СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов "Примеры модельных решений по созданию инфраструктуры и комплектации учебно-методических материалов для реализации ОП ДО"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Примеры модельных решений по созданию инфраструктуры и комплектации учебно-методических материалов для реализации ОП ДО"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №5 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА» Г.ЩЁЛКИНО» ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ









КОНСУЛЬТАЦИЯ

«ПРИМЕРЫ МОДЕЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ ПО СОЗДАНИЮ ИНФРАСТРУКТУРЫ И КОМПЛЕКТАЦИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»





Подготовила:

Старший воспитатель

Гафарова М.А.









г. Щёлкино

2024 год


Примеры модельных решений по созданию инфраструктуры и комплектации учебно-методических материалов для реализации образовательных программ ДО


Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды (ФОП ДО п.31)

РППС рассматривается как часть образовательной среды и фактор, обогащающий развитие детей. РППС МБДОУ выступает основой для разнообразной, разносторонне развивающей, содержательной и привлекательной для каждого ребёнка деятельности.

РППС включает организованное пространство (территория МБДОУ, групповые комнаты, специализированные, административные и иные помещения), материалы, оборудование, электронные образовательные ресурсы и средства обучения и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, материалы для организации самостоятельной творческой деятельности детей. РППС создает возможности для учёта особенностей, возможностей и интересов детей, коррекции недостатков их развития.

РППС МБДОУ создана и развивается как единое пространство, все компоненты которого, как в помещении, так и вне его, согласуются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.

При проектировании РППС МБДОУ учтены:

  • местные этнопсихологические, социокультурные, культурно- исторические и природно-климатические условия, в которых находится МБДОУ;

  • возраст, уровень развития детей и особенности их деятельности, содержание образования;

  • задачи ОП ДО для разных возрастных групп;

  • возможности и потребности участников образовательной деятельности (детей и их семей, педагогов и других сотрудников МБДОУ, участников сетевого взаимодействия и других участников образовательной деятельности).

РППС соответствует:

  • требованиям ФГОС ДО;

  • образовательной программе МБДОУ;

  • материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в МБДОУ;

  • возрастным особенностям детей;

  • воспитывающему характеру обучения детей в МБДОУ;

  • требованиям безопасности и надежности.

Развивающая предметно-пространственная среда детского сада соответствует требованиям ФГОС ДО и СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

РППС МБДОУ обеспечивает возможность реализации разных видов детской активности: игровой, коммуникативной, познавательно - исследовательской, двигательной, конструирования, восприятия произведений словесного, музыкального и изобразительного творчества, продуктивной деятельности в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

РППС создается и пополняется педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития.

В МБДОУ созданы условия для информатизации образовательного процесса. К сети Интернет подключены кабинет заведующего и старших воспитателей, музыкальный и спортивный залы, кабинеты учителей – логопедов, педагога – психолога, научной лаборатории МБДОУ, с учётом регламентов безопасного пользования сетью Интернет.

Групповые помещения оснащены оборудованием, материалами и игрушками для всестороннего развития детей. Это обеспечивается разнообразием тематики, комплексностью и многообразием материалов. Группировка материалов и игрушек по разным направлениям развития детей во многом условна, так как все они могут выполнять общеразвивающую функцию. В то же время материалы и оборудование специфицированы для каждого направления развития детей.

Количество и организация Центров варьируется в зависимости от возраста детей, размера и конфигурации помещения.

