СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов "Бумагопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация предназначена для педагогов и родителей детей старшего дошкольного возраста, напрвлена на ознакомления с различными видами работы с бумагой, а такхе содержит пратический материал: мастер-класс "Кусудама" по изготовление цветов из бумаги.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Бумагопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"»

Консультация для педагогов.

«Бумагоплатика, как средство развития ребенка».

Цель мастер - класса: Способствовать формированию у педагогов представления о значении нетрадиционной технике аппликации для реализации образовательной области " Художественно-эстетическое развитие" (изобразительная деятельность).

Задачи:

- познакомить педагогов с видами аппликации в технике «Бумагопластика. Кусудама», показать приемы и этапы выполнения аппликации, закрепить теоретические знания в практической деятельности;

- вызвать у участников мастер - класса интерес к "бумагопластике" и желание развивать свой творческий потенциал;

- развивать творческую активность педагогического коллектива

Оборудование:

Стулья по количеству участников, столы; презентационный материал по информационной части мастер - класса; мультимедиа, ноутбук;

Демонстрационный материал: Презентация «Бумагопластика и ее виды»

Раздаточный материал: Материал для практической части (ножницы, цветная и ксероксная бумага, клей ПВА.

Ход.

Теоретическая часть. Демонстрация слайдов презентации «Бумагопластика и ее виды»

Бумагопластика – современный вид искусства. В начале XX века стали появляться первые работы в технике бумажной пластики. Ее использовали в своих работах как зарубежные, так и российские художники. К концу 20-го столетия бумагопластику признали, как отдельный вид искусства. В настоящее время бумагопластику широко используют в дизайне интерьеров, создании авангардной моды и других направлениях.

Бумагопластика – это искусство работы с бумагой. Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекают детей. Они овладевают различными приёмами и способами действия с бумагой, такие как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, сминание, в результате чего возникают разнообразные композиции.

Дети работают с бумагой и картоном, учатся вырезать, делать аппликацию и коллаж, изготавливают цветы, украшения из бумаги, гирлянды, составляют из них коллективные панно. Увлекательные занятия позволяют деткам открыть в себе творческие способности, развить воображение, развить пространственное мышление, чувство прекрасного, воспитывают умение наблюдать, стимулируют развитие памяти, мелкой моторики, глазомера, чувства цвета, композиции. Даже при незначительном усилии со стороны детей, работа привлекает своим необычным выполнением, вызывает желание у ребёнка сделать что-то оригинальное, необычное.

Конструирование из бумаги представляет для дошкольников некоторые трудности: - так как бумага - это плоский материал и его надо перевести в объёмные формы. Поэтому надо с самого начала научить детей простейшим приёмам работы с бумагой. Воспроизведения действий показанных взрослым, не является для ребёнка просто механической операцией. Ему приходится постоянно думать, соразмерять свои действия, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпадали. При слабой ещё координации мелкой мускулатуры, при неразвитом глазомере эти действия требуют от ребёнка известного волевого и мыслительного напряжения.


В чём значение бумагопластики в развитии детей?

Бумагопластика:

-  развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точное движение пальцев,

- происходит развитие глазомера.

- работа с бумагой способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Бумагопластика имеет огромное значение:

-  в развитии конструктивного мышления детей их творческого воображения, художественного вкуса.

- она стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. 

- знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

- активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка, возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Оно совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.


Существуют самые различные виды бумагопластики:

Мятая бумага. Сначала желательно использовать мягкие сорта бумаги (салфетки), а потом более жесткие. Дети младшего дошкольного возраста, сминая бумагу, создают определённые предметы. Например, салфетке можно придать форму цветка и наклеить его на основу- корзиночку - или собрать из цветов яркий букет. Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно и осмысленно, сминая бумагу, создать определенные формы, необходимые им как детали для игрушек. Сгибание бумаги сводится в основном к повторению устоявшихся форм и выполняется поэтапно по указанию взрослого.

Скатывание бумаги- сминают в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывают из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Обрывание-от листа бумаги отрывают кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисуют клеем то, что хотят изобразить (малышам педагог выполняет один рисунок на всех), накладывают кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объемным. Путем обрывания можно также изготовить крупные части изображения, например, туловище, лапки и голову паука. У них неровные края, поэтому паук выглядит мохнатым. В данном случае части изображения намазываются клеем и наклеиваются на основу. Этот вид работы используется на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Рваная бумага - чаще всего газеты, которые ребёнок сминает, рвёт, бросает, наслаждаясь при этом производимым шумом и изменением формы бумаги, которая целиком зависит от действия его руки. Новые формы, возникшие при разрывании бумаги, можно наклеить на основу.

Мозаика - изображение или орнамент, выполненный из отдельных, плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков. Выполнение мозаичных аппликаций требует большой точности, аккуратности. Эскизы мозаики желательно составлять с небольшим количеством деталей. Бумагу соответствующего тона подготавливают к наклеиванию резанием или обрывом. Каждый кусочек накладывают отдельно. Небольшую часть эскиза (на фоне) промазывают клеем и на неё накладывают заготовленные кусочки бумаги. Сделать это можно, наколов кусочки бумаги на большую иглу, или с помощью пинцета.

