СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов ДОУ «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

У детей с отклонениями в развитии очень бедный опыт практической деятельности с предметами, бедный запас знаний об окружающем мире, нарушено сенсорное восприятие, пространственные представления. Дети, поступающие в специальный детский сад, не посещавшие ранее дошкольные образовательные учреждения, приходят не подготовленными к обучению ни психологически, не физически. Поэтому большая ответственность за подготовку к обучению в школе, адаптацию, развитие всех психофизических функций детей с ограниченными возможностями ложится на учителя – дефектолога и воспитателя группы.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов ДОУ «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3»





Консультация для педагогов

Тема:

«Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

Подготовила: воспитатель-

Сёмочкина Н. И.





Ардатов, 2018- 2019 учебный год

Развитие мелкой моторики у детей

с ограниченными возможностями здоровья

Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка.

В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

В древности существовала легенда, что раньше у человека были глаза в кончиках пальцев. Многие знают о том, что через руки, через кончики пальцев проходят меридианы, то есть те таинственные каналы, по которым течёт энергия, переходя из одного канала в другой. И когда случаются какие - то нарушения естественного хода этой внутренней энергии, то и возникает заболевание.

У детей с отклонениями в развитии очень бедный опыт практической деятельности с предметами, бедный запас знаний об окружающем мире, нарушено сенсорное восприятие, пространственные представления. Дети, поступающие в специальный детский сад, не посещавшие ранее дошкольные образовательные учреждения, приходят не подготовленными к обучению ни психологически, не физически. Поэтому большая ответственность за подготовку к обучению в школе, адаптацию, развитие всех психофизических функций детей с ограниченными возможностями ложится на учителя – дефектолога и воспитателя группы.

Огромное значение в развитии письменной и устной речи ребенка имеет зрелость, готовность его моторики, в особенности – развитие руки. Ведь письменная речь требует сложнейших мелких движений пальцев, теснейшим образом связанных с высшими психическими процессами. Уже давно доказано, что уровень развития речи детей постоянно корригирует со степенью развития движения пальцев рук. По мере того, как развивается и совершенствуется функция руки, в связанное с ней полушарие поступает все больше руководящих импульсов и, следовательно, происходит его интенсивное развитие.

Ряд современных исследователей уделяет большое внимание совершенствованию методики мануальных упражнений, способствующих преодолению психофизиологических нарушений.

Существуют 4 группы мануальной деятельности:

- группа упражнений связана с распознаванием предметов;

- группа направлена на развитие координации движений;

- группа развивает ловкость пальцев;

- группа направлена на общее развитие мелкой моторики.

Сейчас в каждой группе ДОУ есть уголки с играми, материалами, направленными на развитие мелкой моторики. Но часто педагоги используют в своей работе такие виды деятельности, в которых задействованы только первые три пальца - большой указательный и средний. Это - плетение, нанизывание бусин и колец, мозаика, вырезание из бумаги, рисование штриховка, обведение по контуру. Первые три пальца, а также смежная с ними часть ладони и соответствующее им поле обозначаются как социальная зона руки. Два последних пальца - безымянный и мизинец - находятся вне социальной зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны. Не используя эти пальцы в упражнениях, мы на треть снижаем эффективность всей работы по развитию мелкой моторики.

Очень полезно на занятиях и в свободное время проводить упражнения с песком, водой, с различными природными материалами (шишками, каштанами, камешками, ракушками, желудями), с пуговицами, работать с пластилином, бумагой и т.п.

Включение пальчиковых игр и упражнений в любой урок, занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.
Можно разделить упражнения на три группы.

1 группа. Упражнения для кистей рук:

- развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют дифференцированных движений;

- учат напрягать и расслаблять мышцы;

- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

- учат переключаться с одного движения на другое.

Это упражнения «Фонарики», «Моем руки», «Заготавливаем капусту», «Печем блины» и другие. Их дети учатся выполнять в 4 – 5 лет.

«Фонарики»

Поочередно сжимать и разжимать пальцы рук на счет «раз – два».

На «раз»: пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты.

На «два»: пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой сжаты.

Выполнять упражнение сначала медленно, затем ускорить темп. Упражнение можно выполнять сначала на счет, а потом – сопровождая движения ритмично проговариваемыми строчками:

Мы фонарики зажжем,

А потом гулять пойдем!

Вот фонарики сияют,

Нам дорогу освещают!

2 группа. Упражнения условно статические:

- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.


«Зайчик»

Зайка прячется под сосной.

Исходное положение. Левая рука - «зайчик». Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.

Правая рука – выпрямленная ладонь накрывает сверху «зайку» – это «сосна».

Потом поменять положение рук. Правая рука – «зайчик», левая рука – «сосна».

Менять положение рук 3-4 раза.

Этот зайчик - под сосной,

Этот зайчик – под другой.

3 группа. Упражнения для пальцев динамические:

- развивают точную координацию движений;

- учат сгибать и разгибать пальцы рук;

- учат противопоставлять большой палец остальным.

«В гости»

В гости к пальчику большому

(пальцы сжать в кулачки, поднять вверх большие пальцы обеих рук.)

Приходили прямо к дому (две ладони сомкнуть под углом – «крыша»)

Указательный и средний,

Безымянный и последний

(называемые пальцы каждой руки по очереди соединяются с большим пальцем)

И мизинчик-малышок (все пальцы сжаты в кулак, мизинцы выставить вверх)

Сам забрался на порог. (Постучать кулачками друг о друга.)

Вместе пальчики-друзья. (Ритмично сжимать пальчики в кулачки и разжимать.)

Друг без друга им нельзя.

(Соединить руки в «замок».)