СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультации для воспитателей "Кубики-говорушки" Дидактическое пособие для развития речи детей дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральным государственными стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС) направлено на создание системы комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы дошкольного образования

Просмотр содержимого документа
«Консультации для воспитателей "Кубики-говорушки" Дидактическое пособие для развития речи детей дошкольного возраста.»

Консультации для воспитателей

"Кубики-говорушки"

Дидактическое пособие для развития речи  детей дошкольного возраста.

 

Актуальность
Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральным государственными стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС) направлено на создание системы комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание квалифицированной помощи детям с ограниченными возможностями. Одна из приоритетных задач для старшего дошкольного возраста - подготовка детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Она также является важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей. Ни для кого не секрет, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. В своей практике я постоянно взаимодействую с детьми с речевой патологией, большая часть из которых имеют общее недоразвитие речи.
Игра  - ведущая деятельность детей дошкольного возраста, однако, на сегодняшний день многие из моих коллег высказывают мысль о том, что современные дети не умеют играть. Игры с правилами частично утратили в их кругах свою актуальность, на смену им приходят электронные игры, которые хотя и имеют свод неких правил, лишают при этом возможности игроков живого общения и зачастую не требуют для взаимодействия использование речи.  Именно поэтому педагоги дошкольного образования озадачены модернизацией уже имеющихся и  разработкой новых игр.
Для детей с речевой патологией, в частности, с ОНР очень важно сохранить в игре вербальное общение, поэтому в представленном пособии  сохранены с одной стороны значение и роль игровой деятельности, с другой стороны ведётся процесс коррекции речи, как необходимое условие для всестороннего развития личности, культуры общения и интеллекта. Систематизация дидактических игр по пособию позволяет легче преодолеть недостатки речи.
Цель дидактического пособия "Кубики-говорушки" -  развитие речевых возможностей детей старшего дошкольного возраста в системе (первичного навыка звукового анализа, словаря, лексико-грамматических категорий и связной речи).
Помимо этого, мы пополнили комплект несколькими кубиками по развитию сенсорных представлений, развитию навыка счёта (до 6-ти), а также возможности развития эмоциональной сферы.
Использование игровых приемов при коррекции речи с помощью этой игры позволяет развить фразовую речь, освоить конструкцию простых предложений, обогатить (экспрессивная речь) словарный запас, овладеть навыками словообразования и словоизменения.
Задачи: раскрываются с помощью игр и упражнений, как в  непосредственно образовательной деятельности (вол время подгрупповых коррекционно-логопедических занятий), так и на индивидуальной работе.
Пособие способствует при организации игры у дошкольников:

Привлечению интереса к совместной деятельности, формированию мотивации взаимодействия ребенка с взрослым и со сверстниками в  логопроцессе;

Развитию навыка звукового анализа;

Развитию навыка словоизменения и словообразования;

Развитию умения подбора слов-антонимов, синонимов, родственных слов;

Формированию навыка согласования существительного с относительными прилагательными;

Овладению согласованием существительных с количественными числительными в роде, числе, падеже.

Закрепление в согласование местоимения и существительного, повторение лексических тем.

Закрепление употребления предлогов;

 Овладению  составлением простых распространённых предложений;

 Формирование навыка составления описательного рассказа по технологии ТРИЗ в педагогики;

Расширению  представлений об окружающем мире;

Развитию зрительного гнозиса;

Развитию оптико-пространственных отношений.

