Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым "Детский сад комбинированного вида №37 "Золотая рыбка" (2-ой корпус)
Выступление для воспитателей: «Профилактика стрессов в педагогической практике».
Подготовила: педагог-психолог Писаренко О.А.
Сентябрь
2016 г.
Психолого - педагогический тренинг:
"Профилактика стресса в педагогической практике"
Стресс и психическое здоровье педагога
Сегодня в современном мире, время предъявляет повышенные требования не только к личностно-профессиональным качествам педагогов, но и к уровню его физического, психического и социального здоровья.
Однако, как утверждают специалисты профессиональный стресс – это многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию. Развитие стресс-реакций возможно даже в прогрессивных, хорошо управляемых организациях, что обусловлено не только структурно-организационными особенностями, но и характером работы, личностными отношениями сотрудников, их взаимодействием.
По данным социологическим исследованиям, стресс, связанный с работой – это возможная реакция организма, когда к людям предъявляются требования, не соответствующие уровню их знаний и навыков.
В ходе проведенного опроса в 15 странах Европейского союза 56 % рабочих отмечали высокие темпы работы, 60 % – жесткие сроки ее выполнения, 40 % – ее монотонность, свыше трети не имели возможности оказать какое-либо влияние на порядок выполнения заданий. Связанные с работой стрессовые факторы, по мнению ученых, способствуют развитию проблем со здоровьем. По данным исследованиям ученых, 15 % работающих жаловались на головную боль, 23 % – на боль в области шеи и плеч, 23 % – на усталость, 28 % – на стресс и 33 % – на боль в спине. Почти каждый 10-й сообщил, что к нему на рабочем месте применяют тактику запугивания.
Стресс, обусловленный содержанием профессиональной деятельности, является одной из основных и весьма неприятных сторон образа жизни педагога, что ставит во главу угла проблему профилактики стресса и укрепления профессионального здоровья. Основной предпосылкой стресса являются перемены, нарушающие баланс, поддерживаемый в повседневной жизни и деятельности.
Как отмечается, преподавание сегодня – очень трудное занятие, почти треть учителей признают преподавание очень стрессовым занятием. Последствием стрессов могут являться цинизм, апатия, желание прекратить педагогическую деятельность.
Стрессовым фактором, является и ответственность учителей перед обществом, так как оно требует от них высокой эффективности, однако при этом, учителя должны вознаграждаться за свои заслуги ответственно.
Специалисты утверждают, что профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.
С точки зрения концепции стресса (Г. Селье), профессиональное выгорание – это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома – стадия истощения.
По мнению ученых, стресс часто ассоциируется со слабым здоровьем.
Теория профессионального здоровья учителя предполагает осмысление единства и взаимосвязи представлений о здоровье и факторах, лежавших в его основе. Можно обозначить два похода в определениях здоровья и его нормы – традиционно медицинский и психологический. Медицина рассматривает норму как меру вероятности возникновения болезни, а психология – с точки зрения сформированности позитивных личностных сил, обеспечивающих здоровье. Психическое здоровье не отсутствие конфликтов, фрустраций, проблем, скорее, зрелость, сохранность и активность механизмов личностной саморегуляции человека, обеспечивающих, полноценное человеческое функционирование.
Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремится к совершенствованию.
Л.М. Митина, придерживается представления о многоуровневости профессионального здоровья учителя. На ее взгляд, высший уровень личностного здоровья, определяющий смысловые ориентации и вообще общий смысл жизни, отношение к себе и другим, оказывает регулирующее воздействие на нижележащие уровни, и все они взаимосвязаны.
По мнению Л.М. Митиной ведущим фактором развития зрелой личности, является высший экзистенциальный уровень. Лишь он открывает возможности для личностного выбора и автономного развития, что не в состоянии обеспечить регуляторные механизмы более низких уровней. Чаще всего у учителей не сформированы механизмы высшего уровня, поэтому большинство из них остаются объектами внешних воздействий, не способны превратиться субъектом собственной жизни. Следовательно, происходит нарушение механизмов саморегуляции, деформация внутреннего мира и как следствие – большое число соматических и психосоматических заболеваний.
