СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация "Адаптация ребенка в новом коллективе"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов "Адаптация ребенка в новом коллективе" подготовлена для педагогического совета Реабилитационного центра для детей с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Консультация "Адаптация ребенка в новом коллективе"»

Адаптация ребенка в новом коллективе

Адаптация ребенка в новом коллективе – один из основных процессов взаимодействия с социумом, который оказывает огромное влияние на становление личности в обществе. И именно с проблемами адаптации могут быть связаны: смена образовательных учреждений, низкая степень обучаемости и даже нарушение физического и психического здоровья ребенка.

Адаптация (от лат. adaptatio приспособление) - способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.

Социальная адаптация - это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу), принятие норм, правил поведения в обществе, приспособление к условиям пребывания, в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающим.

Каждый ребенок проходит этот этап ознакомления и привыкания к новым условиям, но у каждого, с учетом личностных особенностей, адаптация проходит по-разному. Прежде всего, новая среда воздействует на эмоциональное состояние ребенка. Одни дети могут становиться более беспокойными, другие – зажатыми и тихими, и это сказывается на всем: сне, аппетите, взаимоотношениях с родственниками и т.д. Также меняется и активность ребенка в отношении предметного мира: снижается уровень речевой активности, падает интерес к окружающему, ребенок может стать раздражительным и подавленным, в общем, становится очень восприимчивым ко всем видам раздражителей.

Новый коллектив для ребенка – это всегда страх и потеря безопасности.
Вот почему так важно уделить большое внимание адаптационному периоду, и помочь ребенку пройти его как можно легче и без особых негативных последствий.

Наиболее сложно проходит адаптация в новом коллективе у детей подросткового возраста, тем более у подростков с ОВЗ.

Особенности адаптации подростков

Подростковый возраст, который так часто именуется наиболее сложным, определяется физическими границами как 11-15 лет. В это время происходит основная перестройка организма:

  • физиологическая: проявляются первичные и вторичные половые признаки, благодаря увеличению выделения в кровь гормонов, соответствующих полу (мужских / женских);

  • психологическая, такая, как идентификация себя с мужчиной / женщиной, построение поведения, общения, отношения к своему внутреннему и внешнему миру. 

Главной особенностью подростка является личностная нестабильность. Одновременно с этими проявлениями возникает чувство взрослости — отношение подростка к себе, как к взрослому, ощущение себя взрослым (как особая форма самосознания).  Надо учесть, что немного завышенные требования к себе и окружающим– это всего лишь результат самоутверждения подростка в его новом качестве, а не проявление его наиболее вредных черт характера

Как будет проходить адаптация в новом коллективе, зависит от характера, поведения и навыков коммуникации подростка. Одни закатывают скандалы, другие относятся спокойно, третьи замыкаются в себе.

Классификация поведения подростков

  • неуверенное поведение,

  • адекватное поведение,

  • агрессивное поведение

Для детей, выбравших неуверенное поведение (неуверенная личность), характерно:

  • скрывать собственное мнение.

  • не склонны обсуждать проблемы, возникшие с новыми педагогами или сверстниками

  • скрывать истинные чувства.

Для детей, выбравших адекватное поведение (конструктивная личность) характерно:

  • отвечает без заминки, говорит достаточно громко и естественным для себя тоном

  • не избегает смотреть на собеседника,

  • охотно обсуждает предложенную тему,

  • открыто дает знать о своих чувствах,

  • высказывает свое мнение, учитывая во внимание чувства других людей

Для детей, выбравших агрессивное поведение (доминирующая личность), характерно:

  • отвечает, прежде чем собеседник успел закончить свою мысль,

  • громко говорит вызывающим тоном,

  • смотрит на других свысока,

  • пренебрежительно отзываться о предмете разговора (осуждает, порицает, принижает),

  • навязывает всем свое мнение,

  • с жаром изливает свои чувства,

  • ставит себя выше всех и причиняет боль другим, чтобы не сделать больно себе.

Подводя итог выше сказанному, можно еще раз напомнить, что сложный мир подростка, далеко не всегда понятный взрослым, нуждается в ежедневной поддержке и корректировки, надо чаще предлагать помощь подростку в освоении новых норм и правил, чтобы потом долго и утомительно не заниматься исправлением их ошибок. Ведь именно взрослые осознанно или нет, формирует личность, стратегию самоутверждения и адаптацию у подростка.

