СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов. Путешествие по «Реке времени». Развитие речи дошкольников средствами познавательно-исследовательской деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Путешествие по «реке времени» — это освоение временных отношений (представления об историческом времени — от прошлого к настоящему, на примерах материальной цивилизации).

Используя данную форму познания окружающего предметного и социального мира, позволяет детям чувствовать себя раскованнее и непосредственнее.

Главное в путешествии по «реке времени» – создать в воображении ребенка целостные образы истории человечества через «метки» символы материальной цивилизации (древность, старина, современность, будущее).

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов. Путешествие по «Реке времени». Развитие речи дошкольников средствами познавательно-исследовательской деятельности.»

Консультация для педагогов.

Путешествие по «Реке времени».

Развитие речи дошкольников средствами познавательно-исследовательской деятельности.

Путешествие по «реке времени» — это освоение временных отношений (представления об историческом времени — от прошлого к настоящему, на примерах материальной цивилизации).

Используя данную форму познания окружающего предметного и социального мира, позволяет детям чувствовать себя раскованнее и непосредственнее.

Главное в путешествии по «реке времени» – создать в воображении ребенка целостные образы истории человечества через «метки» символы материальной цивилизации (древность, старина, современность, будущее).

Очевидные плюсы использования этой формы исследования заключаются в ее развивающих функциях:

- развитие познавательной активности и инициативы ребенка;

- перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

- развитие восприятия, мышления, речи (анализа, рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;

- расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о

природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).

Отправным моментом для путешествия могут быть как реальные события, происходящие в данный период, так и специально «смоделированные» воспитателем (внесение в группу неизвестных детям предметов и их  назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Интерес и много вопросов для исследования вызывают предметы и события, описывающиеся и происходящие в художественных произведениях.

Методы, возможные при использовании данной технологии:

  1. Словесный метод (рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование аудиозаписей);

  2. Наглядный метод.

  • Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций.

  • Рассматривание схем, моделей, знаков, таблиц.

  • Использование видеофильмов, презентации слайдов, фотографий.

  1. Практический метод:

  • Составление и оформление макетов;

  • Экспериментирование, опыты;

  • Изготовление поделок.

  1.  Игровой метод (дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции)

  2. Поисковый метод (нахождение ответов и решений в проблемных, поисковых ситуациях)

Примерный алгоритм проведения путешествия по «Реке времени»:

  1. Обсуждение реального или вымышленного события.

  2. Постановка цели исследования (узнать).

  3. Анализ-сравнение, активное обсуждение  демонстрационного иллюстративного или предметного материала.

  4. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций  на панно «река времени».

  5. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.

  6. Вывешивание таблицы на стене группового помещения.

  7. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности.

Использование технологии «Путешествие по реке времени» позволяет  охватить следующие направления в развитии и образовании детей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие.

Решая задачи речевого развития детей через познавательно-исследовательскую деятельность, можно быть уверенным, что у детей в результате усвоения причинно-следственных связей обогащается словарный запас, улучшается грамматический строй речи. 

Кроме этого через познавательно-исследовательскую деятельность развитие получает такой вид связной речи, как описательный рассказ. Развивается диалогическая и монологическая речь.

В конце любого занятия по данной технологии для закрепления полученной новой информации целесообразно организовывать импровизированные репортажи с места событий, в котором дети в форме интервью или выступления диктора рассказывают об истории том или ином предмете или событии. Передача может носить названия: «Этот удивительный мир», «История вещей», Предметы в разные времена» и др.