По мнению специалистов при анализе напряженности педагогической деятельности необходимо помнить о диалектике «внешних» «внутренних» факторов, единстве объективных и субъективных причин. Влияние напряженной ситуации на деятельность человека зависит не только от характера задачи, внешней обстановки, но и от индивидуальных особенностей человека, мотив его поведения, опыта, знаний, навыков, основных свойств нервной системы.
К напряженным ситуациям педагогической деятельности исследователи (А.К. Маркова, Л.М. Митина, М.М. Рыбакова, И.И. Рыданова и др.) относят:
• ситуации взаимодействия: воспитателя с воспитанниками на заняттии (нарушение дисциплины и правил поведения, непредвиденные конфликтные ситуации, непослушание, игнорирование требований, глупые вопросы и т.д.);
• ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией сада (резкие расхождения во мнениях, перегруженность поручениями, конфликты при распределении нагрузки, чрезмерный контроль за учебно-воспитательной работой, непродуманность нововведений и т.д.);
• ситуации взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников (расхождения в оценке ученика воспитателем и родителями, невнимание со стороны родителей к воспитанию детей и т.д.).
Неблагоприятные воздействия напряженных факторов вызывают у педагога стресс двойного рода: информационный стресс (связан с информационными перегрузками, необходимостью быстрого принятия решения при высокой степени ответственности за последствия) и эмоциональный стресс (характеризуется возникновением эмоциональных сдвигов, изменениями в характере деятельности, нарушениями поведения).
Необходимо сделать акцент на одну из задач: содействовать сохранению психологического здоровья педагогов, которая, должна быть приоритетной, так как основной формой педагогической деятельности является учебно-воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком.
Если педагог, имеющий нарушения психологического здоровья, он может проецировать на ребенка или группу в целом собственные эмоциональные проблемы, что будет способствовать закреплению нарушений, уже имеющихся у детей.
Если педагог с выраженными социальными страхами – это человек, стремящийся к обязательному успеху. Поэтому он не дает себе права на ошибку, а, следовательно, не допускает промахов и у детей.
Если педагог с чувством неполноценности очень остро реагирует на ситуации, которые кажутся угрожающими, затрагивающими его компетентность, например, опоздание или нарушение дисциплины. Это интерпретируется им как проявление неуважения со стороны детей. Вероятно, такой педагог будет кричать на детей или же часто их наказывать. При этом убеждать его в нецелесообразности подобных действий бесполезно, поскольку чувство неполноценности им не только не осознается, но и категорически отвергается.
Если педагог с выраженными эмоциональными проблемами может содействовать закреплению нарушений психологического здоровья у детей, он будет тормозить и личностное развитие воспитанников. А детям всегда нужен взрослый как образец для подражания.
Сложно представить человека, который решила бы для себя все проблемы. Проблемы сопровождают нас – это и есть наша жизнь. Вырастают постоянные нагрузки – информационные, физические, а потом перерастают в психотравмирующие ситуации и эмоциональное напряжение.
Цель: профилактика стресса, личные образования, которые мешают повышению адекватности самопознания и снижают уровень социальной и психологической компетентности; снижение уровня ситуативной и личной тревожности; содействие формированию адекватной самооценке; формирование позитивной мировоззренческой позиции личности; содействие формированию практичных навыков овладению себя в различных ситуациях; овладение элементарными приемами релаксации и аутотренинга.
Задание:
Упражнение – знакомство «История с мешочка».
Цель: настроить участников на работу: активизация чувства личности.
Участники садятся в круг и поочередно достают из мешочка, не смотря в нее, один из находящихся там предметов(карандаш, ручка, пуговица, жвачка, кубик, катушка ниток, заколка, конфета и т.д.). После того когда участники получили ту или иную вещь, каждый по очереди говорит фразу, которая начинается с «Я», презентуя то, что достали из мешочка. Например: «Я – конфетка, сладкая, вкусная, меня все любят».
Определяют правила работы в группе:
Сегодня мы с вами собрались, чтоб поразмыслить над вопросом «Что такое стресс, как мы его переживаем, как его преодолеть». В этом нам поможет сегодняшняя встреча.
Мозговой штурм «Что для меня стресс?»
Цель: содействие представлению участниками своего состояния; выяснить главные стрессоры присутствующих.
На плакате написано: «Что для меня означает стресс?».
Что для вас означает понятие стресс? Как можете его охарактеризовать? Все ответы участников записывают на плакат.
