СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов: "Организация разнообразных видов игровой деятельности на разных возрастных группах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной консультации говорится об  особенностях  организации разнообразных видов игровой деятельности на разных возрастных группах.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов: "Организация разнообразных видов игровой деятельности на разных возрастных группах"»

Консультация для педагогов: «Организация  разнообразных видов игровой деятельности на разных возрастных группах»   Воспитатель: Павлова А.Н.

Консультация для педагогов:

«Организация

разнообразных видов игровой деятельности

на разных возрастных группах»

Воспитатель: Павлова А.Н.

 Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества.  В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.

Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве.

В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества.

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.

Существует следующая классификация игр дошкольников по С. Л. Новоселовой: - сюжетно-ролевые - театрализованные - подвижные - дидактические.

Существует следующая классификация игр дошкольников по С. Л. Новоселовой:

- сюжетно-ролевые

- театрализованные

- подвижные

- дидактические.

Сюжетно-ролевые игры   Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:  • Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения».  • Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт).  • Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)  • Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т. д.

Сюжетно-ролевые игры

Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения».

Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт).

Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)

Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т. д.

В структуре ролевой игры выделяют компоненты :  • роли, которые исполняют дети в процессе игры;  • игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;  • игровое использование предметов;  • отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.

В структуре ролевой игры выделяют компоненты :

роли, которые исполняют дети в процессе игры;

игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;

игровое использование предметов;

отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.

Особенности организации сюжетно-ролевых игр на разных возрастных группах . Младший дошкольный возраст 1. Младшие дошкольники в основном играют в одиночку. 2. Темы игр в основном бытовые. 3. Среди игровых действий преобладают внешние действия изображаемых людей. Словесные игровые действия выполняются редко. 4. Ребенок берет на себя роль, но пока еще редко называет себя соответственно этой роли. 5. Дети хорошо владеют действиями с сюжетно-ролевыми игрушками, начинают свободно применять в игре предметы-заместители.

Особенности организации сюжетно-ролевых игр на разных возрастных группах .

Младший дошкольный возраст

1. Младшие дошкольники в основном играют в одиночку.

2. Темы игр в основном бытовые.

3. Среди игровых действий преобладают внешние действия изображаемых людей. Словесные игровые действия выполняются редко.

4. Ребенок берет на себя роль, но пока еще редко называет себя соответственно этой роли.

5. Дети хорошо владеют действиями с сюжетно-ролевыми игрушками, начинают свободно применять в игре предметы-заместители.

Средний дошкольный возраст 1. В игре появляются группы по 2-3 человека (групповая форма организации). 2. Расширяется тематика игр. Усложняются сюжеты. 3. Ролевой диалог становится более длительным и содержательным. Дети передают характерные особенности персонажа игры с помощью средств выразительности (движения, мимика, жесты, интонация) 4. Дети самостоятельно выбирают предметы-заместители, легко дают им и воображаемым предметам словесные обозначения.

Средний дошкольный возраст

1. В игре появляются группы по 2-3 человека (групповая форма организации).

2. Расширяется тематика игр. Усложняются сюжеты.

3. Ролевой диалог становится более длительным и содержательным. Дети передают характерные особенности персонажа игры с помощью средств выразительности (движения, мимика, жесты, интонация)

4. Дети самостоятельно выбирают предметы-заместители, легко дают им и воображаемым предметам словесные обозначения.

Старший дошкольный возраст 1. Сюжетно-ролевая игра, как правило, коллективная. 2. В игре используется большое разнообразие тем. Сюжет игр планируется в соответствии с темой и ролевыми отношениями. 3. Дети заранее планируют игру – договариваются о теме, распределяют роли, определяют материал. 4. Игры этого возраста предполагают воспроизведение реальных отношений окружающей жизни через словесное общение, поэтому некоторые действия дети выполняют намеком или словесно. 5. В этом возрасте дети соблюдают правила игры и придают этому большое значение. 6. В этом возрасте выделяются организаторы игр – дети, знающие много сюжетов, пользующиеся авторитетом. 8. У детей старшего дошкольного возраста развивается разновидность сюжетно-ролевой игры – режиссерская.

Старший дошкольный возраст

1. Сюжетно-ролевая игра, как правило, коллективная.

