МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 7
Консультация для педагогов
«Стратегии поведения педагога
в конфликтной ситуации с родителями»
Подготовила:
старший воспитатель
Рудинская Е.В.
г. Кропоткин
2024 год
Цель: способствовать повышению коммуникативной и психологической компетентности педагогов
Задачи:
Дать теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог-родитель».
Дать представление о способах разрешения конфликтных ситуаций.
Научить педагогов практическим приёмам разрешения и предупреждения конфликтных ситуаций.
ХОД
I.Теоретический блок.
Проблема взаимодействия общественного и семейного институтов воспитания на протяжении многих лет не теряет своей актуальности. В современной ситуации это объясняется, прежде всего, крупными социально-экономическими преобразованиями в России, которые не могли не коснуться системы образования. Наряду с формирование новых моделей отношений семьи и учреждений образования растет взаимное недоверие этих воспитательных институтов. Разобщенность и критика в адре
с друг друга неизбежно ведут к конфликтным ситуациям в системе «педагог-родитель». Конфликтные ситуации могут возникать в работе даже высокопрофессиональных, опытных воспитателей, а страдает в результате наиболее уязвимое звено – ребенок. Итак, сегодня мы говорим о конфликтах в системе «педагог-родитель».
Вопрос педагогам:
–Что же такое конфликт?
(Педагоги дают короткие определения)
Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».
Из философского словаря:
Конфликт–столкновение противоположных сил, интересов, мнений, взглядов, серьёзное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой.
Из социологического словаря:
Конфликт – предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в столкновении различных социальных общностей - классов, наций, государств, социальных групп, социальных институтов и т.п., обусловленном противоположностью или существенным различием их интересов, целей, тенденций развития.
Вопрос педагогам:
– Как Вы считаете, каковы последствия конфликта? Всегда ли последствия негативны?
(Педагоги дают ответы)
Как правило, о негативных последствиях конфликта говорят много: это и большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности. Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он способствует получению новой информации, разрядке напряженности, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения.
Причины конфликта различны: несоответствие целей, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и пр.
Вопрос педагогам:
– Каковы на Ваш взгляд причины конфликтов в системе «педагог- родитель» ?
(Педагоги дают ответы сравниваются и дополняются)
Таблица 1
Типичные недовольства родителей воспитанников
по отношению к педагогам ДОУ
Таблица 2
Типичные недовольства педагогов ДОУ
по отношению к родителям воспитанников
Анализ теоретических источников позволяет сделать вывод, что чаще всего развитие конфликта проходит 4 стадии:
Возникновение конфликта (появление противоречий);
Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон;
Конфликтное поведение;
Исход конфликта.
Конфликт «педагог-родитель» обычно предполагает протекание по типу
«начальник-подчиненный», что и обуславливает поведение воспитателя как обвиняющей стороны. Если раньше такое положение устраивало обе стороны, то теперь родители, обладая определенными знаниями и опытом в области психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада. Кроме того, подобное поведение может вызвать агрессивное поведение даже у миролюбивого родителя. Поэтому во избежание углубления и расширения конфликтной ситуации желательно осознать и осуществлять на практике линию партнерского взаимодействия «на равных».
Таким образом, профессиональное общение в системе «педагог-родитель» специфический характер, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.
Стратегия поведения в конфликтной ситуации по К. Томасу
Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная американскими психологами К. Томасом двухмерная модель стратегии поведения личности в конфликтном взаимодействии. Стратегия поведения в конфликтной ситуации определяется той мерой, в которой член коллектива хочет удовлетворить собственные интересы, действуя активно или пассивно (напористостью) и мерой, в которой он хочет соблюсти интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально (кооперацией). Для иллюстрации можно предложить систему координат, в которой за вертикальную ось принята ориентация на свои интересы, а за горизонтальную – ориентацию на интересы партнёра.
Рисунок 1 Двухмерная модель поведения личности в конфликтной ситуации по К. Томасу
В качестве основных стратегий поведения в конфликтной ситуации выделяемые К. Томасом приняты следующие стратегии (подробнее см. Приложение 2):
соперничество, или конкуренция, предполагает открытую борьбу за свои интересы, упорное отстаивание собственных интересов. Человек борется за свои права, но полагается преимущественно на «применение силы» для обеспечения победы своих аргументов; игнорирование, или уклонение,
уход – это стремление выйти из конфликта, не решая его, проигнорировать возникающие противоречия;
компромисс – урегулирование разногласий через взаимные уступки;
сотрудничество – совместная выработка решения, удовлетворяющая интересы всех сторон; пусть длительная и состоящая из нескольких этапов, но идущая на пользу дела. Это проявление готовности к углубленному изучению интересов сторон и поиску взаимовыгодных альтернатив;
приспособление – изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий. Фактически человек отказывается от своих интересов, достижения собственных целей, тем самым давая партнеру возможность осуществить его цели.
Сетка Томаса - Килменна позволяет определить место и название для каждой из пяти основных стратегий разрешения конфликта: соперничества, приспособления, избегания, компромисса, сотрудничества.