Итог: стрессы, которые возникают в жизни, можно представить как коридоры, которыми необходимо пройти: кто – то быстрее, кто – то медленней, кто – то тяжелее, кто –то легче, однако пройти их придется.
Стрессы – это:
- проблемы на работе;
- личные неприятности;
- нестабильное материальное положение;
- психическое напряжение;
- неудачи, страхи, срывы;
- ощущение опасности;
- ДТП, аварии, и др.
Информационное сообщение.
Стресс – это защитная реакция организма, направлена на помощь человека в преодолении жизненных ситуаций. Выброс в кровь специальных гормонов повышает тонус мышц, увеличивает количество глюкозы, уменьшает тягу ко сну. Но такая мобилизация организма осуществляется за принципом «бороться сейчас, лечиться – позже», поэтому те же гормоны, что мобилизуют организм на борьбу, парализуют определенные жизненные функции : страдает в первую очередь иммунная система, нарушаются процессы регинирации ткани, блокируется выработка половых гормонов, гормонов роста и т.д.
Стрессорами могут быть физические и психические раздражители, реальные или мнимые. Человек реагирует не только на настоящую реальную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. При физиологических стрессовых влияниях изменяется режим работы многих органов и систем организма, например ускоряется ритм сердца, увеличивается свертываемость крови, изменяются защитные свойства организма.
Психологические стрессоры – это факторы, которые действуют через сигналы: угрозы, опасности, обиды. Психологические стрессы делятся на информационные и эмоциональные.
Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не может справиться с заданием, не успевает принять правильное решение при высокой ответственности за их последствия.
Эмоциональный стресс возникает в ситуации опасности, угрозы.
Три фазы стресса: 1) реакция тревоги, когда организм начинает слабо препятствовать изменениям или приспосабливаться к ним; 2) сопротивление, осуществляется адаптация к новым условиям, организм в полной мере делает сопротивление влиянию стрессора; 3) истощение, наступает после длительного влияния стрессора. Все резервы адаптации исчерпываются, и организм погибает. Конечно последняя фаза развивается не всегда.
Часто или длительное пребывание человека в стрессовом состоянии приводит к истощению, развитию психосамотичных расстройств.
Патогенное влияние стресса на здоровье человека происходит по трем направлениям.
Расстройства опорно–мышечного аппарата. Постоянное напряжение мышц приводит к иннервации ткани, после чего развиваются воспаление мышц, связках, суставах. Человек может ощущать боль в спине, плечах, ногах, головную боль через нарушения кровоснабжения мозга.
Нарушения обмена веществ. Повышенная выработка глюкозы нарушает регуляцию обмена веществ: у людей может возникать или вырастать потребность в еде, возникать высокая тяга к сладкому, кто –то может набирать вес, даже если не переедает, а кто-то ощущать упадок сил, сонливость, хроническую усталость.
Ухудшение психоэмоциональной регуляции. Избыточная активность организма не только приводит к бессоннице, но и снижает качество сна. Человек не высыпается, даже если проспал необходимых 8 часов. Неполноценный сон повышает нервозность, возбужденность, снижает внимание, память и самоконтроль.
Стресс неотъемлемая часть жизни каждого человека. Его невозможно избежать так же как, потребность спать или есть. Стресс по мнению Ганса Селье, создает «вкус к жизни». Очень важно его стимулирующее, формирующее влияние в сложных процессах воспитания и обучения и всей нашей жизни. Но стрессовые влияния не должны превышать адаптационной возможности человека, то тогда может ухудшиться самочувствие.
Разные люди реагируют на одинаковые стрессы по- разному. У кого – то реакция активна – во время стресса эффективность его деятельности в дальнейшем вырастает до определенной границы, а у других – реакция пассивна, эффективность их деятельности снижается.
Характер реакций тесно связан с болезнями, что возникают в результате стресса. Обобщение клинических материалов позволило врачам допустить, что широкий круг влияний, которые приводят к стрессу, вызывает у людей гипертоничную болезнь, язву желудка, некоторые формы сосудистых патологий с глобальными и локальными проявлениями (инфаркт, инсульт, стенокардия, сердечная аритмия).