Мозаика может быть контурной, т. е. кусочки наклеивают по краю изображения, или сплошной, когда заклеивают внутреннюю часть изображения. Мозаику делают с просветами и без них. Мозаика, как и обычная аппликация, бывает предметной, сюжетной, декоративной. Последнюю можно выполнять на различных геометрических формах: полосе, квадрате, круге и т. д. Мозаику можно использовать для оформления плоскостных, полуобъёмных и объёмных поделок, для оформления поздравительных открыток, закладок для книг, сувениров.

Торцевание из бумаги – это своеобразный вид аппликации из бумаги, несложная техника, в которой можно создать оригинальные декоративные композиции. Технология торцевания заключается в следующем: из гофрированной цветной бумаги вырезают небольшой квадратик, на середину квадратика ставят торцом стержень (например: не заточенный карандаш) и закручивают бумагу вокруг стержня. Получившуюся маленькую торцовку, не снимая со стержня, приклеивают на рисунок, нанесённый на плотную бумагу или картон, и только тогда вынимают стержень. Каждую следующую торцовку приклеивают рядом, с предыдущей, плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков.

Торцевание из бумаги бывает:

• контурное (торцовки выкладываются по контуру изображения);

• плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка);

Торцеванием можно выполнить всевозможные панно, декоративные открытки, сюжетные композиции.


Квиллинг — от слова «quill» или «птичье перо». Искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. В 19 — дамским развлечением. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению — не развалится и не сломается. В общем, квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

Киригами- или бумажная архитектура ещё раз доказывает, что из бумаги можно создавать совершенно удивительные вещи. С её помощью удобно изображать как исторические объекты, так и объёмные экспонаты. На японском языке, слово Киригами означает следующее - "резать + бумагу", таким-образом техникой Киригами, разрезая, вырезая, сгибая и скручивая, мы делаем из обычного листа бумаги различные фигуры и образы. В типичном случае технология изготовления киригами предусматривает разметку заготовки, раскрой, сгибание и складывание. Преобладают, как и в оригами, композиции из одной детали, выполняемые из цельного листа бумаги.

Большинство людей помнят, как в детстве делали бумажные снежинки. Да и взрослые с восхищением и удивлением разворачивают бумажные снежинки, к тому же почти невозможно сделать один и тот же образец дважды. В дополнение к снежинкам можно вырезать различные цветы, паутинки и другие элементы декоративного оформления. Так вот эти бумажные Снежинки и декорации и есть первые шаги в изучении техники Киригами.

Оригами (с японского буквально: "сложенная бумага") — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага.

Традиционным, классическим способом оригами много дела по праву считается работа с квадратом, взятым за основу. Любая фигура выполняется из квадрата большего или меньшего размера путем сгибания, исключая какие-либо надрезы и склеивания. Определенная цепочка взаимопревращений исходного листа-квадрата от начала работы и до полного ее завершения - это и есть техника выполнения оригами.

В настоящее время, когда утрачено первоначальное храмовое значение оригами, в этот древний вид искусства приходят новые веяния. Теперь оригами все чаще и чаще напоминает конструирование изделий из бумаги, где находят применение и клей, и краски, и возможно создание фигур из нескольких частей и деталей (сборных). Есть элементы и вырезания и надрезания бумаги.

Модульное оригами - в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.


Практическая часть. Бумагопластикой называют искусство художественного моделирования из бумаги. Этот современный вид творчества позволяет без чрезмерных усилий и длительного обучения воплощать свои фантазии в необыкновенные поделки, которые будут радовать глаз долгие годы. Существует немало способов «бумажного рукоделия», удивляющих легкостью техники и потрясающим результатом.

Кусудама (яп. 薬玉, букв. «лекарственный шар») — бумажная модель, которая обычно (но не всегда) формируется сшиванием (склеиванием) вместе концов множества одинаковых пирамидальных модулей (обычно это стилизованные цветы, сложенные из квадратного листа бумаги), так что получается тело шарообразной формы. Кусудама является важной частью оригами, в частности, как предшественница модульного оригами.

Искусство кусудамы происходит от древней японской традиции, когда кусудамы использовались для фимиама и смеси сухих лепестков; возможно, это были первые настоящие букеты цветов или трав. Само слово представляет комбинацию двух японских слов кусури (лекарство) и тама (шар). В настоящее время кусудамы обычно используют для украшения или в качестве подарков.

Итак, для освоения техники кусудама нужно: бумага, ПВА клей, ножницы. Мастер класс, цветок в технике кусудама. Из бумаги нарезаем одинаковые квадраты. Помните, что один квадрат – один лепесток. А их должно быть, как минимум шесть.


  1. Лист цветной бумаги разделить на 6 квадратов.

  2. Из каждого квадрата путем сворачивания по принципу оригами свернуть шесть лепестков.

  3. Соединить лепестки в цветок, склеивая лепестки между собой боковыми гранями. В серединку готового цветка приклеить серединку- полу бусину, цветочек.

  4. Из зеленой бумаги свернуть трубочку, вверху сделать надрезы, приклеить к основанию цветка.

(Оборачиваем витками шпажку, по мере обмотки прижимаем полоску к основе стебелька, кончик закрепляем клеем, гофрированной бумагой, флористической тейплентой, изолентой, атласной лентой). .

  1. Из прямоугольника вырезаем треугольник, сворачиваем гармошкой, соединяем два угла, формируем лист. Соединяем два оставшихся треугольника в один, снова сворачиваем гармошкой, формируем лист. Готовые листики приклеиваем к стебельку.

  2. Готовый цветок может служить подарком для близкого человека, из всех цветов, можно составить общую композицию «Букет цветов».