МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №5 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА» Г.ЩЁЛКИНО» ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Примеры модельных решений по созданию инфраструктуры и комплектации учебно-методических материалов для реализации образовательных программ ДО
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды (ФОП ДО п.31)
РППС рассматривается как часть образовательной среды и фактор, обогащающий развитие детей. РППС МБДОУ выступает основой для разнообразной, разносторонне развивающей, содержательной и привлекательной для каждого ребёнка деятельности.
РППС включает организованное пространство (территория МБДОУ, групповые комнаты, специализированные, административные и иные помещения), материалы, оборудование, электронные образовательные ресурсы и средства обучения и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, материалы для организации самостоятельной творческой деятельности детей. РППС создает возможности для учёта особенностей, возможностей и интересов детей, коррекции недостатков их развития.
РППС МБДОУ создана и развивается как единое пространство, все компоненты которого, как в помещении, так и вне его, согласуются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.
Развивающая предметно-пространственная среда детского сада соответствует требованиям ФГОС ДО и СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
РППС МБДОУ обеспечивает возможность реализации разных видов детской активности: игровой, коммуникативной, познавательно - исследовательской, двигательной, конструирования, восприятия произведений словесного, музыкального и изобразительного творчества, продуктивной деятельности в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
РППС создается и пополняется педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития.
В МБДОУ созданы условия для информатизации образовательного процесса. К сети Интернет подключены кабинет заведующего и старших воспитателей, музыкальный и спортивный залы, кабинеты учителей – логопедов, педагога – психолога, научной лаборатории МБДОУ, с учётом регламентов безопасного пользования сетью Интернет.
Групповые помещения оснащены оборудованием, материалами и игрушками для всестороннего развития детей. Это обеспечивается разнообразием тематики, комплексностью и многообразием материалов. Группировка материалов и игрушек по разным направлениям развития детей во многом условна, так как все они могут выполнять общеразвивающую функцию. В то же время материалы и оборудование специфицированы для каждого направления развития детей.
Количество и организация Центров варьируется в зависимости от возраста детей, размера и конфигурации помещения.
Групповые помещения |
Перечень средств обучения и воспитания для эффективной работы по ОП ДО в Центрах активности в группах от 1,5 до 3 лет |
Центр естествознания |
Разнообразный природный материал (камни, минералы, ракушки, шишки и т. п.); различный сыпучий природные материал (песок, крупы и пр.); печатные издания и наборы картинок (иллюстраций, фотографий), снабженные подписями, с изображением животных, растений; |
контейнеры с крышками (хранения различных материалов) для составления коллекций; расходные материалы: краски, карандаши, фломастеры, ручки, мелки, пластилин; уголок песка и воды: ведерки, формочки, лопатки, грабли, емкости разного размера, игровой материал (игрушки резиновые, пластмассовые, деревянные, металлические); предметы и приспособления для водных экспериментов; уголок краеведения (макет кубанского подворья с животными) |
Центр творчества |
Бумага различного формата, плотности, цвета и качества; безопасные ножницы и клей; карандаши, мелки для рисования и открытые контейнеры для их хранения, отсортированные для младших детей по цвету; штампы, печатки, ватные палочки, ватные диски; кисти разных размеров, разных форм: плоские и круглые; салфетки для кистей и рук; глина, песок; картины и репродукции произведений искусства; коллекция игрушек народного творчества |
Центр строительства |
Конструктор разного размера и материалы для конструирования; мягкие модули разного размера; грузовые, легковые автомобили, служебные машинки |
Центр спорта |
Мешочки для метания; скакалка детская; мячи резиновые (комплект), мячи - массажоры; обруч пластмассовый (малый); платочки; веревочки; лента широкая; набор кеглей; палка гимнастическая; набор мягких модулей; коврик массажный со следочками |
Центр математики |
