Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 37 компенсирующего вида города Кузнецка
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
«ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЦЕССА
МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ»
Подготовила:
Музыкальный руководитель
Первой квалификационной категории
МБДОУ ДС № 37 компенсирующего вида
г. Кузнецк,
Пензенская область
Куликова Ирина Юрьевна
Музыка, как и всякое искусство,
помогает детям познавать мир и воспитывает детей,
причём воспитывает не только их художественный вкус
и творческое воображение,
но и любовь к жизни, к человеку,
к природе, любовь к своей Родине,
интерес и чувство дружбы к народам других стран.
Д.Б. Кабалевский
Не подлежит сомнению, что музыка должна присутствовать в повседневной жизни ребёнка с самого раннего детства, отражая окружающий мир в ярких образах, пробуждая чувства и мысли, формируя их внутренний духовный мир. Музыкальное воспитание, которое осуществляется в ДОУ, имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребёнка-дошкольника. С помощью музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с различными праздниками, событиями, у них развивается познавательный интерес и расширяется кругозор.
В детском саду у детей есть возможность проявить себя в разнообразных видах музыкальной деятельности. Они слушают музыку, поют, танцуют, играют на детских музыкальных инструментах. Среди множества видов музыкальной деятельности наиболее доступным и продуктивным в плане музыкального развития и воспитания дошкольников является пение. В процессе певческой деятельности у детей активно развиваются музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма), формируется эстетическое отношение к искусству и жизни.
Основная цель певческой деятельности в ДОУ – воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке. Задачи певческой деятельности вытекают из общих задач музыкального воспитания и неразрывно с ними связаны. Они направлены на формирование основ певческой и общемузыкальной культуры; способствуют всестороннему духовному, интеллектуальному и физическому развитию детей. Названные задачи решаются на основе определённого песенного репертуара, применения соответствующих методов и приёмов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности детей. Выбор оптимальных путей эффективного решения данных педагогических задач является главной проблемой для музыкальных руководителей ДОУ.
Наш интерес к данной проблеме обусловлен профессиональной деятельностью студентки (соавтора данной статьи) в должности музыкального руководителя МБДОУ «Детский сад № 37» г. Курска. В данной организации пение является доминантным видом музыкальной деятельности дошкольников, здесь ей уделяется много внимания, она осуществляется в разных формах на музыкальных занятиях, при организации режимных моментов, в процессе подготовки и проведения различных досуговых мероприятий.
К.Ю. Тульнова отмечает: «Устремляясь к достижению высоких результатов в певческой деятельности дошкольников, мы постоянно стремимся совершенствовать процесс их музыкально-певческого воспитания, ищем новые продуктивные приемы и методы работы.
При этом мы исходим из своего убеждения в том, что певческая деятельность является уникальным фактором музыкального развития и воспитания детей дошкольного возраста, и при систематическом приобщении к пению можно успешно решать не только сугубо музыкальные задачи, но и задачи общеразвивающего, социально-педагогического характера.
При исследовании вышеназванной проблемы, нами были изучены методологические основы музыкально-певческой работы с дошкольниками: научно-теоретические труды по проблемам дошкольного музыкального воспитания и образования; психолого-педагогические исследования особенностей и закономерностей музыкального развития и воспитания детей дошкольного возраста; методические работы, раскрывающие роль и значение певческой деятельности в дошкольном возрасте; а также проанализировали обширный педагогический опыт музыкальных руководителей ДОУ.
В настоящее время в организациях дошкольного образования реализуется вариативное множество программ по музыкальному воспитанию (под ред. Н.А. Ветлугиной, Н.Е. Вераксы, А.И. Бурениной, О.П. Радыновой И.М. Каплуновой и И.А. Новооскольцевой, и др.), разработанные с учетом требований стандарта до-школьного образования.
Они направлены на развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку, музыкального слуха, певческого голоса, танцевальных умений, навыков игры на детских музыкальных инструментах, опыта музыкально-театрализованной деятельности, творческой музыкальности в процессе различных видов музыкальной деятельности. Все они рассматривают вопросы организации певческой деятельности в детском саду и методику работы с детским певческим голосом.
К слову, внимание к этим вопросам проявлялось на протяжении всей истории существования отечественной системы дошкольного музыкального воспитания. Самым ярким образцом их изучения и проработки является «Методика музыкального воспитания и развития ребёнка», созданная Н.А. Ветлугиной – крупным специалистом-исследователем, в 60-80-е годы заведующей лабораторией эстетического дошкольного воспитания НИИ дошкольного воспитания.
