Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 33 «Росинка»
Консультация
«Создание электронного портфолио воспитателя ДОО»
Выполнила: старший воспитатель
Казакова М.А.
ОГО, 2020
В настоящее время в условиях реализации ФГОС ДО высокие требования предъявляются к профессиональным качествам педагога.
Чтобы быть по достоинству оцененным, педагогу необходимо проделать большую работу по систематизации и обобщению наработанного опыта. И, как показывает практика, эта задача решается с помощью электронного портфолио, которое очень четко характеризует деятельность педагога с точки зрения информационной и профессиональной культуры. Не случайно, на всех профессиональных педагогических конкурсах отдельным пунктом вынесена оценка методического портфолио.
Портфолио педагога – это
индивидуальная папка, в которой зафиксированы личные профессиональные достижения педагога в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его воспитанников, вклад педагога в развитие системы образования России за определенный период времени;
набор работ педагога, который связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину;
набор материалов, демонстрирующих умение педагога решать задачи своей профессиональной деятельности.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: воспитательной; учебной; творческой; социальной; коммуникативной и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.
Цель создания портфолио – это демонстрация успешности педагога, представление его профессиональных и личностных достижений.
Требования к оформлению портфолио:
систематичность и регулярность;
полнота и конкретность представленных сведений;
структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений;
аккуратность и эстетичность оформления;
целостность, тематическая завершенность представленных материалов;
наглядность результатов работы.
Портфолио имеет свою структуру, состоит из разделов. Так как строгих ГОСТов к портфолио пока не существует, в нем можно использовать различные разделы и рубрики.
Применение портфолио в педагогической деятельности позволяет:
педагогу реально представить результаты своего труда, увидеть свои резервы, в том числе при аттестации;
администрации осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагога, систематизировать деятельность педагога; широко и полно предоставлять материалы при лицензировании, аттестации, аккредитации образовательного учреждения.
Можно выделить четыре вида портфолио воспитателя:
1. Электронное портфолио – набор документов, сформированных на компьютере (текстовые файлы, таблицы, диаграммы, фотографии, отсканированные документы и пр.)
2. Портфолио-презентация – создается в программе для создания презентаций (например, PowerPoint) содержит, как правило, краткую текстовую информацию, иллюстративный материал и ссылки на вложенные документы. Своего рода - визитка педагога.
3. Веб-портфолио – электронное портфолио, размещенное в сети Интернет на педагогических сайтах или собственном сайте.
4. Бумажное портфолио - представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии, рукописные материалы и пр.). Это наиболее привычный вид портфолио.
Основным следует считать электронный вид, т. к. сформировав его, можно получить остальные три:
- распечатав на бумаге;
- используя собранный материал для создания презентации;
- и разместив портфолио в Интернете.
Если в образовательном учреждении имеется свой сайт в Интернете, то электронное портфолио педагога может стать частью такого сайта, а может выступать в качестве самостоятельного ресурса, но и в том, и в другом случаях, электронное портфолио способствует распространению опыта педагога, что является одним из важных критериев при оценке уровня квалификации.
Некоторое время назад при аттестации или подтверждении категории комиссии предоставлялось печатное портфолио с приложениями в виде методических разработок, наград за участие в различных мероприятиях и т.п. Сейчас же происходит плавный переход от печатного к электронному. Наш опыт демонстрации портфолио на аттестации педагогических работников показал, что для молодых педагогов электронная форма портфолио наиболее проста и удобна. Для опытных педагогов с большим стажем работы и многообразием методических разработок электронное портфолио пока на стадии новшества и резко перейти к этой форме трудно. Однако, мы сошлись в едином мнении, что все приложения лучше хранить в печатном виде, т.к. это гарантия того, что все достижения и разработки не пропадут в случае компьютерного сбоя.
Конкретных единых требований к оформлению портфолио нет, практически все из них имеют схожую структуру и разделы. Для примера шаблон портфолио от Управления образования.
Алгоритм самопредставления
Самообразование | В этом блоке педагог сообщает о темах своего самообразования за последние 5 лет и в каких формах защищен результат работы (презентация, выступление на педсовете, мастер-класс и т.п.) |
повышение квалификации | Какие курсы повышения квалификации прошел педагог за 5 лет и подтверждение этого в виде сертификатов, удостоверений и т.п. |
авторские разработки педагога | Темы методических разработок педагога (если они размещены в сети Интернет, указывается ссылка на сайт) |
участие в методических объединениях | Здесь отражаются выступления педагога на МО |
участие педагога в профессиональных конкурсах | Названия конкурсов и занятое место (*конкурсы для педагогов, материалы из собственных разработок, а не детское творчество). В презентации наш раздел называется «Участие в сетевом взаимодействии…» |
работа с родителями | В этом разделе отражаются формы работы с родителями и их тематика (родительские собрания, семинары, семейные развлечения, консультации и пр.) |
программы, по которым работает педагог и результаты освоения | Программы, по которым работает детский сад + рабочие программы педагога (в случае, если педагог занимается дополнительным образованием дошкольников на платной основе – кружки, факультативы и пр.). Результаты освоения программы отражаются в мониторинге |
успехи воспитанников | Участие воспитанников в конкурсах детского творчества (название конкурса и занятое место) |
награды педагога | Перечисление грамот и наград, полученных педагогом |
П
ФОТО
ПЕДАГОГА
риложение 1.