Групповые помещения

Перечень средств обучения и воспитания для эффективной работы по

ОП ДО в Центрах активности в группах от 1,5 до 3 лет

Центр естествознания

Разнообразный природный материал (камни, минералы, ракушки, шишки и т. п.);

  • различный сыпучий природные материал (песок, крупы и пр.);

  • печатные издания и наборы картинок (иллюстраций, фотографий), снабженные подписями, с изображением животных, растений;

  • контейнеры с крышками (хранения различных материалов) для составления коллекций;

  • расходные материалы: краски, карандаши, фломастеры, ручки, мелки, пластилин;

  • уголок песка и воды: ведерки, формочки, лопатки, грабли, емкости разного размера, игровой материал (игрушки резиновые, пластмассовые, деревянные, металлические);

  • предметы и приспособления для водных экспериментов;

  • уголок краеведения (макет кубанского подворья с животными)

Центр творчества

Бумага различного формата, плотности, цвета и качества;

  • безопасные ножницы и клей;

  • карандаши, мелки для рисования и открытые контейнеры для их хранения, отсортированные для младших детей по цвету;

  • штампы, печатки, ватные палочки, ватные диски;

  • кисти разных размеров, разных форм: плоские и круглые;

  • салфетки для кистей и рук;

  • глина, песок; картины и репродукции произведений искусства;

  • коллекция игрушек народного творчества

Центр строительства

Конструктор разного размера и материалы для конструирования;

  • мягкие модули разного размера;

  • грузовые, легковые автомобили, служебные машинки

Центр спорта

Мешочки для метания;

  • скакалка детская;

  • мячи резиновые (комплект), мячи - массажоры;

  • обруч пластмассовый (малый);

  • платочки;

  • веревочки;

  • лента широкая;

  • набор кеглей;

  • палка гимнастическая;

  • набор мягких модулей;

  • коврик массажный со следочками

Центр математики

Пирамидка пластмассовая малая, пирамидка деревянная средняя, напольная пирамида высотой не менее 30 см из 8 крупных элементов разных размеров 4 основных цветов;

  • вкладыши (рамки-вкладыши, стаканчики разных размеров, сортеры, матрешки);

  • тематические карточки; пазлы и мозаики;

  • цифровой материал различного исполнения;

  • игры, карточки и пр.;

  • разнообразный игровой сенсорный математический материал из различных материалов (дерево, пластик и т. д.);

  • дидактические средства математического развития (демонстрационные и раздаточные);

  • расходные материалы пластилин, краски, карандаши, фломастеры

Центр драматизации

Кукольный, пальчиковый, настольный театр, театр рукавичек, театр Би-Ба-Бо, театр на фланелеграфе, театр на липучках; театр своими руками;

  • маски для инсценировки и подвижных игр;

  • уголок ряженья (комплект элементов костюмов);

  • музыкальный уголок (звучащие игрушки: бубен, барабан, маракасы, колокольчик, погремушки, металлофон, шуршунчики своими руками);

  • конструктор деревянный с элементами декораций и персонажами сказок;

  • кукла в одежде крупная, кукла в одежде, кукла-младенец среднего размера в одежде;

  • комплект мебели для игры с куклой, комплект кукольного постельного белья;

  • комплект кухонной посуды для игры с куклой, столовой посуды;

  • игровой модуль «Парикмахерская», «Кухня» (соразмерная ребенку) с аксессуарами;

  • игровой модуль «Мастерская»

Центр книги и речи

Полка для книг, позволяющими детям видеть обложку, выбирать и возвращать книги на место;

  • книги разных жанров, форматов, с мелким и крупным шрифтом;

  • журналы детские (для рассматривания, поиска информации);

  • альбомы или иллюстрации по темам «Игрушки», «Семья», «Транспорт»,

«Домашние животные»», «Одежда», «Посуда», «Мебель»;

  • картинки с простыми сюжетами и действиями;

  • дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи;

  • дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу

«Что лишнее?», «Назови одним словом»;

  • игры по типу «Найди пару», «Найди отличия»;

  • игрушки-телефоны;

  • игры с предметными картинками по типу «Что изменилось?»;

  • картинки с простым сюжетом для составления рассказов;

  • подборка загадок, песенок, потешек, стихов;

  • трафареты, шаблоны;

  • игры для развития ручной ловкости;

  • картотека речевых игр;

  • открытки о родном городе;

  • шнуровки;

  • краски, карандаши, фломастеры, маркеры

Центр безопасности

Картины с изображением улиц и дорог с движущимися по ним транспортными средствами;

