Консультация для педагогов.
Путешествие по «Реке времени».
Развитие речи дошкольников средствами познавательно-исследовательской деятельности.
Путешествие по «реке времени» — это освоение временных отношений (представления об историческом времени — от прошлого к настоящему, на примерах материальной цивилизации).
Используя данную форму познания окружающего предметного и социального мира, позволяет детям чувствовать себя раскованнее и непосредственнее.
Главное в путешествии по «реке времени» – создать в воображении ребенка целостные образы истории человечества через «метки» символы материальной цивилизации (древность, старина, современность, будущее).
Очевидные плюсы использования этой формы исследования заключаются в ее развивающих функциях:
- развитие познавательной активности и инициативы ребенка;
- перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
- развитие восприятия, мышления, речи (анализа, рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
- расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о
природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).
Отправным моментом для путешествия могут быть как реальные события, происходящие в данный период, так и специально «смоделированные» воспитателем (внесение в группу неизвестных детям предметов и их назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Интерес и много вопросов для исследования вызывают предметы и события, описывающиеся и происходящие в художественных произведениях.
Методы, возможные при использовании данной технологии:
Словесный метод (рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование аудиозаписей);
Наглядный метод.
Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций.
Рассматривание схем, моделей, знаков, таблиц.
Использование видеофильмов, презентации слайдов, фотографий.
Практический метод:
Составление и оформление макетов;
Экспериментирование, опыты;
Изготовление поделок.
Игровой метод (дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции)
Поисковый метод (нахождение ответов и решений в проблемных, поисковых ситуациях)
Примерный алгоритм проведения путешествия по «Реке времени»:
Обсуждение реального или вымышленного события.
Постановка цели исследования (узнать).
Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала.
Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени».
Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.
Вывешивание таблицы на стене группового помещения.
Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности.
Использование технологии «Путешествие по реке времени» позволяет охватить следующие направления в развитии и образовании детей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие.
Решая задачи речевого развития детей через познавательно-исследовательскую деятельность, можно быть уверенным, что у детей в результате усвоения причинно-следственных связей обогащается словарный запас, улучшается грамматический строй речи.
Кроме этого через познавательно-исследовательскую деятельность развитие получает такой вид связной речи, как описательный рассказ. Развивается диалогическая и монологическая речь.
В конце любого занятия по данной технологии для закрепления полученной новой информации целесообразно организовывать импровизированные репортажи с места событий, в котором дети в форме интервью или выступления диктора рассказывают об истории том или ином предмете или событии. Передача может носить названия: «Этот удивительный мир», «История вещей», Предметы в разные времена» и др.