Пирамидка пластмассовая малая, пирамидка деревянная средняя, напольная пирамида высотой не менее 30 см из 8 крупных элементов разных размеров 4 основных цветов; вкладыши (рамки-вкладыши, стаканчики разных размеров, сортеры, матрешки); тематические карточки; пазлы и мозаики; цифровой материал различного исполнения; игры, карточки и пр.; |
разнообразный игровой сенсорный математический материал из различных материалов (дерево, пластик и т. д.); дидактические средства математического развития (демонстрационные и раздаточные); расходные материалы пластилин, краски, карандаши, фломастеры |
Центр драматизации |
Кукольный, пальчиковый, настольный театр, театр рукавичек, театр Би-Ба-Бо, театр на фланелеграфе, театр на липучках; театр своими руками; маски для инсценировки и подвижных игр; уголок ряженья (комплект элементов костюмов); музыкальный уголок (звучащие игрушки: бубен, барабан, маракасы, колокольчик, погремушки, металлофон, шуршунчики своими руками); конструктор деревянный с элементами декораций и персонажами сказок; кукла в одежде крупная, кукла в одежде, кукла-младенец среднего размера в одежде; комплект мебели для игры с куклой, комплект кукольного постельного белья; комплект кухонной посуды для игры с куклой, столовой посуды; игровой модуль «Парикмахерская», «Кухня» (соразмерная ребенку) с аксессуарами; игровой модуль «Мастерская» |
Центр книги и речи |
Полка для книг, позволяющими детям видеть обложку, выбирать и возвращать книги на место; книги разных жанров, форматов, с мелким и крупным шрифтом; журналы детские (для рассматривания, поиска информации); альбомы или иллюстрации по темам «Игрушки», «Семья», «Транспорт», «Домашние животные»», «Одежда», «Посуда», «Мебель»; картинки с простыми сюжетами и действиями; дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи; дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом»; игры по типу «Найди пару», «Найди отличия»; игрушки-телефоны; игры с предметными картинками по типу «Что изменилось?»; картинки с простым сюжетом для составления рассказов; подборка загадок, песенок, потешек, стихов; трафареты, шаблоны; игры для развития ручной ловкости; картотека речевых игр; открытки о родном городе; шнуровки; краски, карандаши, фломастеры, маркеры |
Центр безопасности |
Картины с изображением улиц и дорог с движущимися по ним транспортными средствами; наборы различного вида транспортных средств, крупного и среднего размера; картины с изображением различного вида транспортных средств (легковые, грузовые, маршрутные (автобус, трамвай); атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов транспортных средств, нагрудные знаки и т.п.), «Автобус» (руль, макет автобуса, знак автобусной остановки и т.п.); художественная литература: А. Барто «Игрушки», «Грузовик», С.Михалков «Светофор»; дидактические игры: «Собери легковой автомобиль» (из 4-х частей, из 6 – ти частей), «Собери грузовой автомобиль», «Угадай, что это за транспортное средство?» - игра на знание спецтранспорта; лото «Транспорт» - с изображением автобуса, трамвая, троллейбуса; простейший макет улицы (крупный), где имеются дома по обеим ее сторонам и между ними обозначена дорога, на которой ярко выражены тротуар, проезжая часть, пешеходный переход; набор карточек «Дорожная азбука»; макет светофора и кружочки, в соответствии с сигналами светофора - красного, жёлтого и зелёного цвета |
Перечень средств обучения и воспитания для эффективной работы по ОП ДО в Центрах активности в группах от 3 до 7 лет |
Центр естествознания |
Разнообразный природный материал (камни, минералы, ракушки, шишки и т. п.); различный сыпучий природные материал (песок, крупы и пр.); часы (песочные, механические, будильники); предметы и приспособления для экспериментов: набор мерных стаканчиков, набор мерных пробирок, пробирки для экспериментов, воронка, пипетка, телескопический стаканчик с крышкой; приборы и инструменты для визуальных исследований: цифровые микроскопы, детские микроскопы, контейнеры с лупой в крышке, увеличительные стекла (лупы), зеркальца, магниты; карты-схемы, карты – фиксации опытов; набор принадлежностей для наблюдения за насекомыми и мелкими объектами; карточки для протоколирования и зарисовки наблюдений; настенный календарь «Погода»; настенный планшет «Дежурство»; -комплект настольно-печатных игр для подготовительной группы; материалы для вторичного использования, из которых можно делать разнообразные проекты: одноразовые стаканчики, коробки из-под яиц, проволока и т. д.; |
