СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов "Фоновая музыка при декламировании детьми стихотворных произведений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Фоновая музыка при декламировании детьми стихотворных произведений"»

Консультация для педагогов на тему :

Фоновая музыка при декламировании детьми стихотворных произведений .

Подготовила :Дорохина-Ерко И.В.

Музыка – самое эмоциональное искусство.

Д.Б.Кабалевский



Сила воздействия музыки на человека удивительно огромна. Особенности музыкального искусства позволяют использовать его для развития всех психических процессов, в первую очередь, конечно, - творческого воображения и мышления дошкольника. Яркие музыкальные образы стимулируют фантазию ребенка, рождают необычные интерпретации, ассоциации, совершенствуют эмоциональную отзывчивость детей в реальной жизни. Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития дошкольника. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка является важной составляющей воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Музыка является одним из прекрасных и очень сильных средств для воспитания и развития ребёнка в дошкольном учреждении. Поэтому она должна сопровождать детей в течение всего дня: не только во время непосредственно организованной музыкальной деятельности, праздников, развлечений, но и в часы досуга, самостоятельных игр, во время утренней гимнастики, на других непосредственно организованных занятиях. Один из интересных вариантов использования потенциала музыкального искусства в детском саду связан с фоновой музыкой.

Фоновая музыка – это музыка, звучащая без установки на осознанное восприятие («вторым планом»), на занятиях и в режимных моментах ДОУ. Так, например, во время утреннего приема детей, правильно подобранная музыка создает положительный эмоциональный фон, а яркая, ритмичная музыка, звучащая во время утренней гимнастики, создает заряд бодрости и настроения на весь день.

Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают методист, музыкальный руководитель, воспитатель, психолог, медицинский работник, инструктор по физическому воспитанию в соответствии с возрастными физиологическими и психическими особенностями детей. Это могут быть лучшие образцы классическая музыки, музыка из детского «золотого фонда», т.к. имена эта музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку, и взрослому.

Являясь одним из доступных методов психолого – педагогического воздействия на ребенка в условиях ДОУ, фоновая музыка помогает решать ряд задач образовательно – воспитательного процесса:

1. Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей.

2. Развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности.

3. Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний.

4. Переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления.

5. Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.

Звучание фоновой музыки в режимные моменты (прием детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъем и т. д.) создает эмоционально – комфортный климат в группе. Время звучания фоновой музыки корректируется для каждой группы в соответствии с возрастом детей.

На занятиях(развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и т.д.) музыка выступает фоном к основной деятельности, поэтому звучит негромко, как бы на втором плане. Наиболее продуктивно использовать фоновую музыку на занятиях художественно-эстетического цикла, и на занятиях по ознакомлению с природным и социальным миром. Так на занятиях по ознакомлению с окружающим миром воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащения представлений об исследуемом объекте («Грустный дождик» Д. Кабалевского, «Котик заболел», «Котик выздоровел» А. Гречанинова). На занятиях по изобразительной деятельности или на занятиях по ознакомлению с художественной литературой используемая фоновая музыка влияет на выразительность создаваемых детьми образов, на оригинальность цветовых решений, на усиление эмоциональной отзывчивости от художественного произведения (М. П. Мусоргский «Баба Яга» из цикла «Картинки с выставки», Р.К.Щедрин «Конек Горбунок» - музыка балета).

Ритмодекламация под музыку.

Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка. Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребёнка говорить, а с другой, направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.

Почему же ритмодекламация, как вид музыкальной деятельности, так нравится всем детям, почему даже плохо поющие ребята с огромным желанием исполняют эти модели?

Во-первых, это интересное соединение красивой, стилистически разноплановой музыки и самобытных поэтических текстов. Передача ярких художественных образов вызывает у ребёнка живой интерес, побуждает активно искать соответствующие интонации в голосе, выразительную мимику, пластику движения.

Во-вторых, это доступность и удобство исполнения данных моделей. Опора на речевое интонирование даёт возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации. Дети с удовольствием исполняют ритмодекламации, не испытывая неуверенности в себе, закомплексованности. Благодаря чередованию пения и речи, голосовые мышцы ребёнка успевают отдохнуть в процессе исполнения, снимается излишняя напряжённость, тем самым детский голос предохраняется от усталости и перенапряжения.

Ритмодекламация   разучивается как вокальное произведение, т.к. для создания яркого образа необходимо известное время, в течение которого постепенно проявляются те или иные нюансы интонации, закрепляются в сознании детали и смысловые оттенки. Здесь не исключаются возможности для творчества ребёнка: поиска интонационной характеристики героев и индивидуальной выразительности произведения, двигательной пластики и мимики, а также попыток исполнения с собственным аккомпанементом. Таким образом, ритмодекламация – это одновременно речевая игра, предполагающая творческую свободу в интонационно-ритмическом исполнении текста, и упражнение для исполнения, соинтонирования музыки. Использование интонационно-ритмических импровизаций в речевых упражнениях способствует развитию у детей остроты и активности интонационного слуха, приучает их осмысленно относиться к различным проявлениям интонации. Интонационное варьирование текста составляет главную педагогическую задачу при работе над ритмодекламацией.

Ритмодекламации представлены множеством форм:

*унисонных;

* диалогических;

* с куплетным строением;

* многоголосных.

Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые).

Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Условно их можно разделить на следующие группы:

*коммуникативные, выполняющие психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, принятия им партнера как друга;

*игры-команды;

* массажные;

*тонизирующие;

*пластико-ритмо-речевой театр. Все они пронизаны идеей координации,
которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.

Музыкальные пальчиковые игры.

Ценность  пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи. Работа над текстами с жестовыми рисунками способствует также активизации абстрактного и образно-ассоциативного мышления. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы. Текст находит здесь не буквальное отражение: определённая жесто-смысловая символика «взывает» к своей расшифровке и интерпретации.



Пальчиковые игры:

•развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;
•«предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений);
•повышают общий уровень организации ребёнка;

• направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи,

выразительно-речевого интонирования, координации движений.

Начинается работа над пальчиковыми играми с самого раннего дошкольного возраста, используя короткие по объему и несложные по содержанию тексты, доступные детям. Текст проговаривается взрослым выразительно, несколько утрированной интонацией с жестовым сопровождением. Дети на этом этапе сопровождают жестами речь взрослого, подговаривая текст по желанию, в основном в самые любимые моменты. В старшем дошкольном возрасте пальчиковые игры усложняются, жесты становятся наиболее символичными, в результате чего игры превращаются в настоящий пальчиково-речевой театр.

Для развития чувства метра (равного биения сильных и слабых долей) можно использовать всякое равномерное движение: хождение под песню, под инструментальную музыку, подражательные движения, которые ребенок делает во время игры.

Интересная, разнообразная по характеру фоновая музыка, звучащая не только во время непосредственно организованной музыкальной деятельности, но и в повседневной жизни детского сада, обогащает жизнь детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, активизирует творческое мышление, повышает качество усвоения знаний.