Комитет по образованию
администрации Ханты-Мансийского района
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа п. Сибирский»
Консультация для педагогов дошкольного образования Тема: Особенности детей с задержкой психического развития
Воспитатель:
Дегтярева Анастасия Александровна
2022 г.
Задержка психического развития (ЗПР)
Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности.
Для задержки психического развития характерна мозаичность расстройств: наряду с недостаточностью одних психических функций выступает сохранность других.
Причины задержки психического развития
Биологические
Социальные
- Генетическая обусловленность
- Длительное ограничение жизнедеятельности ребенка
- Патология беременности, недоношенность
- Неблагоприятные условия воспитания
- Асфиксия, травмы при родах
- Психотравмирующие ситуации
- Заболевания инфекционного, токсического, травматического характера
Особенности восприятия детей с ЗПР
Установлено, что многие из детей испытывают трудности в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий, по сравнению с нормой, уровень развития: дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов.
Особенности памяти детей с ЗПР
Память детей с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием, при этом выраженность дефекта зависит от генеза задержки психического развития. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. При правильном подходе к обучению дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания.
- уменьшенный объем памяти
- замедленное запоминание, быстрота забывания
- неточность воспроизведения
- плохая переработка воспринимаемого материала
Особенности внимания детей с ЗПР
Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. В старшем дошкольном возрасте оказывается недостаточно развитой способность к произвольной регуляции поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа.
- неустойчивость (колебание)
- сниженная концентрация
- снижение объема внимания
- сниженное распределение внимания
- трудность переключения
Особенности игровой деятельности детей с ЗПР
Следует отметить некоторые особенности формирования двигательной сферы детей с задержкой психического развития. У детей с ЗПР не наблюдается тяжелых двигательных расстройств, однако, при более пристальном рассмотрении обнаруживается отставание в физическом развитии, несформированность техники в основных видах движений, недостаточность таких двигательных качеств как точность, выносливость, гибкость, ловкость, сила, координация. Особенно заметно несовершенство мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации, что тормозит формирование у детей графомоторных навыков.
- трудность в формировании игрового замысла
- трудность в удержании роли
- поверхностное моделирование мира человеческих отношений
Особенности личности детей с ЗПР
Незрелость эмоционально-волевой сферы:
- психомоторная расторможенность, быстрая утомляемость
- неуверенность в себе, склонность к страхам
- инфантилизм (отсутствие ответственности, повышенная внушаемость, установка на опеку, неспособность к волевому усилию, отсутствие самостоятельности)
- Недостаточная дифференциация эмоций, слабая заинтересованность в оценке
Коррекционно-развивающая работа
У детей с ЗПР высокий потенциал возможностей развития их познавательной, эмоционально-волевой и игровой деятельности.
При слаженной работе специалистов и воспитателей ребенок легко поддается коррекции и выходит на соответствующий уровень возрастного развития.