной адаптации детей.
Безусловно, приходится сталкиваться и с проблемами при внедрении консультативных центров для помощи законным представителям в учебное заведение. Основным противоречием является непринятие родителями такой схемы работы, когда основная и главная функция по обучению и развитию собственных детей ложится именно на них. Большинство родителей видит в консультативном центре так называемые «развивалки»-центры детского развития , в которые можно привести ребёнка и оставить на занятия с педагогом. В консультантах они видят репетиторов для их детей. Это происходит по разным причинам. Одни родители не видят в себе потенциала, достаточного количества знаний и умений. Другие ищут возможности немного отдохнуть пока специалист будет заниматься с их ребёнком. И в тоже время обе эти ситуации ещё раз подчёркивают необходимость и важность внедрения такой услуги как оказание консультативной помощи родителям в вопросах развития, обучения и воспитания детей. При неуверенности в своих силах и знаниях как раз хорошо иметь возможность обратиться за консультацией и наставничеством. При переутомлении, отчаянии можно получить психологическую помощь и поддержку. Научиться находить подход к собственному ребёнку.
Консультативный центр на базе нашей школы-Новоусманской средней общеобразовательной школы №3 существует всего полгода. Но смело можно говорить о достойных результатах его деятельности и планировать его дальнейшее функционирование на благо семей. На благо деток и их замечательных родителей.