Может быть использовано при организаци совместной деятельности по речевому развитию, а также в коррекционных целях при коррекционно-логопедическом сопровождении детей с ОНР.
Возможно параллельно с речевой работой применение пособия с целью формирования сенсорных представлений (цвет, форма)

Почему пособие имеет такой вид?
Традиционно в работе воспитателя и учителя-логопеда при организации сометсной деятельности по речевому развитию используются предметные и сюжетные картинки, карточки, тетради с печатной основой, схемы и таблицы. Они имеют плоскостной вид,  с ними можно производить немного действий (положить перед собой, рассмотреть).  Необходимость более длительного вовлечения ребёнка в этот процесс позволяет объёмное пособие, примером которого является кубик. Вариантов использования этого вида игрового пособия  множество. При подготовке мы встречали варианты использования куба, как основы разных игр: как для речевого, так и неречевого развития. Хочется обратить внимание на то, что в пособии предложена система кубиков, исходя из особенностей работы, а речевое развитие предполагает задействие нескольких направлений (звукопроизношение, слоговая структура, словарь, грамматический строй, связная речь) или структуры речевого дефекта (если речь идет о коррекцонно-развивающих занятиях по развитию речи).
Необходимо отметить, что  не исключено использование кубиков частично, в зависимости от имеющейся проблемы, а также задачи, которую ставит воспитатель или читель-логопед.  

Из чего можно изготовить пособие самостоятельно?
Использованы кубики из целлюлозного материала и  других материалов, в частности, из канцелярских принадлежностей (бумага, скотч, клей). В набор прилагаются игровые карточки-картинки, они могут быть заменены на имеющиеся у учителя-логопеда карточки-картинки с изображением различных предметов.
Мы рекомендуем  приготовленные специально карточки-картинки, так как при  использовании из готовых других пособий необходимо подбирать одинаковые по размеру и стилю оформления для удобства игры.
Также можно использовать и деревянные кубики  (для старших дошкольников) и мягкие (тканевые) для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Также при отсутствии базовых кубиков их можно изготовить из картонных шаблонов. Наш выбор материала объясняется безопасностью использования, санитарными нормами (за тканевыми более сложно ухаживать, СанПиН ДОО не рекомендует мягкое оборудование использовать без регулярной специальной обработки), а также, в отличие от картонных кубиков, они более долговечны.

Содержание и возможности пособия
Пособие "Кубики-говорушки" представляет собой серию из 10 кубиков, размером около 7х7 см. Оформление граней кубов постоянно  виде знакомых для детей схем. Мы использовали как традиционные, так и авторские (при обозначении звуков – наушники и звонки (Мазанова Е.В.).
Картотека картинок вариативна под задания игр, упражнений. Если рассматривать непосредственно целевое предназначение каждого кубика, то многофункциональность его минимизируется, поэтому пособие представлено комплексом, что дает полноту возможности ведения коррекционно-образовательного процесса.
Использование приемов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в педагогики дает возможность на практике в играх развивать связную речь воспитанников с помощью разработанных схем, карточек-символов. Суть данного метода заключается в том, что ребенок не получает знания в готовом виде, а в процессе игры ведет поиск, через знания только условного обозначения, схемы, что также соответствует главным требованиям ФГОС.
Принцип построения обучения лексико-грамматическим категориям, связной речи по пособию "Кубики-говорушки" от простого к сложному с использованием, как общедидактических, коррекционных технологий, так и психологических приемов для улучшения качества обучения и воспитания.
Возрастная направленность:
Рекомендуется для детей дошкольного возраста 5-7 лет. Может быть использовано при организаци совместной деятельности детей и взрослых  и самостоятельной игре общеразвивающей и коррекционной направленности.

Вариативность и видоизменение пособия

Может быть дополнен 3-4 кубиками (закрепление норм артикуляции – блок звукопроизношения, психологический блок – развитие эмоций в группе для детей компенсирующей направленности ДОУ).

В зависимости от возраста отдельные грани могут быть временно закрыты белым цветом  (например, при изучении трапеции в группе для детей 6-7 лет открыта грань, в группе для детей 5-6 лет  - закрыта).

В подготовительной к школе группе можно усложнить задачу составления предложения вводом схемы предложения или условия составления, например, не простого, а сложного предложения.