  • наборы различного вида транспортных средств, крупного и среднего размера;

  • картины с изображением различного вида транспортных средств (легковые, грузовые, маршрутные (автобус, трамвай);

  • атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов транспортных средств, нагрудные знаки и т.п.),

«Автобус» (руль, макет автобуса, знак автобусной остановки и т.п.);

  • художественная литература: А. Барто «Игрушки», «Грузовик», С.Михалков

«Светофор»;

  • дидактические игры: «Собери легковой автомобиль» (из 4-х частей, из 6 – ти частей), «Собери грузовой автомобиль», «Угадай, что это за транспортное средство?» - игра на знание спецтранспорта;

  • лото «Транспорт» - с изображением автобуса, трамвая, троллейбуса;

  • простейший макет улицы (крупный), где имеются дома по обеим ее сторонам и между ними обозначена дорога, на которой ярко выражены тротуар, проезжая часть, пешеходный переход;

  • набор карточек «Дорожная азбука»;

  • макет светофора и кружочки, в соответствии с сигналами светофора

- красного, жёлтого и зелёного цвета

Перечень средств обучения и воспитания для эффективной работы по

ОП ДО в Центрах активности в группах от 3 до 7 лет

Центр естествознания

Разнообразный природный материал (камни, минералы, ракушки, шишки и т. п.);

  • различный сыпучий природные материал (песок, крупы и пр.);

  • часы (песочные, механические, будильники);

  • предметы и приспособления для экспериментов: набор мерных стаканчиков, набор мерных пробирок, пробирки для экспериментов, воронка, пипетка, телескопический стаканчик с крышкой;

  • приборы и инструменты для визуальных исследований: цифровые микроскопы, детские микроскопы, контейнеры с лупой в крышке, увеличительные стекла (лупы), зеркальца, магниты;

  • карты-схемы, карты – фиксации опытов;

  • набор принадлежностей для наблюдения за насекомыми и мелкими объектами;

  • карточки для протоколирования и зарисовки наблюдений;

  • настенный календарь «Погода»;

  • настенный планшет «Дежурство»;

-комплект настольно-печатных игр для подготовительной группы;

  • материалы для вторичного использования, из которых можно делать разнообразные проекты: одноразовые стаканчики, коробки из-под яиц, проволока и т. д.;

  • печатные издания с картинками об окружающем мире, природных явлениях, объектах живой и неживой природы, технике и технологиях в свободном доступе для каждого ребенка;

  • печатные издания и наборы картинок (иллюстраций, фотографий), снабженные подписями, с изображением Земли, планет Солнечной системы и Вселенной, земных ландшафтов и стихий, животных, растений;

  • тематические журналы в бумажном виде;

  • глобус и/или географическая карта мира, страны, региона;

  • контейнеры с крышками для хранения различных материалов, составления коллекций;

  • различные виды календарей (настенный, отрывной, времен года, дней недели);

  • расходные материалы: краски, карандаши, фломастеры, ручки, мелки, пластилин;

  • дикие животные; домашние животные, животные жарких стран, животные севера, морские обитатели;

  • муляжи фруктов и овощей, набор продуктов, набор: разрезные фрукты, овощи;

  • конструктор с набором элементов по теме «Ферма»;

  • уголок песка и воды: стол для игр с песком и водой, наборы игрушек для игр с песком и водой;

- уголок краеведения: макет кубанского подворья, герб и флаг России, Кубани, Каневского района, фотоальбомы «Достопримечательности станицы

Стародеревянковской», «Предприятия и организации станицы», «Мы ими гордимся» (люди труда, многодетные семьи и т.д.), «Кто где работает» и т.д.