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПЕДАГОГА
Фамилия ____________________________________________________________________________
Имя __________________________________________________________________________
Отчество __________________________________________________________________
Дата рождения ______________________________________________________________________
Место рождения _______________________________________________
(республика, край, область, округ, город, район, поселок, село, деревня)
Образование
№ п/п | Образовательное учреждение | Год окончания | Специальность по диплому |
1. | | | |
| | | |
Стаж работы
Стаж работы | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. |
Общий стаж работы | | | | | |
Педагогический стаж работы | | | | | |
Стаж работы в данном учреждении | | | | | |
Уровень квалификации:
наличие квалификационной категории _____________________________________
дата прохождения последней аттестации _____________________________________________________
Ведомственные (отраслевые), государственные награды, даты награждения, № удостоверения: ____________________________________________________
Увлечение вне профессиональной сферы (личные интересы) ___________________
Педагог: /___________________/
Заведующая ДОУ: Лебедева Т.Е. /_________________/
Дата заполнения:
Раздел 1.Профессиональные достижения педагога
(гранты, дипломы лауреатов и участников конкурсов, грамоты, сертификаты,
отзывы администрации, коллег и родителей о работе педагога)
№ п/п | Название документов | Содержание | Кем выдано | Когда выдан |
1. | | | | |
2. | | | | |
3. | | | | |
4. | | | | |
5. | | | | |
6. | | | | |
7. | | | | |
8. | | | | |
9. | | | | |
10. | | | | |
11. | | | | |
| | | | |
Раздел 2. Данные о повышении квалификации и
профессиональной подготовке педагога.
3.1. Систематичность повышения квалификации.
№ п/п | Название курсов повышения квалификации | Дата | Количество часов аудиторных занятий | Вид получаемого документа |
1. | | | | |
2. | | | | |
3. | | | | |
4. | | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
3.2. Участие педагога в методических объединениях.
Дата | Тема МО | Городские МО | Областные МО |
Работа педагога в рамках МО | Работа педагога в рамках МО |
Выступление | Практический показ | Участник | Выступление | Практический показ | Участник |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
4. Использование комплексных, парциальных программ
и современных образовательных технологий в работе с детьми.
Программы и технологии | Название программ и технологий |
2015-2016 | 2016-2017 | 2017-2018 | 2018-2019 | 2019-2020 |
Комплексные программы | | | | | |
Парциальные программы | . | . | | | |
Технологии | | | | | |
4.1. Участие педагога на педсоветах, семинарах, консультациях.
Учебный год | Педсоветы | Семинары | Консультации |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
4.2. Участие педагога в проведении открытых мероприятии,
подтверждающих использование современных образовательных программ и технологий
(мастер - классы, открытые занятия)
Уровень | Учебный год |
2015-2016 | 2016-2017 | 2017-2018 | 2018-2019 | 2019-2020 |
Федеральный | | | | | |
Региональный | . | | | | |
Муниципальный | | | | | |
Внутри ДОУ | | | | | |
Раздел 5. Работа педагога по обобщению и
распространение собственного педагогического опыта
5.1. Наличие собственной системы методических разработок
Дата | Форма работы | Тема | Наличие отзыва |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
5.2. Работа в творческих группах
Уровень | Дата | Название творческой группы, в которой работает педагог | Тема, над которой работает группа | Тема, над которой работает педагог в рамках этой группы (методический продукт). |
Федеральный | | | | |
Региональный | | | | |
Муниципальный | | | | |
| | | |
Внутри ДОУ | | | | |
5.3.Разработка и реализация авторских
концепций, проектов, программ.
| Дата и место защиты | Тема | Наличие отзыва |
Методические разработки | | | |
Концепция | | | |
Проект | | | |
Программа | | | |
5.4. Наличие публикаций по проблемам обучения,
развития, воспитания детей в СМИ
Уровень | Название работы | Орган и дата издания | Объем в стр. |
Федеральный | | | |
Региональный | | | |
Муниципальный | | | |
Раздел 6. Участие в профессиональных конкурсах
Уровни | Дата | Название конкурса | Результат |
Федеральный | | | |
Региональный | | | |
Муниципальный | | | |
Внутри ДОУ | | | |
Раздел 7. Здоровьесбережение
Возрастная группа | Показатели заболеваемости |
Показатели | | Сроки | Подтверждения |
2016 г | 2017г | 2018г | 2019г | 2020г |
Позитивная динамика снижения уровня заболеваемости в группе воспитанников в сравнении по ДОУ | По ДОУ | | | | | | |
группа | | | | | | |
Наличие случаев травматизма | По ДОУ | | | | | | |
группа | | | | | | |
Раздел 8. Взаимодействие с родителями.
8.1. Инновационные формы взаимодействия с родителями.
Дата | Инновационные формы работы | Название | Документы, подтверждающие использование данных форм работы |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |