СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов "Развитие слухо-моторной координации как основа формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большинство дошкольников старшего возраста не умеют сочетать речь с движениями, не слышат разницу в ритмических рисунках, предлагаемых при похлопывании, простукивании, при проигрывании музыкальных произведений, при проговаривании звуков, не в состоянии воспроизвести прослушанный ритм.

Это говорит о нарушении  слухо – моторной координации , (удержании в памяти и воспроизведении ритмического рисунка).

 

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Развитие слухо-моторной координации как основа формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад №16 «Вдохновение»

















Консультация для педагогов

"Развитие слухо-моторной координации как основа формирования слоговой структуры слова у детей с ТНР»
















Учитель - логопед: Пыркова Н.Б.













Юрга, 2024 год

Большинство дошкольников старшего возраста не умеют сочетать речь с движениями, не слышат разницу в ритмических рисунках, предлагаемых при похлопывании, простукивании, при проигрывании музыкальных произведений, при проговаривании звуков, не в состоянии воспроизвести прослушанный ритм.

Это говорит о нарушении  слухо – моторной координации , (удержании в памяти и воспроизведении ритмического рисунка).

Развитие этой функции у детей особенно важно, так как это основа формирования слоговой структуры речи.

О важности рассматриваемой проблемы говорит тот факт, что усвоение слоговой структуры речи является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.        

    Актуальность данной проблемы очевидна, поскольку овладение грамотой - это основа образовательного процесса ребенка, а нарушения слоговой структуры речи существенно задерживают его, часто являясь причиной возникающих здесь затруднений.

Овладение слоговым составом слова в ходе нормального речевого развития происходит не изолированно, а находится в тесном взаимодействии с другими компонентами общего, слухо- моторного и речевого развития детей, Учёт этих компонентов является необходимым условием полноценного формирования слоговой структуры слова.

Вследствие этого работа над слоговой структурой должна рассматриваться более широко и включать в себя не только работу непосредственно над слоговой структурой слова, но и над теми условиями, которые влияют на полноценное ее усвоение.

Базой для формирования слоговой структуры можно считать:

- достаточный уровень развития фонематического восприятия,

-способность к восприятию и воспроизведению ритмических конструкций разной степени сложности,

-сформированность сомато – пространственной и оптико- пространственной ориентации.

Подробнее хотелось бы остановиться над развитием слухо-моторной координацией:

1.Неречевой уровень.

воспроизведение ритма: хлопки, постукивания…

(Ребёнок повторяет тот ритм, что Вы показали).

-удержание однородного ритма.

-удержание однородного ритма со сменой темпа.

-удержание ритма по схеме «удар-удар-пауза»

-удержание ритма с моторным переключением из двух действий.

-удержание ритма 2:2 с моторным переключением

-удержание ритма 2:1 с моторным переключением

- удержание ритма 1:2 с моторным переключением

-удержание ритма 1:1:1 с моторным переключением

Например: Упражнение «Хлопки»

Все задания выполняются стоя.

Похлопайте как я. (однородный ритм), «Хлопок – хлопок»

Если у ребенка не получается однородный ритм, то мы помогаем ему сопряженно, а только потом пробуем отраженно.

Далее ведется работа над однородным ритмом со сменой темпа. (хлопки в ладоши сначала быстро, затем медленно).

Удержание ритма по схеме «удар-удар-пауза»

Удержание ритма с моторным переключением из двух действий. (руки на пояс, затем на плечи).

Постепенно усложняем моторную программу и закрепляем разученные ритмические рисунки.

2.Речевой уровень.

а) на уровне звуков:

Например, Упражнение «Шишка - орешек».

Возьмите шишку, положите перед собой,

Возьмите Орешек, кладите рядом с шишкой.

Что дальше? (продолжают ряд до конца)

Выкладываем ряд из 12 предметов (шишка-орешек)

Накладываем моторную программу из цепочки звуков или слогов.

На шишку ладошка – говорю «А», на орешек - указательный палец – «У». (Проговариваем до конца дорожки.)

б) на уровне слогов:

- «пальчики здороваются» - на каждое соприкосновение - слог: ша-шу-ши.

- взрослый произносит слоги, ребёнок, считая их, загибает пальцы;

в) на уровне слов:

- игра «Телеграф» - передавать слово, отстучав его ритмический рисунок;

- предлагаете ребёнку придумать слово в соответствии с ритмическим

рисунком.

Отрабатываются слова не только той степени сложности, на которой у дошкольников отмечаются ошибки, но также и более легкие слова, доступные для произношения.

г) на уровне предложений (отдельные предложения, чистоговорки, игры)

- проговаривание потешек.

Работа по выделенным направлениям проводится параллельно как на фронтальных, так и индивидуальных занятиях. Опыт работы с детьми с нарушениями речи показывает, что умения, формируемые у них в процессе коррекционного воздействия, зачастую не приобретают навыковый характер. Следовательно, основной задачей в работе с этими дошкольниками станет доведение имеющихся у них умений до прочного навыка.