Безусловно, появление программы дошкольного музыкального воспитания, созданной под ее руководством, положило начало созданию системы певческого развития дошкольников. Впоследствии выдвинутые ею идеи получили свое развитие в ряде научно-методических работ известных педагогов и музыкантов, посвященных музыкально-певческому воспитанию в детском возрасте и закрепились в широкой образовательной практике. Все современные принципы, приёмы и методы музыкально-певческой работы с дошкольниками базируются на положениях, разработанных данным автором.
Однако, время не стоит на месте. Сегодня нам доступны разнообразные и оригинальные авторские программы, методики и разработки по музыкальному воспитанию дошкольников («Элементарное музицирование» Т.Э. Тютюнниковой, «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой, «Синтез» Т.Г. Рубан и К.В. Тарасовой, «Музыкальная палитра» Т. Боровик и А. Бурениной и др.), а следовательно, у музыкальных руководителей появилась возможность варьировать способы воспитания и развития детей средствами музыкального искусства, в том числе – певческой деятельности.
Проводя целенаправленное изучение процесса музыкального развития и воспитания дошкольников в певческой деятельности, нам удалось выявить важные показатели общего и музыкального воспитания ребенка дошкольного возраста, охарактеризовать специфику музыкального развития в период дошкольного детства, систематизировать приемы и методы продуктивной певческой деятельности. Обобщая изученные материалы мы сформулировали ряд важных выводов.
1. Художественно-педагогическое значение пения состоит в том, чтобы помочь детям в постижении содержания музыкальных образов, овладении необходимыми навыками, проявлении своих чувств в непринуждённом, естественном пении.
2. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата. В процессе обучения пению развиваются творческие наклонности, обогащающие личность в целом, усваиваются вокально-хоровые навыки, которые последовательно усложняются от группы к группе и связаны с усложнением песен. Так же постепенно совершенствуется мелодический слух, что создаёт основу для дальнейшего обучения пению по нотам. Особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребёнка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух и чувство ритма.
3. Педагогу следует вести системную работу по музыкально-певческому воспитанию детей с учетом физиологических и вокальных особенностей каждого ребёнка, поэтому приоритетным в его работе является персонифицированный подход к певческому воспитанию детей.
4. Основными формами музыкально-певческого развития дошкольников являются занятия, игры, праздники и развлечения.
5. Обучение пению требует от ребёнка волевых усилий, заинтересованности и внимания. Чтобы поддерживать их, целесообразно создавать игровые ситуации, применять в вокально-хоровой работе музыкально-дидактические игры.
6. Сегодня певческое воспитание в ДОУ сопряжено с рядом актуальных проблем возрастного психофизиологического развития детей, здоровьесбережения, охраны детского голоса, создания комфортной психоэмоциональной, развивающей, творческой среды в ДОУ. Решение столь актуальных и значимых педагогических задач требует от музыкальных руководителей владения природосообразными, эффективными приемами и методами певческого развития, современными инновационными технологиями дошкольного музыкального воспитания.
7. Музыкально-певческое развитие должно обогащать нравственный облик ребёнка, активизировать умственную деятельность, физическую активность. Воспитание эстетического отношения к окружающей действительности, к музыкальному искусству должно помочь установлению связи ребёнка с жизнью. Содержание и методы обучения музыкальной деятельности должны обеспечивать единство её воспитательной, образовательной и развивающей функций.
8. Песенное творчество в дошкольный период детства должно быть направлено на расширение музыкального опыта детей, формирование у них навыков самостоятельного музицирования, помощь в преодолении стеснения и неуверенности в себе, снятии напряжения, а также – на развитие мышления, речи, воображения, внимания, памяти, формирование у них музыкального вкуса.
9. Музыкальному руководителю необходимо стремиться пробудить у дошкольников эмоциональный отклик на вокальную музыку, воспитать интерес к пению, сформировать потребность в музыкально-певческой деятельности, развить основные музыкальные способности и певческие навыки, заложить основы певческого репертуара, актуализировать их стремление к песенному творчеству.
10. Достижение успеха в музыкальном развитии и воспитании дошкольников обеспечивается совместной целенаправленной деятельностью музыкального руководителя и воспитателя при активном сотрудничестве с родителями.
Другими словами, организуя музыкально-певческую деятельность в ДОУ, следует, прежде всего, ориентироваться на возможности детей, проводить работу систематически и последовательно в опоре на базовые принципы и эффективные методы работы, активно привлекать к сотрудничеству воспитателей и родителей. Надеюсь, что сделанные мною выводы станут мотивом для музыкальных работников ДОУ, побуждающим к совершенствованию процесса музыкального развития и воспитания детей в процессе певческой деятельности.