СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для молодых педагогов «Особенности моделирования эффективного урока»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для молодых педагогов «Особенности моделирования эффективного урока»

Просмотр содержимого документа
«Консультация для молодых педагогов «Особенности моделирования эффективного урока»»

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Димитровградский техникум профессиональных технологий

имени Героя Советского Союза М.С.Чернова»


Патрушев Александр Никоалевич,

преподаватель биологии и химии



Консультация для молодых педагогов «Особенности моделирования эффективного урока»


Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Школа – один из важнейших институтов социализации в жизни человека, именно в школе начинается процесс формирования личности, закладываются основы мировоззрения и самосознания. Это значит, что только в атмосфере одобрения, взаимного понимания и уважения возможно раскрытие индивидуальности ребенка. Именно способность педагога к организации условий, при которых учащиеся имеют возможность личностного роста и развития, а также к созданию доверительных межличностных отношений, основанных на уважении личности, служит залогом для успешного проведения урока, комфортного и безопасного для всех участников образовательного процесса.

По велению времени, все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Современный урок - это урок, соответствующий требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки, владеющего ключевыми компетенциями и имеющего способность к социализации в иных, отличных от школьной образовательной среды, условиях. Вопрос качества, а значит и эффективности урока волнует всех участников образовательного процесса: администрацию, педагогов, учащихся и их родителей.

Что влияет на эффективность урока?

Эффективный урок имеет свою неповторимость, которая определяется индивидуальным стилем педагога. Но кроме творческой неповторимости, мастерства в уроке должна быть видна и просто профессиональная грамотность учителя:

- знание того, какие факторы определяют смысл и сущность современного урока; - умение планировать, проводить и анализировать урок.

Эффективный урок – это результативный урок, высокая степень усвоения материала обучающими. Какими бы внешне эффективными приемами ни пользовался педагог, но, если ученики не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке учащиеся должны усвоить намеченный объем материала, выработать нужные навыки и умения.

Создание любого урока начинается с осознания и верного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет и должен добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели и в конце определения способа - как он будет действовать, чтобы достичь цель.

Цель урока должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и переводом в соответствующие дидактические задачи.

Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:

- Конкретно определить тему, цель, тип урока и его место в учебной программе.

- Отобрать учебный материал (определить его объем и содержание, установить связь с ранее изученным материалом, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).

- Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в возрастной категории, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.

-Определить формы контроля за учебной деятельностью учеников.

-Продумать оптимальный темп урока, рассчитать время на каждый этап -Продумать форму подведения итогов урока.

-Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

Для построения урока в рамках ФГОС важно знать, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой тип урока учитель выбрал. Критериями эффективного урока являются:

1. Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока;

2. Обеспечение психологического комфорта и эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других;

3. Мотивация познавательной деятельности на уроке;

4. Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока;

5. Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке; 6. Достижение целей урока.

Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока может быть достигнута при соблюдении следующих условий:

- сочетание различных методов обучения в процессе проведения занятий; - использование элементов проблемного обучения;

- рациональное использование времени; - применение наглядных пособий;

- использование презентаций, аудио- и видеоматериалов.

В процессе проведения занятий целесообразно сочетание различных методов обучения. Проанализировав содержание изучаемого на уроке материала, учитель в соответствии с темой подбирает элементы этого содержания, методы и приемы обучения. К тому же педагог должен стремиться сочетать в разумных соотношениях репродуктивную и творческую деятельность учеников.

Использование элементов проблемного обучения. В основе организации проблемного обучения лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности школьника. Оно поможет учащимся не только успешно овладеть учебным материалом, но и будет способствовать воспитанию у них интереса к изучаемому предмету, повышать активность обучения.

Рациональное использование времени. Например, проводить уплотненный или фронтальный опрос. Задача которого – активизировать весь класс. При уплотненном опросе для ответа опрашивается одновременно несколько учеников. Часть из них работает перед классом, подготавливая ответы на вопросы, а часть на своих рабочих местах с индивидуальными карточками-заданиями. Остальные следят за ответами своих товарищей, поправляя и дополняя их, участвуют во фронтальной беседе.