Центр творчества

Литература по искусству, открытки и альбомы для рассматривания;

  • картины и репродукции произведений искусства;

  • портреты художников;

  • скульптуры малых форм;

  • изделия декоративно-прикладного искусства (дымка, гжель, хохлома и другие);

  • дидактические материалы, карточки, настольные игры, пазлы, мозаики, посвященные искусству и культуре;

  • печатные издания с иллюстрациями, фотографиями, наклейками, посвященные искусству и культуре;

  • коллекции фантиков, камней, ракушек, ткани, меха, лент, упаковочных материалов, пробки, пуговицы, засушенные цветы, маленькие бытовые предметы;

  • прозрачные контейнеры для хранения коллекций;

  • ножницы и клей;

  • трафареты для рисования;

  • карандаши, мелки для рисования и открытые контейнеры для их хранения, отсортированные для младших детей по цвету;

  • кисти разных размеров, разных форм: плоских и круглых;

  • непроливайки, банки с завинчивающимися крышками для хранения неиспользованных красок;

  • рабочие халаты художников;

  • глина, песок;

  • природный и бросовый материал

Центр математики

Цифровой материал различного исполнения;

  • игрушечные деньги;

  • разнообразный игровой сенсорный математический материал из различных материалов (дерево, пластик и т. д.);

  • настольные учебные игровые материалы, игры, карточки и пр.;

  • мерные стаканы, сантиметровая лента, линейки, другие измерительные инструменты;

  • весы с различными гирями, «магазин» с весами и кассой;

  • наполнители мерных форм: песок, крупа, вода;

  • часы различных размеров и конструкций «исследовательского характера»;

  • дидактические математические материалы;

  • тематические карточки;

  • пазлы и мозаики;

  • мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм;

  • настольный конструктор деревянный цветной с мелкими элементами;

  • пластмассовый конструктор с деталями разных конфигураций и соединением их с помощью болтов, гаек и торцевых элементов одного типа для создания действующих моделей механизмов;

  • набор из стержней на подставке и разноцветных кубиков с отверстиями для нанизывания и освоения основных математических операций;

  • рамки и вкладыши тематические;

  • домино;

  • шнуровки различных уровней сложности;

  • расходные материалы пластилин; краски, карандаши, фломастеры

Центр строительства

Различные виды конструктора разного размера;

  • конструкторы с различными типами креплений;

  • материалы для конструирования;

  • набор мелких игрушек;

  • схемы для конструирования;

  • машины среднего и мелкого размера;

  • служебные машинки различного назначения;

  • грузовые, легковые автомобили;

  • бумага, природный и бросовый материал;

  • дорожные знаки;

  • материалы для игры «Дорога», «Спасатели», «Пожарные», «Скорая помощь»;

  • плакаты «Правила поведения на дороге»;

  • уголок безопасности

Центр книги и речи

Полка для книг;

  • книги разных жанров, форматов, с мелким и крупным шрифтом;

-книги с развивающими заданиями;

  • книги и аудиоматериалы (игры, песни, сказки) на русском и других языках;

  • журналы детские (для рассматривания, поиска информации);

  • журналы, ориентированные на взрослого читателя, но имеющие качественные иллюстрации, способные помочь детям перешагнуть границы ближайшего окружения, дать представление о многообразии и красоте мира;

  • альбомы или материал о творчестве и жизни писателей;

  • альбомы или книжки-самоделки с сочинёнными детьми сюжетами и нарисованными иллюстрациями;

  • альбомы загадок, скороговорок, стихов;

  • заготовки для штриховки, трафареты, игры для развития ручной ловкости;

  • коллекции марок, значков, календариков, этикеток;

  • дидактический материал для изображения букв (верёвочки, проволочки, пластилин, камушки, шнурки и т.д.);

  • наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые и слоговые схемы, разноцветные магниты, азбука букв разной фактуры;

  • дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, по подготовке к обучению грамоте;

  • игры – небылицы «Что перепутал художник?», игры – картинки по типу

«Найди отличия»;

  • наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «разложи по порядку и составь рассказ»;

  • реквизиты для игры «Школа», «Корреспондент»

Центр спорта

Иллюстрированный материал по зимним видам спорта;

  • иллюстрированный материал по летним видам спорта;

  • символика и материалы по истории Олимпийского движения;

  • сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны;

  • дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками и т. д.

  • спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.);

  • атрибуты для подвижных и малоподвижных игр: эмблемы, маски, оборудование (например – ленточки, для всех возрастных групп);

  • мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;

  • коврики и массажные дорожки с рельефами, «ребрами», резиновыми шипами и т. д.;

  • корзины для игр с бросанием;

  • нестандартное оборудование, сделанное своими руками;

  • мячики – ежики;

  • мешочки с разной крупой для рук;

  • мешочки для метания;

  • игра «Дарц» на липучках;


  • гантели;

  • кольцеброс;

  • комплект разноцветных кеглей;

  • скакалка детская;

  • мячи резиновые (комплект);

  • обруч пластмассовый средний;

  • обруч пластмассовый (малый);

  • информационный стенд «Спорт и я – друзья»

Центр драматизации

Кукольный, пальчиковый, настольный театр, театр рукавичек, театр Би-Ба-Бо, театр на фланелеграфе, театр на липучках, театр теней, театр ложек, театр марионеток, театр своими руками;

  • маски для инсценировки и подвижных игр;

  • сказочные и исторические персонажи;

  • магнитная доска;

  • комплект костюмов для ролевых игр по профессиям;

-кукла в одежде, коляска для куклы крупногабаритная, соразмерная росту ребенка;

  • комплект кухонной, столовой посуды для игры с куклой;

  • комплект приборов домашнего обихода;

  • набор медицинских принадлежностей доктора в чемоданчике;

  • набор инструментов парикмахера в чемоданчике;

  • комплект (модуль-основа, соразмерная росту ребенка, и аксессуары) для ролевых игр «Парикмахерская»; «Кухня»; «Почта», «Магазин»;

  • тематический игровой набор с мелкими персонажами;

  • телефоны

Центр безопасности

Наглядные материалы по обучению безопасному поведению для детей (книги, плакаты, тематические альбомы, дорожные знаки, пожарные таблички и указатели и др.);

  • дидактические игры («Дорожные знаки», «Добрый и злой огонь», «Умный светофор», «Основы безопасности» и так далее) фабричного изготовления и созданные своими руками;

  • интерактивные папки (лэпбуки) по теме безопасности;

  • макеты улицы, двора, светофора, пожарного щита;

  • макеты предметов для личной безопасности: отражатели, пожарный извещатель, огнетушитель;

  • игрушки для организации сюжетно-ролевых игр: телефон, машинки (специальный транспорт), куклы-пожарные, спасатели, полицейские; детская экипировка работников ГБДД и службы спасения;

  • напольное покрытие для конструирования дорожного движения при изучении ПДД;

  • набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: информационные– «Наземный пешеходный переход»,

«Подземный пешеходный предупреждающие знаки – «Пешеходный переход»,

«Дети», «Дорожные работы»; запрещающие знаки– «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», «Въезд запрещен»; предписывающие знаки– «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки сервиса– «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания»;

  • художественная литература: С.Михалков «Шагая осторожно», Г. Тумаринсон «Новые дорожные приключения Буратино», Я. Пишумов «На улице нашей…»;

  • дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица» и т.п.;

  • схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка

Особенности функционирования

Центры активности, уголки помечаются ярлыками (рисунками, пиктограммами) и снабжаются четкими надписями крупными печатными буквами.

Материалы размещены в открытых пластмассовых контейнерах (коробки, корзины, банки и т.д.). При этом контейнеры, легкие и вместительные, располагаются на полках таким образом, чтобы ими было удобно пользоваться. Они систематизированы и снабжены необходимыми надписями и символами (слова + пиктограммы - картинки).

Материалы регулярно обновляются.

Новый материал появляется не реже 1 раза в неделю.

При этом появление нового материала объявляется педагогом (например, на утреннем круге), дети с новым материалом ознакомлены и, при необходимости, обучены, как им можно пользоваться.

Все материалы в центрах активности обладают определенным запасом прочности, чтобы дети не боялись сломать или испортить их