Российская Федерация
Республика Адыгея
Майкопский район
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 «Сказка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников пос. Удобный, ул. Ленина, 16, тел.8(87777)5-41-39
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ»
Подготовила :
Воспитатель Кильмяйкина А.Л.
П. Удобный
2023г.
Цель: использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.
Оздоровительные задачи:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- разработка и внедрение наиболее эффективных оздоровительных практик, основанных на устном народном творчестве;
- совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, самомассажа, закаливания; профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата; охрана зрения.
Развивающие задачи:
- формирование речевого аппарата, расширение лексического запаса, развитие творческого воображения и физических качеств;
- расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире.
Воспитательные задачи:
- воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;
-воспитание уважительного отношения к культуре родной страны, создание положительной основы для воспитания патриотических чувств.
Ожидамые результаты Снижение уровня заболеваемости, повышение уровня физической подготовленности, развитие всех компонентов устной речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств дошкольников.
АКТУАЛЬНОСТЬ И НОВИЗНА
Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, физическому и психическому развитию каждого ребенка. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия. В настоящий момент медицинское обслуживание организованных дошкольников полностью передано системе здравоохранения, из деятельности детского сада исключен компонент лечебной работы. Но вопросы профилактики и коррекции, тем не менее, остаются приоритетными направлениями деятельности дошкольных организаций. Тем более насущной задачей в этой связи является ориентация на здоровьесберегающее обучение и воспитание. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы, ее интегрированности во все сферы деятельности дошкольных организаций, взаимосвязи с воспитательными задачами, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.
Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Сочетание произведений устного народного творчества и креативных, зрелищных, несущих радость ребенку, оздоровительных упражнений, являются залогом успеха не только в плане оздоровления, но и приобщения детей к народной культуре, воспитания патриотизма и формирования позитивного эмоционального контакта между всеми участниками педагогических отношений. Все мы хорошо понимаем, что основы физического здоровья, гармоничного развития личности, высокой жизненной активности и в конечном итоге успешности человека закладываются еще в детстве. По данным общероссийской статистики, количество абсолютно здоровых детей в дошкольных образовательных учреждениях не превышает 10 – 15 %. Экологическая и социальная напряженность в стране, на фоне небывалого роста «болезней цивилизации», привели к ухудшению демографических показателей и увеличению общего количества детей с нарушениями в физическом и психическом развитии. Непрерывный рост детской патологии с различными формами генеза выдвигает проблемы, связанные с их диагностикой, своевременной коррекцией и реабилитацией.
Наиболее распространены в дошкольном возрасте следующие отклонения состояния здоровья ребенка: часто болеющие дети, нарушение осанки и плоскостопие, бронхолегочная патология, хронические заболевания ЛОР-органов, неврологические заболевания, угроза миопии (близорукости) и др.
В настоящее время сохранение и укрепление здоровья детей, проведение реабилитации и коррекции является одной из приоритетных задач, стоящих перед коллективами дошкольных учреждений.
Вся жизнедеятельность детского сада должна быть направлена на решение данных задач – это и режим пребывания детей со своевременной сменой различных видов деятельности, рассматриваемый под оздоровительным аспектом, создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата и реализация комплексной программы оздоровления воспитанников, в которой огромное внимание уделяется не просто двигательной активности ребенка в течение дня, а именно оздоровительной направленности проводимых мероприятий.
Одной из основных проблем, с которыми мы сталкиваемся - это слабое физическое развитие и сниженный индекс здоровья детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, вялая мимика, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена. Поэтому можно прийти к выводу, что многие дети нуждаются в особых оздоровительных технологиях, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции физического, психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития.
Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, выявило следующую проблему, оказалось, что родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий ("не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди"), даже от здорового соперничества в подвижных играх.
Остро стоит вопрос профилактики и коррекции состояния опорно-двигательного аппарата детей. И в этой связи предлагаются игры и упражнения, комплексы гимнастики с элементами ЛФК.
В последнее время у дошкольников наметилась тенденция снижения зрения. Решать данную проблему позволяют тренинги зрительного аппарата в виде игр и систем упражнений, направленных на активизацию зрительной координации, укрепление и улучшение кровоснабжения мышц глазного яблока и глазного дна.
И, наконец, залогом успеха оздоровительной работы является здоровый психологический климат в дошкольной организации, позитивный эмоциональный контакт педагогов, детей и родителей.
В дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья, составляет содержание физического воспитания, что обеспечивает малышу физическое развитие. Как разнообразить мероприятия оздоровительного характера, сделать их яркими, запоминающимися, позитивными, несущими, помимо всего прочего, и воспитательную нагрузку? Именно богатое культурное наследие, использование малых фольклорных форм-то эмоционально-образное средство влияния на детей, которое поддерживает их интерес к здоровому образу жизни посредством национальных традиций. Приобщение детей к устному народному творчеству не только открывает перед ними тесную связь человека с миром природы, дает возможность познакомиться с родной культурой, с образным языком. Всевозможные потешки, считалки, дразнилки, скороговорки, заклички и прочая стихотворная «шумиха», помогают детям автоматизировать поставленные звуки, способствуют укреплению органов дыхания, улучшению кровоснабжения ЛОР-органов (что весьма актуально для часто болеющих детей). С большим желанием дети выполняют пальчиковую гимнастику, самомассаж кистей, стоп и тела в целом с фольклорным содержанием. Используя устное народное творчество, разработаны комплексы упражнений гимнастики пробуждения, физминутки и динамические паузы, дыхательные и зрительные гимнастики.
Общеизвестно, что затруднение носового дыхания, обусловленное аденоидами и синуситами, непосредственно влияет и на развитие речи ребенка, в частности, на формировании звуков, которые представляются нечеткими, плохо разборчивыми. При воспалении в выше указанных отделах верхних дыхательных путей, звук становится приглушенным, приобретает носовой оттенок. Это происходит за счет уменьшения объема воздуха в носоглотке и околоносовых пазухах. Возможно возникновение заикания. В ДОО приходят дети в основном с II и III группой здоровья, имеющие различные патологии. Помимо укрепления и сохранения здоровья, необходимо развивать речь дошкольников, используя целостную систему физкультурно-оздоровительной работы, основанной на современных оздоровительных технологиях и нетрадиционных подходах в работе с детьми.
В конечном итоге, такой симбиоз оздоровления на основе народных традиций способствует формированию у ребенка с самого детства осознанного отношения к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности современного детского сада.
Около 80% всей жизненной информации ребёнок получает до 7 лет. И самая многоликая информация в фольклоре, потому он так и важен в работе с детьми.
В работах В.Г.Алямовской, М.Л.Лазарева и Г.А. Баранчукова отмечается, что становление культуры здоровья обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого и ребёнка, широким спектром педагогических средств и приёмов.
Основополагающие документы по проблеме обеспечения здоровья детей в ДОУ: Конвенция о правах ребёнка; Закон РФ «об образовании»; Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений» от 4.04.2003г № 139.
Программно-методическое обеспечение заключается в том, что воспитательно-образовательный процесс осуществляется на основе разумного сочетания базисного и дополнительного компонентов образования при комплексном подходе к ребенку со стороны всех служб и участников педагогического процесса
ТЕХНОЛОГИЯ
На современном этапе одним из насущных и острых вопросов является поиск новых форм и методов обучения и оздоровления детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного воспитания. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной. Фольклор позволяет разнообразить и физкультурно-оздоровительную работу путем нахождения новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей. В воспитании дошкольников широко используется фольклор, который способствует не только формированию эмоционально положительного отношения к миру как к чуду, но и познавательному развитию.
Едва можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и поэтому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развивался из исканий высокой радости детской народной массы. Это детский фольклор. Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Использование средств устного народного творчества является одним из путей улучшения психофизического состояния детей и, соответственно, здоровья.
Оздоровительная работа с применением малых фольклорных форм позволяет и предусматривает обновление педагогических технологий. На современном этапе ребенок - активный участник педагогического процесса. Ориентация ребенка на самопознание, самоопределение и самовоспитание, использование всего общественно - исторического опыта предшествующих поколений.
Оздоровительные мероприятия с использованием фольклора предусматривают систему физических и речевых упражнений, приносящих ребенку положительные эмоции, способствует исключению стрессовых ситуаций и страха перед выполнением движений, предполагает использование разнообразных двигательных действий.
Из нашего национального устного творчества – потешек, считалок, закличек, скороговорок, сказок, если не быть ленивым и пренебрежительным, можно извлечь много пользы для воспитания здорового ребенка.
Народ использовал целый комплекс медицинских упражнений, чтобы вырастить ребёнка здоровым. Весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук, помахивание кистями, переваливание головы с руки на руку и т.д.
Вспомните «ладушки», прекрасная зарядка для рук. А «Сорока-ворона»? Здесь уже и координация движений, и даже – точечный массаж. Массаж ладошки («кашу варила»), всех пальцев («этому дала»), и одновременно – педагогическое влияние: этому кашу не дала, потому что ленив.
