СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов «Рекомендации педагогу в работе с детьми с нарушениями слуха»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной консультации рассказывается об особенностях развития детей с нарушением слуха и о специальных методах применяемых при работе с ними

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Рекомендации педагогу в работе с детьми с нарушениями слуха»»










Консультация для педагогов


«Рекомендации педагогу в работе с детьми с нарушениями слуха»



 

 



 

 

  Подготовил:

учитель-дефектолог

Барышева Т.Ю.

                                 

















Новокуйбышевск, 2022г.

  Особенности психологического развития ребенка с нарушением слуха

Развитие всех детей происходит неравномерно, что обусловлено активным созреванием определенных отделов мозга в разные периоды жизни детей, а так же тем, что одни психические функции формируются на основе других. Развитие детей с врожденными нарушениями слуха отличается рядом характерных особенностей.

Восприятие. Большое значение для компенсации нарушений слуха имеет развитие зрительного восприятия - как главного источника представлений об окружающем мире, важное средство для развития возможностей детей с нарушенным слухом общаться с людьми, воспринимать обращенную к ним речь, поэтому важно уделять внимание обучению чтению с губ.

Память. Развитие словесной памяти детей проходит ряд стадий и совершенствуется в ходе формирования словесной речи. Особенностью развития словесной памяти у детей с нарушением слуха является ее кратковременность. Долговременная память формируется в процессе игровой и учебной деятельности Главной задачей развития словесной памяти является овладение запоминанием на длительный срок. Ее развитие происходит целенаправленно через коррекционно-развивающие упражнения.

Внимание. Объем внимания у таких детей в несколько раз ниже, чем в сравнении у детей без нарушения слуха. Объем могут сохранять не более 10-13 минут. Внимание неустойчивое. Много времени уделяется развитию непроизвольного внимания.

Мышление. В развитии мышления детей с нарушением слуха наблюдается значительно больше специфических особенностей, чем в развитии других познавательных процессов. Развитие логического мышления существенно зависит от уровня речевого развития детей, а успешность формирования логических операций зависит и определяется степенью участия речи в процессе мыслительной деятельности. Для таких детей характерно замедление процесса формирование понятий.

Эмоционально-волевая сфера. У детей с нарушением слуха отмечается бедность эмоций. Кроме таких эмоций как горе, радость, страх - другие они не умеют проявлять.

Формирование устной речи детей с нарушениями слуха является одной из наиболее специальных задач коррекционной работы, поскольку глубокое нарушение слуховой функции резко меняет условия овладения звуковой речью. Но формирование устной речи представляет лишь часть системы воспитания и обучения слабослышащих детей.

Особенности дефекта детей с нарушением слуха

По состоянию слуха различают детей слабослышащих (страдающих тугоухостью) и глухих.

Тугоухость - стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Она выражается в различной степени - от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми.

Глухота - глубокое стойкое поражение слуха, при котором восприятие речи без слухового аппарата становится невозможным. При глухоте самостоятельного овладения речью детьми не происходит.

Слух и речь тесно связаны между собой. С одной стороны, нарушение слуха препятствует естественному развитию речи; с другой - нормальное использование слуха находится в зависимости от уровня развития речи. Принципиальное значение имеет время возникновения нарушения слуха. Чем раньше возникло нарушение, тем больше отражается на формировании речи. У позднооглохших детей степень сохранности речи зависит от времени наступления глухоты и от условий последующего развития ребенка, в частности от наличия или отсутствия специальной работы по сохранению и развитию речи.

Педагогические условия, в которых находится ребенок после потери слуха, имеют важное значение для его психического и речевого развития: чем раньше выявлено снижение слуха, тем успешнее будет проходить развитие ребенка, тем меньше опасность тяжелого отставания речи и общения, личного развития.

Рекомендации для педагогов по обучению детей с нарушениями слуха

1. Речи педагога.

Часто ошибочные ответы или затруднения в ответах детей - это непонимание инструкции, непривычная формулировка вопроса, незнание требований педагога.

- Проверить, как понятно задание: Не задавать вопросов: «Понял?», «Понятно?». Не верить односложным ответам школьников «Да» и «Нет». Потребовать раскрыть, что значит «Да», что скрывается за «Нет».

- Попросить повторить инструкцию полностью или фрагментарно. Задавая вопрос, обязательно требовать его повторения вслух.

- Во время монолога следить за тем, насколько ребенок Вас понимает. Время от времени просить повторить сказанные Вами слова.

2. Речевое поведение педагога.

- Всегда располагаться лицом к источнику света. Прежде чем начать говорить что-либо, надо привлечь к своему лицу зрительное внимание человека с нарушенным слухом, дождаться или добиться, чтобы он на Вас посмотрел.

