СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов и родителей "Что такое сенсорная коробка и как ее можно использовать в работе с детьми ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сенсорная коробочка (sensory tub) - универсальная развивающая игрушка для детей. По сути, это просто емкость с неким наполнителем, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать, исследовать, изучать, то, что находится внутри.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов и родителей "Что такое сенсорная коробка и как ее можно использовать в работе с детьми ОВЗ.»

Советы педагога-психолога


Что такое «Сенсорная коробка»

и как ее можно использовать в коррекционной работе с детьми ОВЗ.


Все мы прекрасно знаем, что у детей с задержкой психического развития (ЗПР) речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, об окружающем мире формируются с запозданием. Важные и фундаментальные способности ребенка – познавательная активность, любознательность, доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая инициатива и многие другое не могут возникнуть сами по себе. Развитие их у детей ЗПР, требуют прямого участия взрослого, а именно специалиста. Очень важно внимание и правильное воспитание, так как характер, функциональные способности центральной нервной системы обусловлены не только наследственными факторами, но и взаимодействие с окружающей средой.

Задача педагога при взаимодействии с ребенком, имеющим задержку психического и речевого развития – это развитие предметной игровой деятельности, которая является ведущим видом деятельности данного возрастного периода. Именно в ней происходит приобщение к культуре основных новообразований: речи, познавательной деятельности, наглядно-действенного и образного мышления. 

Основой развития является сенсорное познание мира, дети открывают новое наощупь, им важно прикоснуться, потрогать, пощупать, осязать, поэтому незаменимыми помощниками в формировании и развитии психо-речевых процессов являются сенсорные коробочки.

Сенсорная коробочка (sensory tub) - универсальная развивающая игрушка для детей. По сути, это просто емкость с неким наполнителем, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать, исследовать, изучать, то, что находится внутри.

Сенсорная коробочка развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственно-образное мышление, концентрацию внимания, усидчивость, координацию движений, любопытство, воображение, фантазию и творческие способности.
















С чего начать? С простого, с установки контакта с воспитанником. Чтобы привлечь его внимание хорошенько закопайте бусины, камни и ракушки в сыпучей части наполнителя коробки. Приготовьте отдельную баночку или шкатулку, куда ребенок будет складывать находки. Предложите ребенку поискать клад. Начинайте раскопки вместе с ребенком, погружая свои руки и руки ребенка в коробку. Если ребенок первым почувствовал руками интересный предмет, заинтересовано спрашивайте у него, называя его по имени и тут же сами отвечайте, комментируя каждое действие ребенка: «Что это?», «Оно тяжелое или легкое?», «Какого цвета этот камушек (ракушка, бусинка)?». Выяснив все качества предмета, закрепите их словесно: «Давай положим эту, например, белую ракушку в шкатулку!». Соберите полную шкатулку сокровищ в завершение игры.

Каждый раз, организуя учебную деятельность с ребенком ОВЗ, предлагайте ему взаимодействовать, экспериментировать с разными материалами, например, сыпучими крупными и мелкими крупами (манкой, гречкой, рисом). Обучая при этом ребенка выполнять различные действия с предметами правильно держать предмет, насыпать, высыпать, пересыпать, просеивать. При этом многократно комментировать действия свои, а затем и действия ребенка.

Далее, опираясь на лексические темы, можно импровизировать и с помощь «сенсорной коробочки», создавать игровые ситуации, последовательные действия, способствующие пониманию речи, накоплению словаря, а главное эмоционального настроя ребенка на учебную деятельность. Это могут быть и огород, и фермы для домашних животных, сафари для диких животных жарких стран птичник для домашних птиц и т.д.

Сезонные сенсорные коробочки наполненные в соответствии с текущим временем года помогают познакомить детей, имеющих задержку в развитии с разными временами года, закрепить их последовательность и признаки.


Зимняя сенсорная коробочка заполнена, например, искусственным снегом, лопатка, грабельки, песочные формочки. Дети с удовольствием лепят снеговика, строят снежные башни, делают снежные фигурки. Особенно, когда на улице снега нет.

И ли зимняя сенсорная коробочка «снегом» – рисом (можно взять манную крупу), в котором «растут» елки из разных материалов и величины. Имеются фигурки деда Мороза, Снегурочки, снеговика, мультипликационных героев (из «киндер-сюрпризов»), прозрачные камешки-льдинки, ведерки, лопаточка, пластмассовая ложечка.


Весенняя сенсорная коробочка – это кинетический песок серого цвета, первые одуванчики и нежные листочки – марблсы, фигурки насекомых, камешки, которые так интересно разглядывать и фантазировать, на что они похожи.


Летняя сенсорная коробочка наполнена морским песком (можно использовать пшенную крупу) и причудливыми ракушками, фигурками морских или речных обитателей, камешками и разноцветными марблсами. Второй вариант летней коробочки – искусственная травка (газон), игрушечные деревья, марблсы, фигурки насекомых, пушистые белые облака – вата, прищепки в виде цветов.


С одержимое осеннего сенсорного сундучка – это фасоль, семена, крошечные муляжи осенних даров – фруктов, овощей, грибов, голубые марблсы, символизирующие капельки дождя, веточки, гроздь рябины, камни, сосновые шишки. Кроме того, есть фигурки лесных животных.




В дополнение к каждой «сенсорной коробочке» в соответствии со временем года подобраны пальчиковые игры, загадки, упражнения («Последовательность событий», «Нелепицы»), разрезные картинки, атрибуты для игр с прищепками, картинки для пластилиновых заплаток, мемо-парочки и др. Можно поиграть в игры: «Найди листок (желтый, красный и т.д.)», «Найди пару», «Найди такой же», «Собери снежинки», «Найди такого же цвета» и т.д.

Итак, можно сказать, что «сенсорная коробочка» в коррекционной практике педагога-психолога необходима. Она помогает стимулировать речевую активность, развивать мыслительные операции, когнитивную сферу ребенка: память, внимание, воображение, восприятие. Особенно с ребенком с нарушениями формирования коммуникативного взаимодействия, наполнители сенсорной коробочки помогают наладить контакт. В процессе игры ребенок находит различные фигурки, предметные или малосюжетные картинки для рассматривания, которые педагог заранее спрятал на дно сенсорной коробочки. Педагог озвучивает все находки и действия ребенка. И делает это не навязчиво, его речь идет как бы фоном действий ребенка. Нельзя ребенка просить «повтори». Такой ребенок, особенно с РАС не выполнить вашу просьбу. Эта просьба может вызвать у него речевую агрессию и отказ от игры взаимодействия с вами.

Использование «сенсорной коробочки» в коррекционной работе с детьми, имеющих задержку психического и речевого развития является эффективным средством для формирования познавательных и речевых процессов.