Или – когда переваливают головку ребёнка с рук на руку, массажируя шею, а затем закидывают ручки за голову: «Валяй, валяй, баба каравай, Пришёл к бабе пономарь.
– Дай, баба, теста Шук, шук полетели– Нет в печи места На голову сели!
Народная мудрость гласит: "Когда я слушаю - узнаю, когда делаю- запоминаю". Таким образом, ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания. Поэтика народных традиций находит яркое отражение в педагогическом процессе. Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в форму примет, поговорок, пословиц, закличек, загадок, песен, сказок, легенд. Оздоровительная работа в ДОО, формирование начал здорового образа жизни у каждого ребенка соответствуют требованиям современного этапа общественного развития и новым целям дошкольного и начального школьного образования: ориентации на нравственные, эстетические и этические отношения, обращение к духовным, культурным, экологическим и другим ценностям, приобщение к природной и социальной среде, формирующей образ здорового физически и психически современного человека. Вся деятельность ребенка должна быть пронизана движением – это залог здорового развития его организма. Вкладывая оздоровительный компонент во все виды деятельности, необходимо соблюдать определенные основополагающие принципы:
- хорошо знать контингент своих воспитанников (уровень состояния здоровья и физиологических систем организма, имеющиеся диагнозы, уровень физической подготовленности и двигательной активности, тип нервной системы);
- все проводимые мероприятия должны быть научно обоснованы и апробированы на практике;
- педагоги должны тесно сотрудничать с медицинским персоналом, осуществляя принципы систематичности и последовательности оздоровительного процесса;
- все направления работы, используемые для оздоровления детей должны быть доступны, креативны, нести радость;
- весь коллектив работает в тесной взаимосвязи с родителями, соблюдая непрерывность оздоровительной работы для достижения конечного результата.
Особенно актуальным является в данное время вектор работы по повышению иммунного статуса ребенка, что формирует защитные силы, сопротивляемость организма (т.е. его резистентность), позволяет снижать острую заболеваемость в детских коллективах. Этому способствуют все виды закаливания, использование различных «дорожек здоровья», массаж и самомассаж, в том числе биологически активных точек, дыхательные упражнения, зрительные гимнастики, гимнастики пробуждения. Подвижные игры и игровые движения – естественные спутники жизни ребенка, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребенка. Мы применяем народные подвижные игры и игровые подражательные движения как на физкультурных занятиях, так и во всех режимных моментах, в утренней гимнастике и в самостоятельной детской деятельности.
Физические упражнения в сочетании с фольклором в структуре мероприятий оздоровительной направленности располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими особенностями детского организма человека, функциями различных органов, правилами гигиены, способствуют формированию потребности в здоровом образе жизни. Включение фольклора оживляет процесс обучения, делает его доступным детям дошкольного возраста. В качестве фольклорного материала можно использовать потешки и прибаутки, загадки, пословицы и поговорки. С целью повышения двигательного потенциала считаем возможным повторять упражнения не более 2 - 3 раз с обязательным варьированием содержания и методов проведения упражнений в сочетании с фольклором. В дошкольных учреждениях можно проводить разные виды гимнастик с использованием фольклорного материала.
При отборе фольклорных произведений следует опираться на следующие принципы:
1. Доступность содержания детям дошкольного возраста.
2. Познавательная и нравственная значимость
3. Возможность формирования на их основе умения "чувствовать" окружающий мир.
Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, ребенок выполняет определенные упражнения, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует, но и вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. При выполнении упражнений можно предложить детям проговаривать слова знакомой потешки. Поэтому нужно подбирать несложные ритмичные потешки, в которых словами отражены определённые действия. Почти все потешки можно использовать для психокоррекции: купирования нарушений эмоционального состояния детей и создания условий для нормального функционирования их нервной системы. Дети стараются передать путём выразительных движений, мышц лица и всего тела образ определённого персонажа. И конечно при этом много положительных эмоций, что немаловажно для здоровья ребёнка. Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Дошкольный возраст – важный период формирования человеческой личности. Именно в детском возрасте формируются основы физического и психического здоровья детей. Физические упражнения, используемые в качестве активного отдыха, а также эмоциональные факторы, сопровождающие выполнение упражнений, успокаивают и гармонизируют психику, пробуждают силы, способствующие оздоровлению детского организма.
Мы всегда помним, что здоровье – великое благо и достояние всего общества. Недаром народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова». И в немалой степени зависит от нас, чтобы дети росли здоровыми.