СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагога: " Структура физкультурного занятия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагога: " Структура физкультурного занятия"»

СТРУКТУРА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ.


 Вводная часть: 

Цель: повысить эмоциональное состояние детей, активизировать их внимание, подготовить организм к к нагрузкам основной части;

 Содержание: строевые упражнения, различные виды ходьбы, и бега, прыжки, упражнения для коррекции осанки и профилактики

плоскостопия, обучение правильному дыханию, построения и перестроения.

 Основная часть:

  • Общеразвивающие упражнения для развития и укрепления мышц плечевого пояса, живота и спины, ног, для гибкости позвоночника. Цель: обеспечивает тренировку всех мышц, способствует воспитанию хорошей осанки, подготавливает организм к дальнейшим нагрузкам.

  • Обучение детей основным видам движений.

     Цель: способствует развитию всех физических качеств дошкольников. Задачи и объем для каждой возрастной группы определен Программой воспитания и обучения в детском саду.

  • Подвижная игра.

     Цель: обогащает двигательный режим, способствует развитию всех физических качеств – силы, ловкости, выносливости, быстроты реакции, тренировке тормозных процессов, дает максимальную двигательную разрядку.

 Заключительная часть:

Цель: восстановление частоты сердечного пульса, подведение педагогического итога занятия.

 Содержание: малоподвижная или спокойная игра, физические упражнения с постепенным снижением темпа, заключительная ходьба с замедлением темпа, упражнения на восстановление дыхания.


            Способы обучения основным видам движений.

Поточный способ:

     Предусматривает выполнение упражнений по очереди, что неизбежно приводит к ожиданию тем более продолжительному, чем больше детей в группе. Разновидностью поточного способа является круговой, когда дети выполняют друг за другом не одно, а серию упражнений, повторяя каждую серию 4-6 раз. Этот способ применяется не для разучивания, а в основном для закрепления двигательных навыков и развития физических качеств.

Фронтальный способ

     Предполагает выполнение одного и того же упражнения всеми детьми одновременно, что исключает или сокращает до минимума ожидание. Такой способ требует соответствующей организации, так как контроль за правильностью выполнения движениями несколькими затруднен.

Групповой способ

     Формируется 2-3 подгруппы детей, каждая получает свое задание. С одной проводится обучение   запланированному движению, остальным предлагается выполнение уже знакомых, не требующих страховки упражнений. При использовании данного способа повышается общая и моторная плотность занятия, обеспечивается целесообразная, постепенно нарастающая динамика пульса, появляется возможность закрепления навыков при повторении упражнений. Преимущество способа состоит в возможности разделения детей на подгруппы с учетом их двигательной подготовленности, что в известной мере индивидуализирует занятия. Групповой способ целесообразен в работе со старшими дошкольниками.

   

Определение физической нагрузки на физкультурном занятии.


     Физическая нагрузка определяется по динамике пульса. Правильно построенное занятие с достаточной степенью нагрузки характеризуется его учащением:

- после вводной части не менеe чем на 20-25 %,

- после развивающих упражнений - не менее чем на 50%,

- после обучения основным движениям – не  менее чем на 25 %,

- после подвижной игры – до 70-90 %.

В конце занятия пульс либо восстанавливается до исходного уровня, либо превышает его на 15-20 % .

     Наглядно иллюстрирует сдвиги пульса в процессе занятия физиологическая кривая. На горизонтальной оси откладывается время в минутах, на вертикальной – прирост пульса. Своеобразие физиологической кривой определяется характером занятия. Для занятия обучающего плана физиологическая кривая двухвершинная. Она несколько снижается во время обучения основным движениям, так как при этом за счет объяснений, показа, контроля выполнения движения заметно уменьшается двигательный компонент и, следовательно, частота сердечных сокращений. Глубокое снижение кривой до исходного показателя недопустимо, поскольку в этом случае сердечно-сосудистая система оказывается неподготовленной к массивной нагрузке, предъявляемой следующей подвижной игрой , и реагирует на неё перевозбуждением пульса.

