СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов на тему: «Краеведение как средство патриотического воспитания дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов на тему: «Краеведение как средство патриотического воспитания дошкольников»»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 39»






Консультация для педагогов на тему:

«Краеведение как средство

патриотического воспитания дошкольников»











Старший воспитатель:

Жигалова А.В.








г.Златоуст, 2023

«Любовь к родному краю, родной речи, начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
                                                                                                 Д.С. Лихачев

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач образовательных учреждений.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе , приобщение к миру его культуры.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.

Краеведение является важным ресурсом патриотического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста. По мнению известного ученого Д.С. Лихачева, любовь к родному краю, знание его природы, истории, культуры – основа, на которой может осуществляться формирование духовности человека и всего общества.

Российским учёным-педагогом, краеведом Анатолием Викторовичем Даринским был обоснован краеведческий принцип, который, по его мнению, дает возможность строить обучение на основе принципов дидактики, обеспечивающих доступность и наглядность обучения: от известного — к неизвестному, от близкого — к далекому, от малого - к большому.

В настоящее время нам все больше хочется знать о народной культуре, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции, Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Кроме того, люди совсем забыли и почти не употребляют в разговорной речи, потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат наш язык.

Краеведение - способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания. Важным условием, является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций

Нами была составлена модель системы работы по краеведению, чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций.

Модель системы работы по краеведению:

Семья → Детский сад → Город Златоуст→ Челябинская область → Родная страна- Россия.

Цель нашей педагогической работы - зажечь искорки любви к родному краю, его истории и культуре; воспитание гражданина, любящего и знающего свой край.


 В нашей работе мы используем следующие педагогические средства:

  • Какие мы можем использовать формы проведения занятия: образовательная деятельность, экскурсии, целевые прогулки, развлечения, чтение художественных произведений, встречи с интересными людьми, дидактические игры, самостоятельная игровая деятельность, развлечения, праздники, конкурс рисунков.

  • Какие мы можем использовать в своей работе формы организации: коллективная, групповая, индивидуальная.

  • Методы:- словесные – беседы, чтение художественной литературы, прослушивание аудио;

Важно, чтобы занятия активизировали мыслительную деятельность (например: сравниваем культуру и быт нашего народа (на чем ездили раньше и в настоящее время, как добывали огонь раньше и как сейчас, и т. д.), вопросы поискового характера, индивидуальные задания, опыты и эксперименты (например: свойства глины и песка). Учим детей анализировать, делать выводы, обобщать. Важным приемом подачи информации детям, является познавательный рассказ.

Учитывая, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо сопровождение его наглядным материалом: фотографиями, иллюстрациями, схемами, а также предметами старинного быта. В группах оформляется уголок патриотического воспитания и родного края, где находятся фотоматериалы, иллюстрации, знакомящие с городом, районом, областью, символикой, тематические альбомы с фотографиями, дидактические игры.

Наиболее эффективная форма работы по ознакомлению с малой Родиной и привитию любви к родному краю – тематические прогулки, экскурсии.

Изучение родных мест начинаем со знакомства с детским садом, его местонахождением. Используя повседневные наблюдения за тем, что встречают на своем пути в детский сад, замечая изменения в погоде, смену времен года, сезонные работы, учим детей выделять интересное, красивое. Благодаря прогулкам и экскурсиям у детей постепенно складывается интерес к изучению исторических сведений. Свои впечатления дети могут отражать в продуктивной деятельности.

Работа по ознакомлению с предприятиями города и трудом земляков перерастает в интересный длительный проект «Мир профессий»

Невозможно привить любовь к родной земле, не познакомив с ее природными богатствами, красотой. С растительным и животным миром нашего района и города. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов и т.д.) сочеталось с воспитанием любви к родному краю и желанием работать вместе со взрослыми благоустраивая участок, двор, улицу

Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд. Она позволяет закрепить полученные знания детей, отразить формирующееся отношение к изучаемому предмету. Результаты продуктивной деятельности детей оформляются в форме тематических выставок.

Положительные эмоции играют значительную роль в формировании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Поэтому большая роль отводится использованию таких форм работы, как праздники и развлечения. Народный праздник, «краеведческая» викторина, тематическое развлечение (о труде, родной природе, о семье) является логическим и эмоциональным завершением работы по каждой из разработанных тем.

Учитывая ведущую деятельность детей, рекомендовано широко использовать различные виды игр в краеведческой работе. Это ряд дидактических игр по ознакомлению с природой края, с улицами города, профессиями (“Где я нахожусь”, “Узнай и расскажи”, “Когда это бывает», «Кто где живет», «Назови улицу», «Что где находится», «Кому что нужно». «Угадай профессию» и т д ).

  Важным условием эффективного осуществления нравственно-патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. В своей работе мы можем опираться на родителей не только как на помощников детского сада, а как на равноправных участников формирования личности ребенка. Причем стараемся вести её с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребенка. Ведь бабушки и дедушки наших воспитанников - это живые участники истории родного края. Дети совместно с родителями обсуждают семейные традиции, реликвии, национальные, профессиональные корни своего рода.

  Старые фотографии, составление родословной, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь своей семьи и себя как ее члена с родной землей

Активно участвуют родители в создании развивающей среды: организации краеведческих фотовыставок, оформлении и создании мини-музеев, изготовлении для детей элементов костюмов, организации выставок народного прикладного искусства

Результаты работы с детьми по данному направлению позволяют считать краеведение отправной точкой воспитания маленького патриота, так как воспитанники учатся более осознанно воспринимать события, факты, явления социальной действительности, анализировать их.

Все это оказывает эмоциональное воздействие на детей и служит основой для понимания истории родного края, приобщения к культуре, помогает знакомить детей с окружающим миром.