- Всегда смотреть в лицо ребенку с нарушенным слухом при разговоре с ним (и во время говорения, и во время слушания). Сразу повторять вслух его слова, как эхо, особенно, если он задает вопрос.

- Ответ на вопрос ребенка начинать или с двух-трех слов, содержащихся в вопросе, или с повторения вопроса вслух.

- Во время говорения не кивать головой, не размахивать руками (не жестикулировать), не прикрывать рот, не поворачиваться спиной к ребенку.

- Ваша реакция на какую-либо ситуацию или реплику со стороны должны быть понятны или немедленно объяснены ребенку с нарушенным слухом.

- Будьте к собеседнику доброжелательны, не высказывайте своего недовольства или раздражения, вызванного непониманием Вашей речи. Овладевайте способами оперативной помощи ему во время беседы или занятия: повторить фразу в более медленном темпе с тем же порядком слов; переставить слова во фразе; заменить то ли иное слово без изменения смысла фразы; написать ключевое или непонимаемое слово; написать всю фразу.

Педагог, работающий с детьми с нарушенным слухом, должен:

  • посадить ребенка за первый стол;

  • не поворачиваться спиной к воспитаннику;

  • чётко задавать вопросы, обращаясь к ребёнку;

  • проверять рабочее состояние слуховых аппаратов;

  • разрешать детям оборачиваться, чтобы видеть лицо говорящего человека;

  • широко применять наглядность в целях более полного и глубокого осмысления учебного материала.

Мы знаем, что больше всего детям с нарушениями слуха не хватает умения говорить и понимать устную речь, свободно общаться в любых бытовых ситуациях. Слышащие дети с рождения погружены в звуковую среду, где предметы, наши действия, переживания и эмоции, оценки, мотивы поведения, поступков выражены через слово. Поэтому всем давно ясно чтобы неслышащему, a особенно глухому ребёнку овладеть устной речью, нужна языковая среда. Если её нет, то ее надо создавать искусственно.

Правильный подбор речевого материала, постепенный, естественный характер его введения позволят неслышащему ребёнку вести диалог со слышащими людьми.

      Фонетическая (речевая) зарядка – специальные тренировочные упражнения, задачами которых являются:

- автоматизация ранее усвоенных произносительных навыков и предупреждение распада;

- подготовка учащихся к восприятию материала, который будет изучаться или закрепляться на занятиях.

         Материал для фонетической зарядки подбирается с учётом темпа данного ребенка, способствует  развитию речи.

При обучении ребенка с нарушенным слухом используют:  звукоусиливающую аппаратуру, которая выполняет две функции: средства усиления речи и средства развития слухового восприятия.

Один и тот же речевой материал включается в слуховые упражнения до тех пор, пока учащиеся не будут свободно опознавать его на слух в разных ситуациях.

При отборе речевого материала для развития слухового восприятия предпочтение отдается:

материалу разговорно-обиходного характера («Какое сейчас занятие?», «Какой сегодня день недели?»);

фразам, связанным с организацией урока («Откройте книгу», «Прочитайте задание»);

целевым установкам («Что будем делать? »,  «Будем читать, отвечать на вопросы»);

материалу, характерному только для данного типа или темы занятия.

Обучение чтению и развитию речи глухих и слабослышащих детей является одним из основных средств обучения, воспитания и развития. При обучении чтению отрабатывается техническая сторона процесса чтения, его выразительность, формируется эмоциональное, эстетическое восприятие читаемого. Чтение для обучающихся с нарушением слуха решают одну из важных специфических задач обучения учеников с комплексным дефектом – преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.

Заключение

Слух — важнейшее из человеческих чувств. С помощью слуха мы поддерживаем более тесную связь с окружающим миром. Качество образования детей с нарушением слуха всегда глубоко волновало,  и будет волновать ученых и педагогов, ибо от того, как оно поставлено, во многом зависят результаты обучения и воспитания детей. Важнейшей задачей является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

 



















 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


1.            Андреева Л.В. Сурдопедагогика. М.: Издательский центр «Академия, 2005. 576 с.

2.            Выготский Л.С. Психология. М.: Апрель-Пресс, 2000. 1008 с.

3.            Галунов В.И. Акустическая коммуникация, речь и передача смысловой информации/ Звуковая коммуникация, эхолокация и слух. Л., Изд-во ЛГУ, 1979. С.22-31.

4.            Зайцева Г.Л. Дактилология. Жестовая речь. М.: Просвещение, 1991. 159 с.

 

 

 

 

 

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!