     Определение частоты сердечных сокращений используется для выявления тренирующего эффекта физкультурного занятия. Этот показатель рассчитывается путем суммирования частоты сердечных сокращений по окончании вводной части занятия, общеразвивающих упражнений, обучения основным движениям, подвижной игры, заключительной части и деления этой суммы на количество замеров.

 В группе 3-4-х летнего возраста тренирующий эффект обеспечивают занятия, дающие среднюю частоту сердечных сокращений в минуту не более 130- 140 ударов,

 В старших группах (5-7 лет) – не менее 140-150 ударов.

Прогноз моторной плотности физкультурного занятия


Вводная часть

Основная часть

Заключитель-

ная часть


Ходьба, бег, корригирующие упражнения,

Ориентировка в пространстве

Общеразвива-

 ющие упражнения

Основные движения

Подвижная игра

Ходьба, малоподвижные игры





















Длительность:

2-3 мин.

3-4 мин.

4-5 мин.

5-6 мин.

3-4 мин.

4-5 мин.

5-6 мин.

6-7 мин.

8-9 мин.

9-10 мин.

10-12 мин.

12-13 мин.

  1. мин.

  2. мин.

  3. мин.

  4. мин.

1-2 мин.

2 мин.

2-3 мин.

3 мин.

младшая гр.

средняя гр.

старшая гр.

подготовите

льная

моторная

95-100%

60-80 %

50-60 %

60-75%

90-100%

плотность



(при

разучивании






 движений);






60-100%






(при






 повторениии






 и совершенст-






 вовании






 движений).



Общая плотность физкультурного занятия:  в зале – не ниже 80-85 %, занятия на воздухе – не ниже 90-100%.

Моторная плотность физкультурного занятия: младшие группы – не ниже 60%, старшие группы – не ниже 80%.

Практические умения, необходимые для проведения физкультурных занятий.

     В нижеследующей таблице показано, что необходимо предусмотреть при проведении занятия по физкультуре, а вот как это обеспечить, нужно решать самому.

Основные элементы и задачи

На что обратить внимание

 Подготовка к занятию – продумать содержание занятия, подготовить оборудование, пособия, наметить

конечные результаты

Учесть этапы обучения. Предусмотреть

достаточную площадь, гигиену, одежду, обувь, удобное расположение пособий.

 Разминка – подготовить организма к нагрузке, вызвать интерес к

занятию, продумать игровую мотивацию, целесообразность движений, их разнообразие по построению, направлению, способу

выполнения, нагрузке

Не допустить длительных бесцельных движений; дать четкие, краткие указания, продумать

ритмическое сопровождение (счет, бубен, музыкальное сопровождение)

 Общеразвивающие упражнения – выполнение с наибольшей пользой для организма: правильная осанка, исходное положение, дыхание, дозировка упражнений и т.д.

Предусмотреть названия упражнений, смену, исходное положение для каждого, их

разнообразную подачу (по показу воспитателя, ребенка, по названию, по проговариванию и т.д.), различное ритмическое сопровождение.

Выделить 1-2 наиболее важных элемента, объяснить их детям.

 Основные движения – овладение на уровне выдвинутых задач:

научить выполнять в целом – на 1 этапе, элементам технике – на 2 этапе.

Поставить перед детьми задачу, создать условия для многократного творческого повторения движений, продумать методы обучения, оценку. Каждое обращение к детям должно быть четким, кратким, образным, вызывать желание

выполнять упражнение.

 Подвижная игра –

совершенствование движений, обеспечение пика нагрузки, упражнения в поведении.

Объяснить игру (с учетом возраста детей, новизны игры, для старших – выделить правила); распределить роли; использовать всю

возможную площадь, добиваться выполнения правил, качественного выполнения движений, регулировать нагрузку.

