СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов на тему "Особенности развития детей с ЗПР"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов на тему "Особенности развития детей с ЗПР"»

Комитет по образованию администрации Ханты-Мансийского района муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа п. Сибирский» Консультация для педагогов  дошкольного образования   Тема: Особенности детей с задержкой психического развития Воспитатель: Дегтярева Анастасия Александровна  2022 г.

Комитет по образованию

администрации Ханты-Мансийского района

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского района

«Средняя общеобразовательная школа п. Сибирский»

Консультация для педагогов дошкольного образования Тема: Особенности детей с задержкой психического развития

Воспитатель:

Дегтярева Анастасия Александровна

2022 г.

Задержка психического развития (ЗПР)  Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности.

Задержка психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности.

 Для задержки психического развития характерна мозаичность расстройств: наряду с недостаточностью одних психических функций выступает сохранность других.

Для задержки психического развития характерна мозаичность расстройств: наряду с недостаточностью одних психических функций выступает сохранность других.

Причины задержки психического развития Биологические Социальные - Генетическая обусловленность - Длительное ограничение жизнедеятельности ребенка - Патология беременности, недоношенность - Неблагоприятные условия воспитания - Асфиксия, травмы при родах - Психотравмирующие ситуации - Заболевания инфекционного, токсического, травматического характера

Причины задержки психического развития

Биологические

Социальные

- Генетическая обусловленность

- Длительное ограничение жизнедеятельности ребенка

- Патология беременности, недоношенность

- Неблагоприятные условия воспитания

- Асфиксия, травмы при родах

- Психотравмирующие ситуации

- Заболевания инфекционного, токсического, травматического характера

Особенности восприятия детей с ЗПР  Установлено, что многие из детей испытывают трудности в процессе  восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий, по сравнению с нормой, уровень развития: дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов.

Особенности восприятия детей с ЗПР

Установлено, что многие из детей испытывают трудности в процессе  восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий, по сравнению с нормой, уровень развития: дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов.

Особенности памяти детей с ЗПР  Память  детей с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием, при этом выраженность дефекта зависит от генеза задержки психического развития. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. При правильном подходе к обучению дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания. - уменьшенный объем памяти - замедленное запоминание, быстрота забывания - неточность воспроизведения - плохая переработка воспринимаемого материала

Особенности памяти детей с ЗПР

Память  детей с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием, при этом выраженность дефекта зависит от генеза задержки психического развития. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. При правильном подходе к обучению дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания.

- уменьшенный объем памяти

- замедленное запоминание, быстрота забывания

- неточность воспроизведения

- плохая переработка воспринимаемого материала

Особенности внимания детей с ЗПР  Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. В старшем дошкольном возрасте оказывается недостаточно развитой способность к произвольной регуляции поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа. - неустойчивость (колебание) - сниженная концентрация - снижение объема внимания - сниженное распределение внимания - трудность переключения

Особенности внимания детей с ЗПР

Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. В старшем дошкольном возрасте оказывается недостаточно развитой способность к произвольной регуляции поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа.

- неустойчивость (колебание)

- сниженная концентрация

- снижение объема внимания

- сниженное распределение внимания

- трудность переключения

Особенности игровой деятельности детей с ЗПР Следует отметить некоторые особенности формирования двигательной сферы детей с задержкой психического развития. У детей с ЗПР не наблюдается тяжелых двигательных расстройств, однако, при более пристальном рассмотрении обнаруживается отставание в физическом развитии, несформированность техники в основных видах движений, недостаточность таких двигательных качеств как точность, выносливость, гибкость, ловкость, сила, координация. Особенно заметно несовершенство мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации, что тормозит формирование у детей графомоторных навыков. - трудность в формировании игрового замысла - трудность в удержании роли - поверхностное моделирование мира человеческих отношений

Особенности игровой деятельности детей с ЗПР

Следует отметить некоторые особенности формирования двигательной сферы детей с задержкой психического развития. У детей с ЗПР не наблюдается тяжелых двигательных расстройств, однако, при более пристальном рассмотрении обнаруживается отставание в физическом развитии, несформированность техники в основных видах движений, недостаточность таких двигательных качеств как точность, выносливость, гибкость, ловкость, сила, координация. Особенно заметно несовершенство мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации, что тормозит формирование у детей графомоторных навыков.

- трудность в формировании игрового замысла

- трудность в удержании роли

- поверхностное моделирование мира человеческих отношений

Особенности личности детей с ЗПР Незрелость эмоционально-волевой сферы: - психомоторная расторможенность, быстрая утомляемость - неуверенность в себе, склонность к страхам - инфантилизм (отсутствие ответственности, повышенная внушаемость, установка на опеку, неспособность к волевому усилию, отсутствие самостоятельности) - Недостаточная дифференциация эмоций, слабая заинтересованность в оценке

Особенности личности детей с ЗПР

Незрелость эмоционально-волевой сферы:

- психомоторная расторможенность, быстрая утомляемость

- неуверенность в себе, склонность к страхам

- инфантилизм (отсутствие ответственности, повышенная внушаемость, установка на опеку, неспособность к волевому усилию, отсутствие самостоятельности)

- Недостаточная дифференциация эмоций, слабая заинтересованность в оценке

Коррекционно-развивающая работа У детей с ЗПР высокий потенциал возможностей развития их познавательной, эмоционально-волевой и игровой деятельности. При слаженной работе специалистов и воспитателей ребенок легко поддается коррекции и выходит на соответствующий уровень возрастного развития.

Коррекционно-развивающая работа

У детей с ЗПР высокий потенциал возможностей развития их познавательной, эмоционально-волевой и игровой деятельности.

При слаженной работе специалистов и воспитателей ребенок легко поддается коррекции и выходит на соответствующий уровень возрастного развития.