СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов «Игровые технологии в этнокультурном воспитании младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов «Игровые технологии в этнокультурном воспитании младших школьников»

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Игровые технологии в этнокультурном воспитании младших школьников»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №6 города Димитровграда Ульяновской области»


Алмакаева Светлана Леонидовна,

Учитель начальных классов

Консультация для педагогов «Игровые технологии в этнокультурном воспитании младших школьников»

Современная система образования в настоящее время находится в состоянии обновления и развития. Она гибко реагирует на потребности общества и личности, влияя на формирования развития ребенка. В ФГОС определен основной вид деятельности, с помощью которого ребенок познает мир, развивается и обучается – это игра.

Игра – ведущий вид деятельности ребенка, потому что в игре удовлетворяются основные потребности ребенка: в движении, общении, познании, самореализации, свободе, самостоятельности, в радости, удовольствии, потребности быть «как взрослый». Ребенок, играя, познает мир, забавляется, исследует границы дозволенного, открывает правила взаимодействия и присваивает социальный опыт, самоутверждается, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. У него совершенствуется мышление, действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив, возможных в игре. Игра остается чем-то чрезвычайно простым, естественным и понятным любому ребенку — деятельностью, ведущей его сквозь детство. На возможности применения игры в воспитании детей, в развитии государства обратил в свое время Платон, утверждавший, что, «характер игр очень сильно влияет на установление законов» в обществе. Классифицировал игру как педагогическое явление Ф. Фребель. Игра, по его утверждению, - высшая ступень детского развития в период детства; она прообраз будущей человеческой жизни. Игра «порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя», гармонию с миром. Игра ребенка всегда имеет высокий смысл и глубокое значение [5].

Существуют разные классификации детских игр. Одну из первых классификаций детских игр в отечественной педагогике предложил Е.Славинецкий, положив в основу их деления принцип «полезности» для детского развития. Ф. Фребель разделил игры на творческие и игры с правилами (подвижные, с дарами). В педагогике все игры делятся на 2 группы:

1.Творческие игры: сюжетно–ролевые игры, режиссерские игры, театрализованные игры, строительно-конструктивные.2. Игры с правилами: дидактические игры, подвижные игры, народные игры.

Сюжетно-ролевая игра - основной вид игр младших школьников. В процессе этой игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, ставит себя в социальные ситуации, которые он мог видеть в реальной жизни взрослых. Характеризуя ролевую игру, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Современные психологи дают такое определение творческой сюжетно – ролевой игры: «ролевая, или так называемая творческая игра представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними». [6]

Влияние сюжетно-ролевой игры на воспитание детей было изучено Р.И. Жуковской. Она писала: «Игра радует ребенка, доставляет ему удовольствие. В игре дети по своей воле, подражая взрослым, берут на себя их роли, иногда по – своему, творчески развивают сюжет, по – своему используют игровой материал, игрушки. Содержательные творческие игры возникают на основе развития наблюдательности, памяти, мышления, воспитания чувств, интересов, развития воображения». [2]

Основной источник сюжетно-ролевой игры ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Сюжетно-ролевая игра является эффективным средством этнокультурного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Внедряя народные мотивы, сюжет игр других народов и национальностей, роли народных любимых игрушек, устное народное творчество: потешки, загадки, поговорки в сюжетно-ролевые игры, у ребенка формируется толерантное отношение к разным народам, с которыми он непосредственно взаимодействует. Взрослые люди другой национальности вызывают интерес своими действиями, которым дети любят подрожать [1]. Проигрывая эти ситуации общения, выполняя те или иные действия в соответствии взятой на себя ролью, ребенок действует в соответствии с народными традициями, усваивает культурные ценности, что действенно влияет на чувства ребенка. Благодаря этому у ребёнка формируется любовь к родному краю, дому, воспитывается почтение и уважение к старшим, милосердие и сострадание. Традиционная культура каждого народа уникальна и необъятна, и именно с помощью сюжетно – ролевых игр детям дается возможность окунуться в сферу жизни другого народа, проникнуться атмосферой взаимопонимания и взаимопомощи.

Для более эффективного приобщения детей к культуре разных народов, можно использовать сюжеты игр с этнокультурным содержанием. Это могут быть игры в путешествия по земному шару, по традициям народов, по родному городу, по России, по Волге, где знакомятся с культурой, географическим расположением других стран, регионов России. Пример игры – путешествия в страну дружбы.

Только при помощи игры, ребенок готов открыть себя миру и мир для себя. Дети непосредственно творят настоящее и будущее. В этом заключается обаяние игры. В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по – иному, чем взрослыми: ребенок – «новичок», все для него полно чем – то новым, неопознанным; ребенок в игре делает «открытия» того, что давно известно взрослому.

Сюжетно - ролевые игры представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной жить в многокультурном социальном пространстве. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу, принимать решение, проявлять инициативу, т.е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни с многокультурном обществе.

План сюжетно-ролевой игры « Путешествие в страну дружбы».

Цель: формировать у детей представление о дружбе между людьми разных национальностей; познакомить детей с разными народами, населяющими нашу планету; познакомить с элементами разной культуры этих народов; показать, в чём состоит различие и сходство людей разных рас.

Ход игры:

Вводная беседа с использованием глобуса. Ребята, как называется наша планета? Давайте рассмотрим ее на глобусе, она окрашена в разные цвета: синий- это моря и океаны, зеленый- леса, желтый- пустыни. И везде живут люди. На нашей планете много разных стран и в каждой стране живет свой народ. Давайте мы с вами отправимся в путешествие по земному шару на поиски новых друзей. Согласны? Но чтобы отправиться в это путешествие, надо решить задание: выбрать пословицы о дружбе:

1.Нет друга - ищи, а найдешь, береги.

2. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

3.Друг познаётся в беде.

4. Сам - погибай, а товарища - выручай.

После выполненного задания, дети оказываются на острове, где с помощью компьютера показываются им иллюстрации с изображением девочки из Японии, рассказывает им про их традиции, достопримечательности, способы приветствия, национальную прическу и одежду; затем показывается также про Африканских детей, их характерные особенности климата, менталитета, танцы; потом идут слайды про эскимосов, про то, как они учатся выживать в холодных условиях Севера, про национальную охоту, рыбалку.

После просмотренных слайдов, воспитатель предлагает разделить роли между детьми и проиграть ситуации - здороваться, как в Японии, сделать салон красоты, где делают такие же прически, как у японок; станцевать и сыграть в племена Африки; поохотиться и порыбачить, как это делают эскимосы.


Список литературы.

1. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. - М., 1963-305с.

2. Жуковская Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду. - М., 1960-87с.

3. Игра и ее роль в развитии ребенка: Сборник научных трудов / Под ред. Н.Я. Михайленко. - М., 1978-327с.

4. Платон Законы. История зарубежной педагогики. Хрестоматия. М.: Просвещение, 1986. С.14-22

5. Фребель Ф. Воспитание человека. История зарубежной педагогики. Хрестоматия. М.: Просвещение, 1986. С.190-207

6. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка// Вопросы психологии. 1996, №6.