Адаптация ребенка в новом коллективе
Адаптация ребенка в новом коллективе – один из основных процессов взаимодействия с социумом, который оказывает огромное влияние на становление личности в обществе. И именно с проблемами адаптации могут быть связаны: смена образовательных учреждений, низкая степень обучаемости и даже нарушение физического и психического здоровья ребенка.
Адаптация (от лат. adaptatio приспособление) - способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.
Социальная адаптация - это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу), принятие норм, правил поведения в обществе, приспособление к условиям пребывания, в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающим.
Каждый ребенок проходит этот этап ознакомления и привыкания к новым условиям, но у каждого, с учетом личностных особенностей, адаптация проходит по-разному. Прежде всего, новая среда воздействует на эмоциональное состояние ребенка. Одни дети могут становиться более беспокойными, другие – зажатыми и тихими, и это сказывается на всем: сне, аппетите, взаимоотношениях с родственниками и т.д. Также меняется и активность ребенка в отношении предметного мира: снижается уровень речевой активности, падает интерес к окружающему, ребенок может стать раздражительным и подавленным, в общем, становится очень восприимчивым ко всем видам раздражителей.
Новый коллектив для ребенка – это всегда страх и потеря безопасности.
Вот почему так важно уделить большое внимание адаптационному периоду, и помочь ребенку пройти его как можно легче и без особых негативных последствий.
Наиболее сложно проходит адаптация в новом коллективе у детей подросткового возраста, тем более у подростков с ОВЗ.
Особенности адаптации подростков
Подростковый возраст, который так часто именуется наиболее сложным, определяется физическими границами как 11-15 лет. В это время происходит основная перестройка организма:
физиологическая: проявляются первичные и вторичные половые признаки, благодаря увеличению выделения в кровь гормонов, соответствующих полу (мужских / женских);
психологическая, такая, как идентификация себя с мужчиной / женщиной, построение поведения, общения, отношения к своему внутреннему и внешнему миру.
Главной особенностью подростка является личностная нестабильность. Одновременно с этими проявлениями возникает чувство взрослости — отношение подростка к себе, как к взрослому, ощущение себя взрослым (как особая форма самосознания). Надо учесть, что немного завышенные требования к себе и окружающим– это всего лишь результат самоутверждения подростка в его новом качестве, а не проявление его наиболее вредных черт характера
Как будет проходить адаптация в новом коллективе, зависит от характера, поведения и навыков коммуникации подростка. Одни закатывают скандалы, другие относятся спокойно, третьи замыкаются в себе.
Классификация поведения подростков
неуверенное поведение,
адекватное поведение,
агрессивное поведение
Для детей, выбравших неуверенное поведение (неуверенная личность), характерно:
скрывать собственное мнение.
не склонны обсуждать проблемы, возникшие с новыми педагогами или сверстниками
скрывать истинные чувства.
Для детей, выбравших адекватное поведение (конструктивная личность) характерно:
отвечает без заминки, говорит достаточно громко и естественным для себя тоном
не избегает смотреть на собеседника,
охотно обсуждает предложенную тему,
открыто дает знать о своих чувствах,
высказывает свое мнение, учитывая во внимание чувства других людей
Для детей, выбравших агрессивное поведение (доминирующая личность), характерно:
отвечает, прежде чем собеседник успел закончить свою мысль,
громко говорит вызывающим тоном,
смотрит на других свысока,
пренебрежительно отзываться о предмете разговора (осуждает, порицает, принижает),
навязывает всем свое мнение,
с жаром изливает свои чувства,
ставит себя выше всех и причиняет боль другим, чтобы не сделать больно себе.
Подводя итог выше сказанному, можно еще раз напомнить, что сложный мир подростка, далеко не всегда понятный взрослым, нуждается в ежедневной поддержке и корректировки, надо чаще предлагать помощь подростку в освоении новых норм и правил, чтобы потом долго и утомительно не заниматься исправлением их ошибок. Ведь именно взрослые осознанно или нет, формирует личность, стратегию самоутверждения и адаптацию у подростка.