Таблица 3
Сетка Томаса-Килменна
КАК | С КЕМ | СПОСОБЫ |
АКТИВНО | ИНДИВИДУАЛЬНО | КОНКУРЕНЦИЯ |
| СОВМЕСТНО | СОТРУДНИЧЕСТВО |
| | КОМПРОМИСС |
ПАССИВНО | ИНДИВИДУАЛЬНО | ИЗБЕГАНИЕ |
| СОВМЕСТНО | ПРИСПОСОБЛЕНИЕ |
Таким образом, в зависимости от собственных личностных особенностей и от личностных особенностях родителей, а также от специфики сложившейся ситуации, педагог может выбрать ту или иную стратегию поведения в конфликте. Компетентность педагогов в подобных вопросах поможет избежать непонимания, негативных эмоциональных переживаний и пр.
Практический блок
Упражнение 1 «Мост»
Ведущий ограничивает бумажным скотчем небольшой участок на полу, обозначая тем самым мост над пропастью так, чтобы одновременно по нему мог идти только один человек. По обе стороны моста располагаются две команды. Цель для каждой команды – перебраться на другую сторону через мост за максимально короткое время и остаться в живых. Тот человек, который заступил за линию обозначающую границу моста – падает с него и погибает. Можно снимать на видео, с последующим анализом стратегий взаимодействия в ситуации столкновения интересов обеих команд. Участники могут поступать по-разному: сталкивать другого с моста, перебираться, одновременно поддерживая друг друга, уступать другой команде и т.п. На этом примере хорошо делать анализ выбора стратегий поведения в ситуации, где интересы участников сталкиваются.
Упражнение 2. «Красное, Черное» или «Крестики, нолики»
Вы рисуете на доске, флипчарте таблицу с равным количеством столбцов и линий и просите разбиться участников на две команды, после чего даете цель – набрать максимальное количество баллов. Баллы даются за полностью заполненную диагональ, вертикаль, горизонталь одними значками (или цветом). Участникам предлагается выставлять в клетки крестики (красные фигуры) и нолики (черные фигуры) поочередно. В 99% случаях команды мешают друг другу и не зарабатывают ни одного балла. После упражнения рекомендуется провести анализ: какая была цель игры? Что помешало достичь ее? Какие стереотипы помешали набрать максимальное количество баллов? Какие ситуации из жизни вам напомнила данная игра? Что бы вы сделали в следующий раз, когда играли бы при тех же условиях?
Упражнение 3. Вопросы-«кейсы»
Участникам предлагается разбиться на мини-группы и придумать несколько вопросов, построенных по принципу «что вы будете делать, если…», с целью проверки соответствия стратегии выхода из конфликта предложенной ими ситуации. Далее участники обмениваются написанными на листах ситуациями и вырабатывают свои решения. Рекомендуется обратить внимание учащихся, что в качестве кейсов должны использоваться наиболее типичные для управленческой деятельности ситуации, отражающие суть последней. Далее идет совместный анализ решений групп.
Упражнение 4. «Прокуроры и адвокаты»
Участники делятся на пять групп по принципу предпочтения той или иной стратегии выхода из конфликтной ситуации (либо по результатам теста, см. Приложение 1). Далее, Вы предлагаете выработать каждой группе и нападение, и защиту. Нападение осуществляет прокурор от группы А на группу В и говорит, в чем минусы их стратегии, и в каких конкретных ситуациях ни в коем случае нельзя применять их стиль. После чего группа В, на которую нападали, начинает защищаться и говорит о своих преимуществах, и в каких конкретных ситуациях их стратегия выхода из конфликтной ситуации наиболее эффективна. Далее группа В осуществляет нападения по такому же принципу на группу С , группа С защищается и говорит о достоинствах своей стратегии и нападает на группу D и так далее…
Упражнение 5. «Разожми кулак»
Поделите группу на пары и попросите одну из сторон сжать кулак, а другую — на протяжении одной минуты сделать так, чтобы этот кулак разжался без применения к нему физических действий. Через одну минуту остановите процесс и спросите у группы — что они чувствовали:
• те, кто держали кулак и разжали,
• те, кто держали кулак и не разжали,
• те, кто старались разжать кулак и разжали,
• те, кто старались разжать кулак и не разжали.
Почему так случилось? Для чего мы делали это упражнение? Где оно может понадобиться? Для чего?
Упражнение 6. «Апельсин»
Можете использовать пример с апельсином. Мама приносит домой один апельсин. Дочка и сын требуют его для себя, не говоря при этом, для чего он им нужен. В это время приходит соседка и, чтобы разрешить конфликт, разрезает его напополам. Она даёт каждому ребёнку по половинке, но ни один ребёнок не удовлетворён. Соседка в растерянности, она спрашивает у участников: что делать? Какие идеи возникают по поводу апельсина? Проведите «мозговой штурм» и запишите все решения, предложенные присутствующими. Если кто-то предложит спросить детей, для чего им апельсин, сделайте это. Оказывается, одна хочет делать пирог — ей нужна цедра, другой хочет выдавить сок — ему нужна серединка.
