СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов "Развитие графомоторных навыков у дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Развитие графомоторных навыков у дошкольников"»


Консультация для воспитателей:

«Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Графомоторные навыки включают в себя:

1. Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);

2. Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);

3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);

4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов).

Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу.

Работа по формированию графомоторных умений и навыков должна начинаться задолго до поступления в школу.

Рассмотрим возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации, которые способствуют формированию графомоторных навыков.

С 1 до 2-х лет.

малыш может держать два предмета в одной руке;

держит карандаш в руке и чертит им;

умеет переворачивать страницы книг;

из кубиков строит башни;

складывает пирамидку;

От 2 до 3 лет.

ребенок открывает коробку (ящик), опрокидывает его содержимое;

играет с песком, крупами, тестом и глиной;

открывает крышки, откручивает и закручивает;

рисует пальцем при помощи пальчиковых красок;

нанизывает бусы;

правильно держит карандаш;

копирует формы несколькими чертами;

строит из кубиков.

От 3 до 5 лет.

малыш рисует цветными мелками, карандашами, красками;

складывает бумагу (умеет складывать простые оригами);

лепит из пластилина и теста разные фигуры;

шнурует ботинки;

определяет предметы в мешке на ощупь.

Именно эти умения подготавливают руку и глаза ребенка к процессу письма - развивают мелкие мышцы руки, учат видеть форму и воспроизводить ее.

Процесс формирования графомоторных навыков письма очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности человека. Как отмечала И.Н.Садовникова, процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, хотя их роль в различных видах письма неодинакова. К школьному возрасту у ребенка еще не все участки коры головного мозга морфологически и функционально развиты, особенно лобные доли, что в свою очередь, затрудняет процесс овладения письмом. Успешное формирование графомоторных навыков зависит от следующих факторов: - зрительного восприятия;

- произвольной графической активности;

- зрительно-моторной координации.

А вот развитие графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении четырех этапов:


Первый этап - развитие крупной и мелкой моторики. Развитие мелкой моторики пальцев рук является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и стимулирующем речевое развитие ребенка.

Для развития мелкой моторики необходимо:

выполнять пальчиковую гимнастику, а также массаж (самомассаж, массаж роликами);

лепить из пластилина или глины;

вырезать из бумаги;

нанизывать бусины, пуговицы и т.д.;

застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки, змейки;

собирать мозаики и конструкторы;

раскрашивать раскрасками;

копировать рисунки на прозрачную бумагу и т.д.


Второй этап направлен на формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений. Этот этап предусматривает:

ориентировку в собственном теле;

ориентировку в окружающем пространстве;

уточнение пространственного расположения фигур и букв.


Пространственные понятия лучше закрепляются в процессе конкретной практической работы и осуществляются в определенной последовательности.

Третий этап - направлен на развитие графомоторных навыков.

Развитие зрительного гнозиса:

контурные изображения предметов,

перечеркнутые контурные изображения,

контурные изображения, наложенные друг на друга и др.

развитие зрительного анализа и синтеза;

  • уточнение представлений о форме, цвете, величине;

  • уточнение и расширение объема зрительной памяти;

  • развитие зрительного восприятия и узнавания, в том числе и буквенного.


И, наконец, четвертый этап по развитию графомоторных навыков - изобразительно-графические способности:

Развитие графомоторных навыков.

Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.

Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинации из них.

Наклонные прямые линии и комбинации из них.

Рисование орнаментов.

Дуги, волнистые линии, круги, овалы.

Рисование по клеткам предметов сложной формы.

Овладение графической символизацией.

Работа по формированию графического образа букв (графемы).

Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство.


В процессе работы в тетради, на планшете или листе бумаги у детей укрепляется мелкая мускулатура пальцев рук, совершенствуется зрительно- двигательная координация и ориентировка, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.

Дорогие родители. Графомоторные навыки являются существенным критерием для определения готовности ребѐнка к школе. Еѐ сформированность позволяет ребѐнку должным образом овладеть письмом. Уделяйте внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки.


Благодаря такой работе, Вы решите очень важные задачи:

1. Поспособствуете интеллектуальному развитию ребенка;

2. Подготовите к овладению навыком письма.


Помощником в этом является направляющая коррекционная помощь в овладении процессом письма, которую ребѐнок может получить через специально организованные коррекционные занятия, направленные на устранение типичных ошибок и целенаправленное обучение детей графомоторным навыкам.

Решение данных задач в будущем поможет избежать проблем школьного обучения.