печатные издания с картинками об окружающем мире, природных явлениях, объектах живой и неживой природы, технике и технологиях в свободном доступе для каждого ребенка; печатные издания и наборы картинок (иллюстраций, фотографий), снабженные подписями, с изображением Земли, планет Солнечной системы и Вселенной, земных ландшафтов и стихий, животных, растений; тематические журналы в бумажном виде; глобус и/или географическая карта мира, страны, региона; контейнеры с крышками для хранения различных материалов, составления коллекций; различные виды календарей (настенный, отрывной, времен года, дней недели); расходные материалы: краски, карандаши, фломастеры, ручки, мелки, пластилин; дикие животные; домашние животные, животные жарких стран, животные севера, морские обитатели; муляжи фруктов и овощей, набор продуктов, набор: разрезные фрукты, овощи; конструктор с набором элементов по теме «Ферма»; уголок песка и воды: стол для игр с песком и водой, наборы игрушек для игр с песком и водой; - уголок краеведения: макет кубанского подворья, герб и флаг России, Кубани, Каневского района, фотоальбомы «Достопримечательности станицы Стародеревянковской», «Предприятия и организации станицы», «Мы ими гордимся» (люди труда, многодетные семьи и т.д.), «Кто где работает» и т.д. |
Центр творчества |
Литература по искусству, открытки и альбомы для рассматривания; картины и репродукции произведений искусства; портреты художников; скульптуры малых форм; изделия декоративно-прикладного искусства (дымка, гжель, хохлома и другие); дидактические материалы, карточки, настольные игры, пазлы, мозаики, посвященные искусству и культуре; печатные издания с иллюстрациями, фотографиями, наклейками, посвященные искусству и культуре; коллекции фантиков, камней, ракушек, ткани, меха, лент, упаковочных материалов, пробки, пуговицы, засушенные цветы, маленькие бытовые предметы; прозрачные контейнеры для хранения коллекций; ножницы и клей; трафареты для рисования; карандаши, мелки для рисования и открытые контейнеры для их хранения, отсортированные для младших детей по цвету; кисти разных размеров, разных форм: плоских и круглых; |
непроливайки, банки с завинчивающимися крышками для хранения неиспользованных красок; рабочие халаты художников; глина, песок; природный и бросовый материал |
Центр математики |
Цифровой материал различного исполнения; игрушечные деньги; разнообразный игровой сенсорный математический материал из различных материалов (дерево, пластик и т. д.); настольные учебные игровые материалы, игры, карточки и пр.; мерные стаканы, сантиметровая лента, линейки, другие измерительные инструменты; весы с различными гирями, «магазин» с весами и кассой; наполнители мерных форм: песок, крупа, вода; часы различных размеров и конструкций «исследовательского характера»; дидактические математические материалы; тематические карточки; пазлы и мозаики; мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм; настольный конструктор деревянный цветной с мелкими элементами; пластмассовый конструктор с деталями разных конфигураций и соединением их с помощью болтов, гаек и торцевых элементов одного типа для создания действующих моделей механизмов; набор из стержней на подставке и разноцветных кубиков с отверстиями для нанизывания и освоения основных математических операций; рамки и вкладыши тематические; домино; шнуровки различных уровней сложности; расходные материалы пластилин; краски, карандаши, фломастеры |
Центр строительства |
Различные виды конструктора разного размера; конструкторы с различными типами креплений; материалы для конструирования; набор мелких игрушек; схемы для конструирования; машины среднего и мелкого размера; служебные машинки различного назначения; грузовые, легковые автомобили; бумага, природный и бросовый материал; дорожные знаки; материалы для игры «Дорога», «Спасатели», «Пожарные», «Скорая помощь»; плакаты «Правила поведения на дороге»; уголок безопасности |
Центр книги и речи |
Полка для книг; книги разных жанров, форматов, с мелким и крупным шрифтом; -книги с развивающими заданиями; книги и аудиоматериалы (игры, песни, сказки) на русском и других языках; журналы детские (для рассматривания, поиска информации); журналы, ориентированные на взрослого читателя, но имеющие качественные иллюстрации, способные помочь детям перешагнуть границы ближайшего окружения, дать представление о многообразии и красоте мира; альбомы или материал о творчестве и жизни писателей; альбомы или книжки-самоделки с сочинёнными детьми сюжетами и нарисованными иллюстрациями; альбомы загадок, скороговорок, стихов; заготовки для штриховки, трафареты, игры для развития ручной ловкости; коллекции марок, значков, календариков, этикеток; дидактический материал для изображения букв (верёвочки, проволочки, пластилин, камушки, шнурки и т.д.); наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые и слоговые схемы, разноцветные магниты, азбука букв разной фактуры; дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, по подготовке к обучению грамоте; игры – небылицы «Что перепутал художник?», игры – картинки по типу «Найди отличия»; наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «разложи по порядку и составь рассказ»; реквизиты для игры «Школа», «Корреспондент» |
