СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов ДОУ по теме «Психологические особенности детей, склонных к самовольному уходу из семьи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов ДОУ по теме «Психологические особенности детей, склонных к самовольному уходу из семьи»

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов ДОУ по теме «Психологические особенности детей, склонных к самовольному уходу из семьи»»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Майнский детский сад №32 «Сказка»


Шелудянкина Инна Валентиновна,

педагог-психолог


Методическая разработка

«Консультация для педагогов ДОУ по теме «Психологические особенности детей, склонных к самовольному уходу из семьи»


Девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности, распространенным в обществе или его группах, нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ценностям, ожиданиям и установкам.

В современных условиях, когда возрастает роль личности и анализа факторов ее становления, большое значение приобретает изучение проблемы девиантного поведения в контексте саморегуляции жизнедеятельности и личностной организации времени.

Основными причинами, обуславливающими высокую степень вероятности отклонений от социальных норм, являются:

Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском, уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных, безработица, инфляция, коррупция и т.д.

Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма, отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, взрыве насилия и правонарушениях;

Окружающая среда, которая нейтрально-благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей. Неблагоприятные условия жизни и воспитание в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить отношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к нравственному кризису, потере смысла существования.

Девиации включают в себя различные формы отклоняющегося поведения. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные подростковые поведенческие реакции, такие как: систематические уходы из дома и бродяжничество.

Семья внешне может быть вполне благопристойной и даже обеспеченной. Как показывает практика, около 70 процентов – это дети, воспитывающиеся в относительно благополучных семьях.

Прежде всего, важно подчеркнуть, что подобный феномен в своем наиболее ярком проявлении отмечен и описан психиатрами под названием «дромомания» (от греческих слов дромос — дорога, путь и мания — одержимость, страстное влечение).

Это расстройство развивается в сочетании с другими нарушениями обычно как последствие ушибов головы, сотрясений и заболеваний головного мозга. Дромомания — не самостоятельное психическое заболевание. Обычно она выступает как отражение шизофрении, эпилепсии, истерии и других расстройств.

Однако и у нормальных детей, не страдающих выраженными психическими расстройствами, иногда наблюдается явная ненормальность поведения, например уход из дома.

Иногда основным побудительным мотивом становится так называемый сенсорный голод — потребность в новых и ярких впечатлениях. Ребенок, которому наскучило однообразие будней, вдруг может отправиться в далёкие страны (чаще всего — знакомые по ярким описаниям в приключенческой литературе и кинолентах). Подстегивают его и романтические примеры сверстников-бродяг, которыми изобилуют детские книжки и фильмы.

Подобного рода бродяжничеству подвержены инфантильные дети, склонные к неуемному фантазированию и авантюрам. Порой собственные фантазии захватывают их настолько, что дети теряют чувство меры и ответственности, легко переходят границы, отделяющие игру от реальности.

Впрочем, романтический характер побегов инфантильных детей нетипичен. Гораздо чаще они бродяжничают просто в поисках новых впечатлений, а также стремясь уклониться от школьных занятий, предъявляющих непосильные для них требования дисциплинированности и трудолюбия. Возвращенные домой, они нередко предпринимают повторные попытки ухода, влекомые неудержимым соблазном вольной жизни без всяких социальных ограничений.

Протест- такое поведение, в отличие от истинной дромомании, как правило, является результатом ошибок в воспитании, прежде всего недостаточного внимания родителей к потребностям и интересам ребенка. По мере становления личности, накопления жизненного опыта, романтическое и безалаберное восприятие жизни сменяется более трезвым и ответственным планом на будущее.

Но нередко уход воспринимается как манифест: ребенок отныне выступает перед лицом общества самостоятельно.

Менее заметно, но более существенно для развития личности ребенка то, что происходит изменение его отношения к воспитательным воздействиям. После того как ребенок преодолевает психологический барьер своей зависимости от родителей, он лишается очень важной потребности в психологической защите. Приобретаемый опыт выживания в среде неформального общения оттесняет на второй план те ценности, развитие которых требует доверия к родителям и стремления завоевать их одобрение.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!