Так, рядом с стрессорами, общими для всех людей, в деятельности педагога есть профессиональные стресс- факторы: ответственность; необходимость контролировать ситуацию; необходимость постоянно подтверждать свою компетентность; временная изменчивость деятельности. Психическое напряжение, неудачи, страхи, срывы, чувства опасности – наиболее разрушительные стрессоры для человека. Они кроме физиологических изменений, которые приводят к соматическим заболеваниям, влекут еще и психические последствия эмоционального перенапряжения – неврозы.
Релаксация.
Упражнение «Самопризнание». Инструкция. Человек должен уметь самостоятельно поддерживать свою мотивацию на должном уровне и побуждать себя к деятельности. Большое значение имеет умение хвалить самого себя, признавать результаты собственной деятельности. Само признание, само похвала – очень полезные методы формирования самоуважения, поскольку вы учитесь замечать что – то позитивное своих действиях и развиваете чувство самоуважения.
Отметьте собственные сильные стороны (способности) положительные черты характкра и то, как они помогают вам в учебе.
№ п\п
Сильные стороны
Как помогают в работе.
Подумайте и запишите, как вы можете наилучшим образом воспользоваться ими, чтоб достичь успеха.
№п\п
Сильные стороны
Где и как можно воспользоваться
Упражнение «Ты молодец…».
Цель: формирования навыков, помощи и поддержки человеку в сложной ситуации; осознание наличия этих проявлений из личного опыта.
Инструкция. Разделитесь, пожалуйста на пары. Сейчас одному из вас необходимо сказать три фразы, которые начинаются со слов: «Меня не любят за то, что…». Ваш партнер должен на каждое из них ответить фразой: « Все равно ты молодец, потому, что…». Потом необходимо поменяться ролями и повторить упражнение.
Обсуждение:
- Что вы почувствовали во время выполнения упражнения?
- Все ли смогли отреагировать на слова партнера таким образом? Почему?
- Понравилось ли вам предоставить помощь другому человеку в такой форме?
- Что вы чувствовали, когда вас поддерживали?
- Как часто реагируете на проявление других людей таким образом?
- Часто ли получаете поддержку от других людей?
Упражнение – разминка «Австралийский дождь».
Цель: обеспечение психологической разгрузки участников. (Участники становятся в круг).
Инструкция. Знаете ли вы, что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте послушаем вместе, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они повернуться ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!
В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони). Начинает накрапывать дождь. (Щелкает пальцами). Дождь усиливается. ( Поочередное хлопанье по груди). Начинается настоящий ливень (Хлопанье по бедрам). А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами). Но что это? Буря стихает. (Хлопанье по бедрам). Дождь стихает. (Хлопанье ладонями по груди). Редкие капли дождя падают на землю. (Щелканье пальцами). Тихий шелест ветра. (Потирание ладонями). Солнце! (Руки вверх).
Притча о подводных жителях.
На одной реке с очень сильным течением жили существа, похоже на людей, только они могли дышать под водой. Всю свою жизнь они проводили там, цепляясь за большие камни, которые лежали на дне. Так, удерживаясь от быстрого течения, они рождались, ели, любили и умирали. Считалось, сто тот, кто, отпустит камень, обязательно погибнет, его понесет быстрый поток води. Все-таки один из них отпустил свой камень, но не погиб, а поплыл по течению. Ему встретились другие, такие же поселения, в которых люди проводили свою жизнь так, как в его родном поселении. Они удивились: «Смотри! Он летает! Это не человек!». На это «не человек» ответил:» Это не так, я такой же человек, как и вы. Просто отпустите свои камни, и мы полетим вместе». Но никто не осмелился сделать так, как, он…
Ваш камень – это ваш страх. Отпустите его.
Формулы для самоуспокоения:
*выкинь эту мысль;
*все хорошо;
*проблема решиться;
*не стоит волноваться;
*я концентрируюсь на своем дыхании;
*я чувствую себя здоровой;
* я абсолютно спокойна;
*зачем волноваться по мелочам? Спокойно обдумываю свои дальнейшие действия.
На первый взгляд, все это может показаться примитивным. Но почему бы не попробовать потренироваться. Овладеть собой значит овладеть ситуацией.
Упражнение на завершение.
Цель: создание позитивной атмосферы.
Я предлагаю всем встать в круг. Участники группы становятся в широкий круг, держась за руки. Каждый по кругу говорит: «Сегодня я…(научился, понял, ощутил и т.д.)». Вся группа делает шаг вперед. После сказанного круг должен стать плотным.