Оцените предложенные решения с позиции «победа — проигрыш» в каждом случае. Обозначьте победу знаком «+», а проигрыш — «-». Определите самые подходящие решения.
Подведение итогов.
Приложение 1
Текст опросника:
Инструкция: Предлагаемый тест имеет целью определить характерную для Вас тактику поведения в конфликтных ситуациях. Он состоит из 30 пунктов, в каждом из которых имеется два суждения, обозначенные буквами А и Б (они иногда повторяются в разных пунктах). Сравнивая указанные в пункте два суждения, каждый раз выбирайте из них то, которое является более типичным для Вашего поведения. В бланке для ответов под номером пункта поставьте А или Б в соответствии с Вашим выбором.
1
А/ Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б/ Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем согласны мы оба.
2
А/ Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б/ Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.
3
А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б/ Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.
4
А/ Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б/ Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5
А/ Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Б/ Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6
А/ Я стараюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
Б/ Я стараюсь добиться своего.
7
А/ Я стараюсь отложить решение сложного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
Б/ Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться чего-то другого.
8
А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9
А/ Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б/ Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10
А/ Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б/ Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11
А/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б/ Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.
12
А/ Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б/ Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу мне.
13
А/ Я предлагаю среднюю позицию.
Б/ Я пытаюсь убедить другого в преимуществах своей позиции.
14
А/ Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б/ Я пытаюсь показать другому логику и преимущество своих взглядов.
15
А/ Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.
Б/ Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16
А/ Я стараюсь не задеть чувства другого.
Б/ Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17
А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б/ Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18
А/ Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Б/ Я дам возможность другому в чем-то оставаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19
А/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б/ Я стараюсь отложить решение сложного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20
А/ Я пытаюсь немедленно разрешить наши разногласия.
Б/ Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21
А/ Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б/ Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22
А/ Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и той, которая отстаивается другим.
Б/ Я отстаиваю свои желания.
23
А/ Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
Б/ Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24
А/ Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
Б/ Я стараюсь убедить другого в необходимости прийти к компромиссу.
25
А/ Я пытаюсь показать другому логику и преимущество своих взглядов.
Б/ Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26
А/ Я предлагаю среднюю позицию.
Б/ Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.
27
А/ Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б/ Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28
А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б/ Улаживая спорную ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29
А/ Я предлагаю среднюю позицию.
Б/ Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30
А/ Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б/ Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы могли совместно с другим заинтересованным человеком добиться успеха.
Количество баллов, набранных испытуемым по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
Тест можно использовать при групповых обследованиях (и тогда стимульный материал зачитывается вслух), и индивидуально (в этом случае необходимо сделать 30 пар карточек с написанными на них высказываниями, а затем предложить испытуемому выбрать из каждой пары одну карточку, ту, которая кажется ему ближе к истине применительно к его поведению).
Приложение 2
Стиль | Сущность стратегии | Условия применения | Недостатки |
Соревнование/ конкуренция | Стремление добиться своего в ущерб другому. | Заинтересованность в победе. Обладание определённой властью. Необходимость срочного разрешения конфликта. | Испытание чувства неудовлетворенности при поражении и чувства вины при победе. Большая вероятность испортить отношения. |
Уклонение | Уход от ответственности за принятие решений. | Исход не очень важен. Отсутствие власти. Желание выиграть время. | Большая вероятность перехода конфликта в скрытую форму. |
Приспособление | Сглаживание разногласий за счёт ущемления собственных интересов. | Предмет разногласия более важен для другого участника конфликта. Желание сохранить мир. Осознание собственной неправоты. Отсутствие власти. | Нерешённость конфликта. |
Компромисс | Поиск решений за счёт взаимных уступок. | Одинаковая власть. Наличие взаимоисключающих интересов. Необходимость срочного разрешения конфликта. Неэффективность других стилей. | Получение только половины ожидаемого. Лишь частичное устранение причин конфликта. |
Сотрудничество | Поиск решения, удовлетворяющего всех участников. | Наличие времени, необходимого для разрешения конфликта. Заинтересованность обеих сторон. Чёткое понимание точки зрения противника. Желание обеих сторон сохранить отношения. | Временные и энергетические затраты. Негарантированность успеха. |
Библиографический список
1. Волченко М.А. Конфликты в педагогическом коллективе как условие повышения качества образования в дошкольном учреждении [текст]/М.А. Волченко//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.-2009.-№ 2.-с.17-23.
2. Гладкова Ю.А., Баринова Н.М. Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями [текст]/Ю.А. Гладкова, Н.М. Баринова//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.-2009.-№ 4.-с.64-68.
4. Комарова О.А., Горащенко И.И., Ковальская Е.В. Формирование шготовности педагогов к взаимодействию с родителями воспитанников[текст]/ О.А. Комарова, И.И. Горащенко, Е.В. Ковальская//
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.-2010.-№11.-с.10-15.
5.Дубравина С.А. Исследование основных конфликтогенов во взаимоотношениях педагогов и родителей[текст]/ С.А. Дубравина //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.-2012.-№ 3.-с.44-49.
6. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии [текст]: курс лекций / Д.П. Зеркин. – Ростов – н/Д.: Феникс, 1998.