Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области»
Сорочкина Екатерина Игоревна,
Педагог дополнительного образования
Консультация для педагогов «Специфика коррекционно-воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Новое время требует от нас, педагогов, содержания, форм и методов воспитания, адекватных современным социально-педагогическим
реалиям. За последние годы отношение государства и общества принципиально изменилось в сторону усиления внимания к проблемам детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня можно с уверенностью говорить о формировании государственной политики в этом направлении.
Любой ребенок, глубоко умственно отсталый или с нервно-психическими расстройствами, с комплексными нарушениями, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом – он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления.
Реализация данной стратегии становится возможной лишь при
условии создания специального реабилитационного пространства,
включающего в себя наличие комплексной инфраструктуры учреждения, квалифицированных кадров, владеющих специальными методиками и технологиями коррекционного обучения и воспитания, умеющих организовать и прогнозировать эффективное развитие личности
ребенка с учетом различных обстоятельств. С учетом таких подходов
вырисовывается ряд общих положений, которые являются основой
организации воспитательной работы в условиях специальной коррекционной школы–интерната.
Среди них наиболее актуальными являются понятие о «социализации» как процессе вхождения ребенка в социальную среду, усвоения им социального опыта, освоение и приобретение системы социальных связей. В процессе социализации можно выделить два аспекта:
а) усвоение ребенком социального опыта, форм, способов, моделей поведения;
б) воспроизведение системы социальных связей, форм, моделей
поведения в активной деятельности ребенка в социальной среде.
Центральное место в процессе формирования личности согласно
теории коммуникации, занимает личность в среде. Философской основой концепции специальной (коррекционной школы-интерната) явля
ется гуманизм, признающий ценность человека как личности. Гуманный лечебно-педагогический процесс ориентирован не на дефект, а на
потенциальные возможности здоровья.
Система воспитательной работы с детьми с ОВЗ выстраивается на
основе глубокого разностороннего изучения личности ребенка с проблемами в развитии, его семьи, ближайшего окружения. Наши воспитанники развиваются в условиях деформированного процесса социализации:
• в условиях школы-интерната, где семья заменена учреждением;
• в условиях социального сиротства;
• в ситуации ограниченной социальной активности, недостаточного включения ребенка в различные виды практической деятельности;
• в условиях ограниченных сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта.
В результате психолого-педагогических и медицинских исследований у воспитанников выявлен целый комплекс черт и особенностей,
усложняющих процесс формирования социально-адекватной личности:
• у всех воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья и
психическом развитии; около 57% детей являются инвалидами;
• односторонность, бедность мотивационной сферы, агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих;
• поверхностность, поспешность, нервозность контактов, неумение общаться;
• неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами;
• «иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»);
• инфантилизм, незнание и неприятие самого себя как личности;
• «перегруженность» отрицательным опытом, негативными
ценностями и образцами поведения.
Мы считаем, что при условии правильно организованной воспитательной работы можно избежать появления многих отрицательных
наслоений в личности ребенка. Специфика коррекционно-воспитательной работы с детьми с отклонениями в развитии заключается прежде всего в:
• осуществлении комплексных динамических коррекционноразвивающих мер;
• разработке и реализации воспитательной программы с учетом
интеллектуальных возможностей детей;
• рекомендациях медицинской и психолого-педагогической
службы;
• целенаправленном вовлечении семьи ребенка в этот процесс.
Таким образом, воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья – это многофакторный комплексный процесс, предполагающий социальную интеграцию воспитанников в современное общество.