Как взрослым (родителям) помочь подростку адаптироваться
Что же нужно предпринять, чтобы помочь подрастающей личности адаптироваться в новом коллективе и завести друзей?
Разговор по душам
Независимо от кого, что вам поведали, не стоит кричать, а тем более наказывать воспитанника. Похвалите его за откровенность и подчеркните, что вы всегда готовы выслушать.
Больше похвалы и меньше критики
Ему и так достаточно сложно принять новые условия и выстроить отношения. Чем больше критики и осуждения в его адрес будет идти с вашей стороны, тем болезненнее пройдет адаптация в новом коллективе. Подмечайте его достижения, делайте упор на них, закрывая глаза на мелкие промахи. Чаще напоминайте, что все ошибаются и это нормально.
Нет сравнениям
Сравнивать ребенка с более успешными или талантливыми детьми, как минимум, неэтично. Это разрушает самооценку подрастающего человека, делает его зажатым и неуверенным в себе.
Не игнорируйте жалобы на плохое самочувствие
Дети не редко хитрят. Чтобы прогулять занятия или игнорировать домашние обязанности они могут симулировать. В этой ситуации проявите хладнокровность. Обратите особое внимание на реальные симптомы заболевания – красное горло, повышенную температуру, сыпь и тому подобное. От волнения могут возникнуть психосоматические заболевания, с реальны проявления. Их игнорировать не стоит. В первые недели адаптации к новым условиям организм может отреагировать по-разному, особенно если вы переехали в другую климатическую зону.
Находитесь на его стороне
Даже если вас вызвали в учебное заведение и твердят, что ребенок неуправляем – не стоит на глазах педагога или соучеников отчитывать и ругать подростка. Он перестанет считать вас своей опорой. Обсудить эту тему спокойно, без криков и скандалов. Выслушайте его точку зрения.
Не давите на подростка, не предъявляйте завышенных требований
Привыкнуть к новым условиям и влиться в коллектив трудно даже взрослому, не то, что подростку. Поймите – ваш ребенок только вступает во взрослый мир. Он только учится принимать правильные решения и не всегда осознает, что хорошо и что плохо.
Давление с вашей стороны, или, что намного хуже, шантаж, может привести к затруднениям в адаптации к новому коллективу.
Советы педагогам по адаптации подростков
Покажите подростку, что готовы стать ему поддержкой. Это не значит, что стоит пренебрегать профессиональной этикой или сложившимися правилами. Просто приходите на помощь по мере требования и старайтесь разрешать конфликты мирным, справедливым путем.
Вовлекайте его в различные мероприятия. Силком тащить не нужно. Дайте подростку дело, которое сможет занять, будет интересным и полезным. Оформление стенгазеты, участие в драмкружках, пение на концерте – и это неполный список занятий, способных расшевелить подростка или направить его энергию в нужное русло.
Познакомьте подростка с коллективом, педагогами. Поручите ребенка с трудностями в общении старосте или просто доброжелательному члену коллектива. Сложностей станет сразу меньше, особенно если подростки сразу смогут найти общий язык.
Следите за успехами, неудачами подростка и обсуждайте тему с родителями. Но не в негативном ключе и не перед всеми! Объясните родителю, какие конфликты возникают у ребенка с остальными ребятами. Желательно поговорить с ними наедине, либо по телефону.
Вот самые важные тезисы, которые необходимо донести до ребенка с трудностями адаптации
быть дружелюбным, но не навязчивым;
не отмалчиваться, когда о чем-то спрашивают;
спокойно реагировать на шутки или странные вопросы;
при трудностях обращаться к педагогам;
не ставить цель понравиться каждому — это невозможно;
не бояться перемен, так как любые перемены — это опыт.
Условия успешной адаптации
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, в классе
Учитывать индивидуальные особенности детей, медицинскую оценку здоровья.
Наличие развивающей предметно-игровой среды Правильная организация в адаптационный период всех видов деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок - взрослый» и «ребенок - ребенок» включающей игры и упражнения.
Провести мероприятия по сплочению детского коллектива.
Конструктивное сотрудничество педагогов и родителей