2. В игре используется большое разнообразие тем. Сюжет игр планируется в соответствии с темой и ролевыми отношениями.

3. Дети заранее планируют игру – договариваются о теме, распределяют роли, определяют материал.

4. Игры этого возраста предполагают воспроизведение реальных отношений окружающей жизни через словесное общение, поэтому некоторые действия дети выполняют намеком или словесно.

5. В этом возрасте дети соблюдают правила игры и придают этому большое значение.

6. В этом возрасте выделяются организаторы игр – дети, знающие много сюжетов, пользующиеся авторитетом.

8. У детей старшего дошкольного возраста развивается разновидность сюжетно-ролевой игры – режиссерская.

Развитие сюжетной игры на разных возрастных этапах

Возраст

Характер игровых действий

3-4 года

Отдельные игровые действия, носящие условный характер

Выполнение роли

4-5 лет

Развитие сюжета в воображаемой ситуации

5-6 лет

Роль осуществляется фактически, но не называется

Взаимосвязанные игровые действия, имеющие четкий ролевой характер

Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль

Сюжет - цепочка из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый

Переход к ролевым действиям, отображающим  социальные функции людей

6-7 лет

Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры

Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна

Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию

Цепочка игровых действий, объединенный одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых

Не только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до ее начала

Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми

Дидактические игры Значение дидактических игр: -  являются средством воспитания; - выполняют обучающую функцию; - развивают сенсорные способности детей; - развивают речь детей; формируют нравственные представления о бережном отношении к окружающему; - воспитывают уважение к труду; - развивают эстетический вкус; - способствуют физическому развитию.

Дидактические игры

Значение дидактических игр:

- являются средством воспитания;

- выполняют обучающую функцию;

- развивают сенсорные способности детей;

- развивают речь детей;

  • формируют нравственные представления

о бережном отношении к окружающему;

- воспитывают уважение к труду;

- развивают эстетический вкус;

- способствуют физическому развитию.

Структура  дидактической игры: 1. Дидактическая задача - подчеркивает обучающий характер игры, направленность содержания на процесс познавательной деятельности. 2. Игровая задача - определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её. 3. Игровые действия - основа игры, её сюжет, проявление активности детьми в игровых целях. 4. Игровые правила - определяют, что и как нужно делать в игре каждому ребенку, указывают путь достижения цели, воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Структура

дидактической игры:

1. Дидактическая задача - подчеркивает обучающий характер игры, направленность содержания на процесс познавательной деятельности.

2. Игровая задача - определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её.

3. Игровые действия - основа игры, её сюжет, проявление активности детьми в игровых целях.

4. Игровые правила - определяют, что и как нужно делать в игре каждому ребенку, указывают путь достижения цели, воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Классификация дидактических игр . По содержанию:   игры по ознакомлению с окружающим , развитию речи, формированию математических представлений, музыкальные игры и др. По степени активности детей и воспитателя:  игры-занятия и автодидактические игры. По наличию игрового материала :  игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные.  Организация дидактической игры педагогом осуществляется в трех основных направлениях : -подготовка к проведению дидактической игры - проведение - анализ

Классификация дидактических игр .

По содержанию:

игры по ознакомлению с окружающим , развитию речи, формированию математических представлений, музыкальные игры и др.

По степени активности детей и воспитателя:

игры-занятия и автодидактические игры.

По наличию игрового материала :

игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные.

Организация дидактической игры педагогом осуществляется

в трех основных направлениях :

-подготовка к проведению дидактической игры

- проведение

- анализ

Особенности организации дидактической игры у детей младшего возраста: - объяснение правил нужно объединять с показом игрового действия; -если в игре есть несколько правил, то не следует сообщать их сразу; - воспитателю целесообразно самому включаться в игру и вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, учить играть с ним.

Особенности организации дидактической игры у детей младшего возраста:

- объяснение правил нужно объединять с показом игрового действия;

-если в игре есть несколько правил, то не следует сообщать их сразу;

- воспитателю целесообразно самому включаться в игру и вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, учить играть с ним.