Центр спорта |
Иллюстрированный материал по зимним видам спорта; иллюстрированный материал по летним видам спорта; символика и материалы по истории Олимпийского движения; сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны; дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками и т. д. спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.); атрибуты для подвижных и малоподвижных игр: эмблемы, маски, оборудование (например – ленточки, для всех возрастных групп); мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы; коврики и массажные дорожки с рельефами, «ребрами», резиновыми шипами и т. д.; корзины для игр с бросанием; нестандартное оборудование, сделанное своими руками; мячики – ежики; мешочки с разной крупой для рук; мешочки для метания; игра «Дарц» на липучках; |
гантели; кольцеброс; комплект разноцветных кеглей; скакалка детская; мячи резиновые (комплект); обруч пластмассовый средний; обруч пластмассовый (малый); информационный стенд «Спорт и я – друзья» |
Центр драматизации |
Кукольный, пальчиковый, настольный театр, театр рукавичек, театр Би-Ба-Бо, театр на фланелеграфе, театр на липучках, театр теней, театр ложек, театр марионеток, театр своими руками; маски для инсценировки и подвижных игр; сказочные и исторические персонажи; магнитная доска; комплект костюмов для ролевых игр по профессиям; -кукла в одежде, коляска для куклы крупногабаритная, соразмерная росту ребенка; комплект кухонной, столовой посуды для игры с куклой; комплект приборов домашнего обихода; набор медицинских принадлежностей доктора в чемоданчике; набор инструментов парикмахера в чемоданчике; комплект (модуль-основа, соразмерная росту ребенка, и аксессуары) для ролевых игр «Парикмахерская»; «Кухня»; «Почта», «Магазин»; тематический игровой набор с мелкими персонажами; телефоны |
Центр безопасности |
Наглядные материалы по обучению безопасному поведению для детей (книги, плакаты, тематические альбомы, дорожные знаки, пожарные таблички и указатели и др.); дидактические игры («Дорожные знаки», «Добрый и злой огонь», «Умный светофор», «Основы безопасности» и так далее) фабричного изготовления и созданные своими руками; интерактивные папки (лэпбуки) по теме безопасности; макеты улицы, двора, светофора, пожарного щита; макеты предметов для личной безопасности: отражатели, пожарный извещатель, огнетушитель; игрушки для организации сюжетно-ролевых игр: телефон, машинки (специальный транспорт), куклы-пожарные, спасатели, полицейские; детская экипировка работников ГБДД и службы спасения; напольное покрытие для конструирования дорожного движения при изучении ПДД; набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: информационные– «Наземный пешеходный переход», «Подземный пешеходный предупреждающие знаки – «Пешеходный переход», |
«Дети», «Дорожные работы»; запрещающие знаки– «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», «Въезд запрещен»; предписывающие знаки– «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки сервиса– «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания»; художественная литература: С.Михалков «Шагая осторожно», Г. Тумаринсон «Новые дорожные приключения Буратино», Я. Пишумов «На улице нашей…»; дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица» и т.п.; схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка |
Особенности функционирования Центры активности, уголки помечаются ярлыками (рисунками, пиктограммами) и снабжаются четкими надписями крупными печатными буквами. Материалы размещены в открытых пластмассовых контейнерах (коробки, корзины, банки и т.д.). При этом контейнеры, легкие и вместительные, располагаются на полках таким образом, чтобы ими было удобно пользоваться. Они систематизированы и снабжены необходимыми надписями и символами (слова + пиктограммы - картинки). Материалы регулярно обновляются. Новый материал появляется не реже 1 раза в неделю. При этом появление нового материала объявляется педагогом (например, на утреннем круге), дети с новым материалом ознакомлены и, при необходимости, обучены, как им можно пользоваться. Все материалы в центрах активности обладают определенным запасом прочности, чтобы дети не боялись сломать или испортить их |