 Заключительная часть –

восстановить пульс и дыхание

Не допускать резкой остановки после бега, и

других нагрузочных упражнений; восстановить дыхание, начиная с ускоренной ходьбы с

постепенным замедлением темпа, включением дыхательных упражнений. Игра малой подвижности.





































Методика проведения физкультурных занятий.

 

  1. Содержание и структура физкультурных занятий.

 

Занятие – основная форма учебной работы по физическому воспитанию в детском саду. Они проводятся круглый год с постоянным составом детей определенной возрастной группы по твердому расписанию.

Основой построения занятия является его структура: ориентировочный план подбора и распределения упражнений и подвижных игр. Структура занятия разработана в соответствии с требованиями физиологии и гигиены физических упражнений  и обусловлена закономерностями работоспособности и утомляемости организма ребенка при физических нагрузках.

 

В схематическом плане занятия по физической культуре  рассматривают 3 части:

вводную, основную и заключительную.

 

В первой (вводной)  части занятия ставится задача организовать детей, возбудить интерес и привлечь  внимание к предстоящим двигательным заданиям, создать необходимую эмоциональную настроенность, а также подготовить организм ребенка к выполнению более сложных  и интенсивных упражнений в основной части занятия.  В содержание вводной части входят: ходьба, бег, подскоки, перестроения, повороты; упражнения на осанку и упражнения укрепляющие стопу; танцевальные шаги. Завершается вводная часть построением в круг, в звенья, пары, для выполнения ОРУ.

 

Во второй (основной) части занятия решаются следующие задачи: обучение детей новым упражнениям, повторение и закрепление ранее пройденного, совершенствование умений  и навыков детей в движениях, воспитание физических качеств. В этой своей части занятия оказывают значительное физиологическое воздействие на организм ребенка.

В начале основной части выполняются и разучиваются ОРУ. В их порядке учитывают необходимость поочередного воздействия на основные мышечные группы и постепенного увеличения физической нагрузки. Сначала выполняются                                                                                                                            упражнения для рук и плечевого пояса, затем мышц ног и туловища, подскоки и                                        

успокаивающие (дыхательные упражнения, упражнения на «расслабление», спокойная ходьба). Особое внимание уделяется упражнениям на осанку.

После ОРУ следуют упражнения в основных движениях ( ходьба, бег, прыжки,                                                                                                       лазанье, метание, упражнения в равновесии. Для разучивания включается одно из основных видов движений, другие ранее разученные упражнения повторяются или закрепляются.

В основную часть занятия входит подвижная игра, усиливающая физиологическое и эмоциональное воздействие занятия на детей.

 

В третьей ( заключительной) части занятия решаются задачи постепенного перехода от возбужденного состояния  организма ребенка к более спокойному; подводятся итоги занятия. В заключительной части проводятся спокойная ходьба, дыхательные упражнения, малоподвижные игры, хороводы. Заканчивается занятие организованным уходом детей из зала.

 

 

   2.  Виды и типы физкультурных занятий.

                                                                                                                                              

В зависимости от  образовательных задач и содержания занятия могут быть разного типа:

 

                                                           Типы занятий.

 

1). Занятия, в которых основное внимание обращается на освоение нового материала.

 

2).  Занятия, направленные на совершенствование    освоенных ранее навыков и умений, они строятся на повторении пройденного материала.

 

3). Занятия смешанного  характера, на которых овладение новым сочетается с повторением, закреплением старого.

 

4). Занятия, на которых проверяются знания и умения ребят в выполнении тех или иных упражнений, качество движений и их количественный результат, умение играть в подвижные игры.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Виды занятий.

 

  1.  Обоснование трехчастной структуры физического занятия.