Как взрослым (родителям) помочь подростку адаптироваться

Что же нужно предпринять, чтобы помочь подрастающей личности адаптироваться в новом коллективе и завести друзей?

Разговор по душам

Независимо от кого, что вам поведали, не стоит кричать, а тем более наказывать воспитанника. Похвалите его за откровенность и подчеркните, что вы всегда готовы выслушать.

Больше похвалы и меньше критики

Ему и так достаточно сложно принять новые условия и выстроить отношения. Чем больше критики и осуждения в его адрес будет идти с вашей стороны, тем болезненнее пройдет адаптация в новом коллективе. Подмечайте его достижения, делайте упор на них, закрывая глаза на мелкие промахи. Чаще напоминайте, что все ошибаются и это нормально.

Нет сравнениям

Сравнивать ребенка с более успешными или талантливыми детьми, как минимум, неэтично. Это разрушает самооценку подрастающего человека, делает его зажатым и неуверенным в себе.

Не игнорируйте жалобы на плохое самочувствие

Дети не редко хитрят. Чтобы прогулять занятия или игнорировать домашние обязанности они могут симулировать. В этой ситуации проявите хладнокровность. Обратите особое внимание на реальные симптомы заболевания – красное горло, повышенную температуру, сыпь и тому подобное. От волнения могут возникнуть психосоматические заболевания, с реальны проявления. Их игнорировать не стоит. В первые недели адаптации к новым условиям организм может отреагировать по-разному, особенно если вы переехали в другую климатическую зону.

Находитесь на его стороне

Даже если вас вызвали в учебное заведение и твердят, что ребенок неуправляем – не стоит на глазах педагога или соучеников отчитывать и ругать подростка. Он перестанет считать вас своей опорой. Обсудить эту тему спокойно, без криков и скандалов. Выслушайте его точку зрения.

Не давите на подростка, не предъявляйте завышенных требований

Привыкнуть к новым условиям и влиться в коллектив трудно даже взрослому, не то, что подростку. Поймите – ваш ребенок только вступает во взрослый мир. Он только учится принимать правильные решения и не всегда осознает, что хорошо и что плохо.

Давление с вашей стороны, или, что намного хуже, шантаж, может привести к затруднениям в адаптации к новому коллективу.

Советы педагогам по адаптации подростков

  • Покажите подростку, что готовы стать ему поддержкой. Это не значит, что стоит пренебрегать профессиональной этикой или сложившимися правилами. Просто приходите на помощь по мере требования и старайтесь разрешать конфликты мирным, справедливым путем.

  • Вовлекайте его в различные мероприятия. Силком тащить не нужно. Дайте подростку дело, которое сможет занять, будет интересным и полезным. Оформление стенгазеты, участие в драмкружках, пение на концерте – и это неполный список занятий, способных расшевелить подростка или направить его энергию в нужное русло.

  • Познакомьте подростка с коллективом, педагогами. Поручите ребенка с трудностями в общении старосте или просто доброжелательному члену коллектива. Сложностей станет сразу меньше, особенно если подростки сразу смогут найти общий язык.

  • Следите за успехами, неудачами подростка и обсуждайте тему с родителями. Но не в негативном ключе и не перед всеми! Объясните родителю, какие конфликты возникают у ребенка с остальными ребятами. Желательно поговорить с ними наедине, либо по телефону.

Вот самые важные тезисы, которые необходимо донести до ребенка с трудностями адаптации

  • быть дружелюбным, но не навязчивым;

  • не отмалчиваться, когда о чем-то спрашивают;

  • спокойно реагировать на шутки или странные вопросы;

  • при трудностях обращаться к педагогам;

  • не ставить цель понравиться каждому — это невозможно;

  • не бояться перемен, так как любые перемены — это опыт.

Условия успешной адаптации

  • Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, в классе

  • Учитывать индивидуальные особенности детей, медицинскую оценку здоровья.

  • Наличие развивающей предметно-игровой среды Правильная организация в адаптационный период всех видов деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок - взрослый» и «ребенок - ребенок» включающей игры и упражнения.

  • Провести мероприятия по сплочению детского коллектива.

  • Конструктивное сотрудничество педагогов и родителей