Набор из 10-ти кубиков:

1. Кубик желтый  – звуковичок
1 грань – гласный звук
2 грань – йотированный гласный
3 грань  - твёрдый  звонкий согласный
4 грань – твердый глухой согласный
5 грань – мягкий звонкий согласный
6 грань -  мягкий глухой согласный

2. Кубик  красный – счетовод
На каждой грани числа от 1 до 6.
1 грань - один
2 грань - два
3 грань - три
4 грань - четыре
5 грань - пять
6 грань – шесть

3. Кубик синий  – словарик
1 грань –  слово-антоним
2 грань – слово-синоним
3 грань – слово-действие
4 грань – слово-признак
5 грань –  родственное слово
6 грань –  что оно обозначает? (Что это такое? Кто это такой?)
Дополнительно: карточки-картинки на игровых  картах размером 3х6 (54 карточки по разным лексическим темам: животный мир, растительный мир, мир неживых предметов.

4 - 5. Кубики зелёные – грамматей
(простые предлоги, грамматические категории)
1 грань –  на                  1 грань - местоимения: мой, моя, моё
2 грань – в                     2 грань – притяжательные прилагательные
3 грань – под                 3 грань – большой - маленький
4 грань – над                 4 грань – один - много
5 грань –  за                   5 грань – части предмета
6 грань –  между           6 грань – составь предложение
Дополнительно: карточки-картинки по разным лексическим темам)

6-7. Кубики фиолетовые  – цветознайка
 (2 кубика: основные и оттеночные цвета)
1 грань –  красный                                 розовый
2 грань –  желтый                                  оранжевый
3 грань –  синий                                     голубой
4 грань – зелёный                                  фиолетовый
5 грань –  черный                                   коричневый
6 грань –  белый                                     серый
Дополнительно: карточки-картинки по разным темам.

8 . Кубик белый  – геометрик
1 грань – круг
2 грань – квадрат
3 грань – треугольник
4 грань – прямоугольник
5 грань – овал
6 грань – трапеция
Дополнительно: карточки-картинки, которые используются в играх с кубиками N 6, 7)

9-10. Кубики коричневые  – сочинялка
(2 кубика: для описания живых предметов и неживых предметов)
1 грань –  что это?                                 кто это?
2 грань –  цвет                                       окраска
3 грань – форма                                     величина
4 грань –  величина                               части
5 грань –  части                                      детёныши
6 грань –  для чего нужен?                   где живёт?
Дополнительно: карточки-картинки по разным лексическим темам.

Комплект может быть дополнен кубиками:

3 штуки -  по артикуляционной  моторике: шипящие, соноры, свистящие звуки). Варианты встречаются в разных вариациях. Мы предлагаем в этом случае иметь их по всем группам звуков отдельно для удобства использования.

1 кубик  - по эмоциональной сфере (кубик настроения).

 

Как мы играем с кубиками-говорушками:

1. Кубик желтый  – звуковичок

1. Игра «Подбери звук»
Ход игры: ведущий предлагает игроку бросить кубик и подобрать звук к символу.  За правильный ответ игрок получает фишку. За неверный ответ игрок не получает фишку. Ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех фишек.

2.  Игра «Расскажи о звуке»
Ход игры: ведущий предлагает бросить кубик и дать характеристику звуку. За правильный ответ игрок получает фишку. За неверный ответ игрок не получает фишку. Ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех фишек.

3. Игра «Подбери картинку к символу»

Ход игры: ведущий предлагает бросить кубик и подобрать картинку к  звуку. За правильный ответ игрок получает фишку. За неверный ответ игрок не получает фишку. Ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех фишек.

2. Кубик  красный – счетовод

1. Игра «Найди картинку»

Ход игры: ведущий предлагает бросить кубик и подобрать картинку к  цифре. За правильный ответ игрок получает фишку. За неверный ответ игрок не получает фишку. Ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех фишек.

2. Игра «Назови цифру»

Ход игры: ведущий предлагает бросить кубик и  назвать цифру. За правильный ответ игрок получает фишку. За неверный ответ игрок не получает фишку. Ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех фишек.