 

В начале вводной части  делаются строевые упражнения ( построение в шеренгу, в колонну по одному, в круг, врассыпную, повороты, перестроение  в колонну по 2, по 3, по 4); различные виды ходьбы ( широким шагом, с высоким подниманием колен, змейкой, со сменой направления, с препятствиями); бег ( в колонне по 1, врассыпную); прыжки ( на 2-х , на одгой ноге, с продвижением); подвижные игры на внимание («Найди себе пару», « Найди свое место», «Сделай фигуру», «За высоким и низким»); элементы танцев. Бег дается в среднем темпе, а подвижные игры – средней подвижности, чтобы не перевзбудить детей. На эти упражнения отводится 2-4 мин (в зависимости от организованности группы)

Для обеспечения общей подготовки ОРУ подбираются на все основные группы мышц: для рук и плечевого пояса, для туловища и ног. Количество упражнений увеличивается от группы к группе (с 4 до 8): 1-2 упражнения разучивают с детьми, остальные закрепляют. Дозировка  нагрузки зависит от характера упражнений и возраста занимающихся. Для усиления деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем включаются ходьба и бег, прыжки на 2-х и на одной ноге на месте и с продвижением, простейшие танцевальные шаги. Обычно бег и прыжки чередуются с ходьбой. Упражнения вводной части занятия выполняют все дети одновременно. На общую и специальную подготовку отводится 4-8 минут.

В основной части занятия формируют и закрепляют навыки в беге, лазанье, прыжках, метании и развивают физические качества.

В младших группах даются 2-3 ОВД ( 1-2 – в виде упражнения, 1-2 – в подвижной игре). В старших группах включают 3-4 ОВД ( 2-3 в виде упражнения, 1-2 – в подвижной игре). Количествоосновных движений может быть увеличено при высокой физической подготовленности детей и проведении упражнений по круговой системе.

Нецелесообразно включать в основную часть нескольуко упражнений, требующих поочередного выполнения,- это снижает физическую нагрузку и интерес детей к занятию.

Бег, прыжки нужно чередовать с успокаивающими движениями  (ходьба).  За упражнениями , требующими сосредоточенного внимания, должны следовать более динамичные движения, благотворно влияющие на развитие всех мышц и всех систем организма.Чтобы обеспечить высокую моторную плотность основной части занятия, упражнения рекомендуется проводить совсеми детьми одновременно.

Продолжительность основой части увеличивается с 10 до 20 минут ( зависит от интенсивности упражнений, возраста детей и т.д.)

В заключительную часть обычно включаются различные виды ходьбы, бег, элементы спокойного танца, игры малоподвижного характера.

 

  1. Принципы отбора физических упражнений.

 

Чтобы подобрать упражнения для каждого занятия, нужно учитывать поставленные задачи, возраст детей, состояние их здоровья, физическое развитие, подготовленность, время года, климото-метеорологические условия, место занятия в режиме дня, наличие оборудования, инвентаря, игрушек и др.

Наилучший результат достигается тогда, когда для решения поставленных задач используются упражнения  (строевые, ОРУ, ОВД, подвижные игры). Дифферинцированный подход к отбору упражнений для физкультурного занятия позволяет увеличить его двигательную плотность, повысить оздоровительный и образовательный эффект.

 

  1. Способы организации детей на занятии.

 

  1. Фронтальный.

  2. Групповой.

  3. Индивидуальный.

 

При фронтальном способе организации  все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение или делают одновременно разные движения. Фронтальный способ организации обеспечивает постоянное взаимодействие воспитателя и детей.

 

При групповом способе группу делят на (2-4) и каждая получает отдельное задание. После того как дети выполнят задание несколько раз, подгруппы меняются местами.

 

При индивидуальном способе каждый ребенок делает упражнение по очереди, а воспитатель проверяет качество выполнения и дает соответствующие указания.

По мере освоения техники -  ОВД выполняютя потоком. Особую разновидность поточного способа представляет круговое  («станционное») выполнение упражнений.

На одном занятии можно чредовать способы организации детей.

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!