Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Интеграция детского экспериментирования с образовательными областями на НОД"»
Интеграция детского экспериментирования с образовательными областями на НООД
Широко используются в детских садах опыты и эксперименты, в том числе и в нашем ДОУ в решение задач экологического воспитания, ознакомлении с окружающим миром, с задачами формирования элементарных математических представлений.
Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности и тесно связано со всеми видами деятельности.
Задачи образовательной области «Социально- коммуникативного развития» решаются в детском экспериментировании, в процессе которого обогащается словарь детей. Знакомя дошкольников со свойствами снега, песка, воды, с предметами, изготовленными из различных материалов, дети называют их свойства, таким образом, идет накопление предметного словаря и словаря прилагательных (железо – железный). Манипулируя с предметами в процессе экспериментирования, ребенок обозначает словом действие, таким образом, обогащается словарь глаголов. В ходе экспериментирования происходит ориентировка в пространстве, которая активизирует использование пространственных предлогов. Делая элементарные умозаключения, ребенок учится строить сложные развернутые высказывания.
Таким образом, в ходе детского экспериментирования интегрируются задачи образовательной области «Познавательной и Социально-коммуникативного развития».
В нашей группе экспериментальный уголок насыщен многообразием художественного материала и оборудования. Например, в ходе экспериментов с цветом дети знакомятся с образованием нового цвета с помощью цветных пленок, экспериментируют со смешиванием красок разного цвета, получая новые оттенки и цвета. Экспериментируя с образованием пятна, дети используют трубочки, бумагу, вату и т. д.
Задачи элементарных математических представлений интегрируются с задачами ознакомления с окружающим миром. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. Например, знакомя со свойством воды растворять другие вещества, дети закрепляют умение пользоваться условной меркой, измерительными приборами. Знакомя со свойствами зеркал, дети закрепляют счетные навыки, знакомятся с понятием симметрия.
Таким образом, в ходе детского экспериментирования закрепляются задачи математического образования.
В результате интеграции опытно – экспериментальной деятельности дошкольников с другими видами деятельности в детском саду мы пришли к выводу, что главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
- развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.