3. Игра «Назови последующее число»

Ход игры: ведущий предлагает бросить кубик и  назвать последующее число той цифре, что изображена на выпавшей грани кубика. За правильный ответ игрок получает фишку. За неверный ответ игрок не получает фишку. Ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех фишек.

4. Игра «Назови предыдущее число»

Ход игры: ведущий предлагает бросить кубик и  назвать предыдущее  число той цифре, что изображена на выпавшей грани кубика. За правильный ответ игрок получает фишку. За неверный ответ игрок не получает фишку. Ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех фишек.

5. Игра «Назови состав числа»

Ход игры: ведущий предлагает бросить кубик и  назвать состав числа соответствующее  той цифре, что изображена на выпавшей грани кубика. За правильный ответ игрок получает фишку. За неверный ответ игрок не получает фишку. Ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех фишек.

6. Игра «Назови слово с таким количеством звуков»

Ход игры: ведущий предлагает бросить кубик и  назвать слово  с количеством звуков соответствующим цифре на грани. За правильный ответ игрок получает фишку. За неверный ответ игрок не получает фишку. Ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех фишек.

7. Игра «Найди картинку»

Ход игры: ведущий предлагает бросить кубик и  найти на игровом поле картинку с предметом, в названии которого количество звуков равно цифре изображенной на выпавшей грани кубика. За правильный ответ игрок получает фишку. За неверный ответ игрок не получает фишку. Ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех фишек.

3. Кубик синий  – словарик

При выпадении определённой грани игрок выполняет задание  в соответствии с заданием-схемой.

4 - 5. Кубики зелёные – грамматей
При выпадении определённой грани игрок выполняет задание  в соответствии с заданием-схемой.

6-7. Кубики фиолетовые  – цветознайка
 (2 кубика: основные и оттеночные цвета)

1. Игра «Что такого цвета бывает?»

Ход игры: ведущий предлагает бросить кубик и  назвать предмет такого цвета. За правильный ответ игрок получает фишку. За неверный ответ игрок не получает фишку. Ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех фишек.

2. Игра «Подбери картинку»

Ход игры: ведущий предлагает бросить кубик и  выбрать из игрового поля карточку с картинкой соответствующего цвета. За правильный ответ игрок получает фишку. За неверный ответ игрок не получает фишку. Ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех фишек.

3. Игра «Называйка»

Ход игры: ведущий предлагает бросить кубик и  назвать цвет. За правильный ответ игрок получает фишку. За неверный ответ игрок не получает фишку. Ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех фишек.

4. Игра «Подбери похожий цвет»

Ход игры: ведущий предлагает бросить кубик и  назвать цвет. Подобрать из игрового поля фишки этой цветовой группы (похожие цвета). За правильный расклад  игрок получает фишку. За неверный  - игрок не получает фишку. Ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех фишек.

8. Кубик белый  – геометрик
(простые предлоги, грамматические категории)

1. Игра «Что такой формы бывает?»

Ход игры: ведущий предлагает бросить кубик и  назвать предмет такой формы. За правильный ответ игрок получает фишку. За неверный ответ игрок не получает фишку. Ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех фишек.

2. Игра «Подбери картинку»

Ход игры: ведущий предлагает бросить кубик и  выбрать из игрового поля карточку с картинкой соответствующей формы. За правильный ответ игрок получает фишку. За неверный ответ игрок не получает фишку. Ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех фишек.

3. Игра «Называйка»

Ход игры: ведущий предлагает бросить кубик и  назвать геометрическую форму. За правильный ответ игрок получает фишку. За неверный ответ игрок не получает фишку. Ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех фишек.

9-10. Кубики коричневые  – сочинялка
(2 кубика: для описания живых предметов и неживых предметов

При выпадении определённой грани игрок выполняет задание  в соответствии с заданием-схемой.