Особенности организации дидактической игры у детей среднего дошкольного возраста - здесь также воспитатель принимает участие в дидактических играх. Воспитатель учит детей и играет с ними, стремится вовлечь в игру всех детей; - правила игры объясняются до ее начала; -подбираются такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закре­пить бытовой словарь; -могут использоваться игры с куклой и комплектами всех предметов обихода; -широко используются музыкально-дидактические игры, вводятся словесные игры.

Особенности организации дидактической игры у детей среднего дошкольного возраста

- здесь также воспитатель принимает участие в дидактических играх. Воспитатель учит детей и играет с ними, стремится вовлечь в игру всех детей;

- правила игры объясняются до ее начала;

-подбираются такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закре­пить бытовой словарь;

-могут использоваться игры с куклой и комплектами всех предметов обихода;

-широко используются музыкально-дидактические игры, вводятся словесные игры.

Особенности организации дидактической игры у детей  старшего дошкольного возраста - дети легко воспринимают чисто словесные объяснения игры, лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ. -с детьми этого возраста проводятся игры со всей группой и с небольшими подгруппами. В процессе совместных игр у детей складываются коллективные взаимоотношения, поэтому можно вводить в игру элементы соревнования. -в играх отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (быт и труд людей, техника). - дети классифицируют предметы по материалу, назначению. -широко используются словесные игры. - воспитатель знакомит детей с игрой, вместе с ними участвует в игре, чтобы выяснить, насколько её правила усвоены детьми. Затем предлагает детям играть самостоятельно, при этом сначала следит за ходом игры, выступает в качестве арбитра в конфликтных ситуациях.

Особенности организации

дидактической игры у детей

старшего дошкольного возраста

- дети легко воспринимают чисто словесные объяснения игры, лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ.

-с детьми этого возраста проводятся игры со всей группой и с небольшими подгруппами. В процессе совместных игр у детей складываются коллективные взаимоотношения, поэтому можно вводить в игру элементы соревнования.

-в играх отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (быт и труд людей, техника).

- дети классифицируют предметы по материалу, назначению.

-широко используются словесные игры.

- воспитатель знакомит детей с игрой, вместе с ними участвует в игре, чтобы выяснить, насколько её правила усвоены детьми. Затем предлагает детям играть самостоятельно, при этом сначала следит за ходом игры, выступает в качестве арбитра в конфликтных ситуациях.

Театрализованные игры Своеобразие театрализованных игр дошкольников : - строятся на основе литературного произведения, имеет готовый сюжет, роли; поступки героев, их слова определяется текстом этого произведения; - от детей требуется понимание хода событий, образов героев, их поведения, представление персонажей такими, какими они поданы в произведении со всеми характерными особенностями; - действия, выполняемые дошкольниками, более сложные, чем при подражании тому, что они видят в жизни; - передача образов требует от детей использования разных средств выразительности (жестов, мимики, пантомимики), инициативы, самостоятельности, творчества; умения проникнуться их чувствами, мыслями, переживаниями; - состоят из 2-х частей: подготовки и самой драматизации.

Театрализованные игры

Своеобразие театрализованных игр дошкольников :

- строятся на основе литературного произведения, имеет готовый сюжет, роли; поступки героев, их слова определяется текстом этого произведения;

- от детей требуется понимание хода событий, образов героев, их поведения, представление персонажей такими, какими они поданы в произведении со всеми характерными особенностями;

- действия, выполняемые дошкольниками, более сложные, чем при подражании тому, что они видят в жизни;

- передача образов требует от детей использования разных средств выразительности (жестов, мимики, пантомимики), инициативы, самостоятельности, творчества; умения проникнуться их чувствами, мыслями, переживаниями;

- состоят из 2-х частей: подготовки и самой драматизации.

Педагогическая ценность театрализованных игр дошкольников: - формируют у детей чувство партнерства; - развивают чуткость и внимание к действиям людей в реальной жизни; - способствуют эстетическому воспитанию детей; - способствуют умственному развитию детей: развивают фантазию, воображение, творческое мышление; - нравственная направленность игр; - содействуют физическому развитию детей; - способствуют более раннему выявлению индивидуальных особенностей детей, их способностей.