Фронтальный опрос позволяет показать актуальность ранее полученных знаний, развить устную речь школьников, систематически выявлять теоретические знания практически всех учеников класса, ликвидировать пробелы в их знаниях.

Применение наглядных пособий. Применение наглядности повышает интерес к изучаемому предмету, облегчает процесс получения знаний, способствует прочности усвоения материала. Широкое использование и правильное применение наглядных пособий расширяет и углубляет представления об изучаемом вопросе, сокращает время на изложение материала .

Использование презентаций и аудо- и видеоматериалов. Учебные фильмы и презентации облегчают восприятие материала. Благодаря им можно выделить существенные детали, воспроизвести зрительно-осязаемые аналогии между явлениями, показать рассматриваемый процесс в динамике.

Обеспечение «психологического комфорта» и эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других.

Именно переживания стимулируют изменения и последующее развитие интеллекта. Если ученик переживает свои успехи или неудачи, то это способствует включению мотивационных центров.

Учителю для успешного проведения урока, целью которого является максимальная результативность, помимо подачи качественно проработанного и отобранного материала, необходимо создать психологический комфорт учащихся. В условиях его нарушения, учащиеся теряют мотивацию к обучению, наблюдается резкое понижение активности и работоспособности, заинтересованности в учебном процессе и, как следствие, снижается успеваемость.

Мотивация познавательной деятельности на уроке

Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если у ученика имеется познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, сильные, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать затруднения, если у него воспитаны чувства долга и ответственности.

Для того чтобы сформулировать такие мотивы учебной деятельности, используются методы организации и осуществления учебной деятельности: словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной учебной работы.

Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока. Одним из важных качеств в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью и развитием своих мыслительных способностей можно считать развитие у учащихся потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и своих действий. Сформированная потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий будет подталкивать ученика и требовать от него тщательного анализа, обобщения, обоснования и самопроверки каждого шага своих действий.

Можно выделить следующие этапы формирования самоконтроля:

1-й этап. Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.

2-й этап. Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.

3-й этап. Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.

С введением рефлексии повышается ответственность учащихся за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой.

Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке.

Большое значение с точки зрения активизации мышления учащихся имеет самостоятельная работа. В дидактике под самостоятельной работой ученика понимают такую деятельность, которую он выполняет без непосредственного участия учителя, но по его заданию, под его руководством и наблюдением. Ученик, обладающий навыками самостоятельной работы, активнее и глубже усваивает учебный материал, оказывается лучше подготовленным к творческому труду, к самообразованию и продолжению учебы.

По основной дидактической цели самостоятельную работу можно разделить на работу, направленную на:

- приобретение и расширение знаний; - овладение умениями и навыками;

- применение знаний, умений, навыков.

При выборе конкретного метода планируемой самостоятельной работы, учитель обязательно должен учитывать индивидуальные особенности учащихся. Задания, предлагаемые для самостоятельного выполнения, должны иметь ясную цель, однозначно определенную методику его выполнения и вызвать у них интерес.

Достижение целей урока. Содержание урока – это первая ступенька к результату, правильный подбор методов и приёмов – это вторая ступенька к результату, а вот качество




знаний и умений, использование их в жизни, в новых ситуациях, а также саморазвитие, самообучение, самообразование ученика является результатом.

Эффективность любого урока определяется не только тем, что учитель пытается дать детям, а прежде всего тем, что именно они взяли в процессе обучения. Знать – это не значит зазубрить. Это значит осмыслить и запомнить.

Результат эффективности деятельности на уроке зависит и от профессионализма учителя, а именно, от знания предмета; культуры общения; любви к детям. Необходимо настойчиво отодвигать мотив отметки в организуемой деятельности, а выдвигать на первый план мотив познавательный и нравственный.


6