Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 16 «Вдохновение»
Консультация для педагогов ДОУ
«Культура речи педагога»
Составитель:
Пыркова Н.Б.,
учитель - логопед
г. Юрга
2023 год
«Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно
становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренно и вовремя»
А.Ф. Кони.
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Культурные и методические требования к речи педагога включают в себя строгое соответствие содержания речи воспитателя возрасту детей, их развитию, запасу представлений, с опорой на их опыт.
Дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых. Подражая взрослым, ребенок перенимает не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи.
Культура речи педагога – владение языковыми нормами произношения, ударения и словоупотребления, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с его целью и содержанием.
Посредством речи педагог передает определенную информацию, развивает интеллект детей, побуждает их к деятельности, управляет вниманием, образует мир представлений и понятий.
В профессиональной культуре речи педагога принято выделять три основных компонента:
Нормативный компонент – определяет речевую правильность произношения слов.
Коммуникативный компонент – представляет собой способность воспринимать и понимать речь собеседника.
Этический компонент – представлен уместностью и правомерностью высказываний в соответствии с ситуацией.
Компоненты профессиональной культуры речи педагога включают определенные нормы и правила:
Содержательность – речь педагога должна быть продуманной, сжатой
(немногословной), но при этом максимально информативной.
Логичность – педагог должен уметь излагать собственные мысли логично, последовательно, высказывания должны быть взаимосвязаны и непротиворечивы. Доказательность – приводимые педагогом в разговоре доводы должны быть обоснованы, достоверны и по существу, всё, о чем говорится, носит реальный и объективный характер.
Убедительность – цель речи педагога заключается в том, чтобы убедить собеседника в правильности тех сведений, которые он сообщает. Для этого следует учитывать психофизические особенности детей, уметь приводить доступные примеры из жизни. Выразительность - выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Такие средства как интонация, темп речи, сила, высота голоса и др. – всё это способствует более полному осознанию содержания речи взрослого. Важно уметь пользоваться паузами – логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических – бесцветна.
Понятность – в процесс разговора необходимо использовать только понятные ребенку термины и слова. Также следует убеждаться в том, что речь понятна воспитанникам, и они понимают именно тот смысл, который вкладывает в нее педагог. Нужно уметь рассказать просто о сложном.
Чистота речи – выражается отсутствием в ней чуждых литературному языку элементов и тех, которые отвергаются нормами нравственности.
Это основные нормы и правила культуры речи, которых мы должны придерживаться.
На культуру речи педагога оказывают негативное влияние следующие факторы, с которыми мы обязаны бороться:
Диалектизмы – это слова, представленные местными или территориальными говорами и диалектами. Совершенно недопустимо использование диалектных слов, значение которых не вполне ясно детям.
Варваризмы – иностранные слова, которые включаются в речь без необходимости и тем самым нарушают смысл сказанного. Банить, забанить – запретить, ограничить. крафтовый – ручной, окей – хорошо и т.д.
Жаргонизмы – слова, присущие конкретным социальным или профессиональным группам. Домашка, халява, клево, тащиться, зависнуть, кайф и т.д.
Вульгаризмы – представлены бранными и ругательными словами, которые унижают честь и достоинство человека. Лицо – морда, харя; есть – жрать; ошибиться – лохануться, накосячить.
Слова-паразиты – часто повторяемы слова, которые заслоняют общий смысл сказанного. Это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, ставшие привычкой. Ну, вот, это, как его, как говорится, короче, кстати, блин.
Междометия – различные неуместные звуки и слоги. эээ, ммм, ну-ка.
Канцеляризмы – слова и обороты, которые являются типичными для делового стиля общения и неуместными в профессиональной речи педагога. Осуществлять контроль – контролировать, поднимать вопрос – спрашивать, принимать пищу – есть.
Штампы – шаблонные и избитые фразы, которые часто употребляются, иногда и не к месту. Избавляют говорящего от необходимости думать, подыскивать более точные выражения, и речь теряет индивидуальность. Это еще куда ни шло, ни стыда ни совести, с ума сойти!
Малоизвестные слова, словосочетания, термины и т. д. – их использование не позволяет понять суть и содержание сказанного. В том случае, если избежать их применения невозможно, то после употребления необходимо дать им полное и понятное объяснение.
Кроме того, у педагога должно быть грамотное произнесение слов. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, у нас всегда под рукой интернет-справочник.
Киломе́тр, а не кило́метр.
Обувь обувают, а не надевают.
Куртку надевают, а не одевают.
Слезай, а не слазь.
Положи, а не ложи.
Чтобы избежать данных факторов, необходимо непрерывно совершенствовать свою речь. Для современного педагога – это профессиональный долг.
Чтобы речь была по-настоящему культурной, она должна быть не только правильной, но и богатой, что во многом зависит от лексических знаний человека. Для этого необходимо постоянно пополнять свой словарный запас новыми словами, читать произведения разных стилистических и тематических направлений.
Важно выделять для себя ключевые слова той или иной тематики, запоминать удачные и необычные высказывания и фразеологические обороты. Чтобы наиболее верно использовать запас слов и выражений, необходимо постоянно развивать и устную речь, и письменную.
«Красноречие — это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся,
слушали не только без труда, но и с удовольствием, чтобы, захваченные темой и
подстрекаемые самолюбием, они хотели поглубже в нее вникнуть». Паскаль Блёз.