Педагогическая ценность

театрализованных игр дошкольников:

- формируют у детей чувство партнерства;

- развивают чуткость и внимание к действиям людей в реальной жизни;

- способствуют эстетическому воспитанию детей;

- способствуют умственному развитию детей: развивают фантазию, воображение, творческое мышление;

- нравственная направленность игр;

- содействуют физическому развитию детей;

- способствуют более раннему выявлению индивидуальных особенностей детей, их способностей.

Виды театрализованных игр дошкольников : 1. Настольные театрализованные игры : - настольный театр игрушек -настольный театр рисунков. 2. Стендовые театрализованные игры: - стенд-книжка; - фланелеграф; - теневой театр. 3. Игры-драматизации, включающие : - пальчиковый театр; - театр би-ба-бо; - кукольный театр; -игра-драматизация с шапочками на голове; - импровизация.

Виды театрализованных игр дошкольников :

1. Настольные театрализованные игры :

- настольный театр игрушек

-настольный театр рисунков.

2. Стендовые театрализованные игры:

- стенд-книжка;

- фланелеграф;

- теневой театр.

3. Игры-драматизации, включающие :

- пальчиковый театр;

- театр би-ба-бо;

- кукольный театр;

-игра-драматизация с шапочками на голове;

- импровизация.

Подготовка к театрализованной игре : 1 этап  - освоение литературного текста  2 этап - дети приобретают и расширяют представления о персонажах и событиях произведения, находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создают декорации, костюмы, реквизит; упражняются в имитации движений, голоса  3 этап - сама театрализованная игра

Подготовка

к театрализованной игре :

1 этап - освоение литературного текста

2 этап - дети приобретают и расширяют представления о персонажах и событиях произведения, находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создают декорации, костюмы, реквизит; упражняются в имитации движений, голоса

3 этап - сама театрализованная игра

Особенности организации театрализованных игр на разных возрастных группах:

Младшие группы: главная цель педагога - заинтересовать и постепенно привлекать детей к театрально-игровой деятельности.

Направления работы: а) знакомить детей с отдельными видами театрализованных игр;

б) учить приемам вождения объемных игрушек и плоскостных персонажей на столе;

в) содействовать развитию речевых и двигательных способностей детей.

Средние группы: перед воспитателем стоят следующие задачи:

-углублять знакомство детей с разными видами театрального искусства;

-продолжать обучение приемам вождения разнообразных персонажей (пальчиковый, объемный и театр би-ба-бо);

-содействовать развитию самостоятельности, творчества, интонационной выразительности речи;

-продолжать работу по развитию словесной импровизации, знакомить детей с простейшими приёмами составления сюжета;

-начинать знакомить с приемами организации и проведения театрализованных представлений.

Старшие группы :

-дети продолжают осваивать приемы работы с кукольным материалом,

-упражняются в приемах вождения персонажей театра би-ба-бо и его основной атрибутикой;

-осуществляется работа по развитию у детей способности к выразительной передаче образа, творческой фантазии, образного мышления;

-дети учатся быть в роли ведущего, режиссёра-постановщика, художника-декоратора ; формируются навыки совместного творчества в процессе подготовки к театрализованным представлениям.

Подвижные игры Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами

Подвижные игры

Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами

Значение подвижных игр: -способствуют физическому развитию детей. -оказывают большое влияние на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. -они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы. развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др.  Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. Для каждой возрастной группы детей предусмотрены подвижные игры, в которых развиваются движения разных видов : бег, прыжки, лазанье и т. д. Правила в подвижной игре выполняют организующую роль : ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры.

Значение подвижных игр:

-способствуют физическому развитию детей.

-оказывают большое влияние на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности.

-они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы.

  • развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др.

Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. Для каждой возрастной группы детей предусмотрены подвижные игры, в которых развиваются движения разных видов : бег, прыжки, лазанье и т. д.

Правила в подвижной игре выполняют организующую роль : ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры.

Особенности  организации подвижных игр: -в младших группах воспитатель объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших - перед началом. -подвижные игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой. -воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но не допуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их перевозбуждение и утомление. - старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные игры самостоятельно.

Особенности

организации подвижных игр:

-в младших группах воспитатель объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших - перед началом.

-подвижные игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой.

-воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но не допуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их перевозбуждение и утомление.

- старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные игры самостоятельно.