Консультация для педагогов
«Театрализованные игры как метод коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью»
Как показывает практика, в настоящее время резко увеличилось количество детей со сложными нарушениями в развитии, которым требуется длительная коррекционная помощь. Это не удивительно; с одной стороны, это обусловлено теми или иными формами патологии беременности; с другой стороны, не совсем благополучным экологическим фактором.
Наиболее важными задачами олигофренопсихологии и олигофренопедагогики сегодня являются изучение закономерностей и особенностей психического развития умственно отсталых детей с разнообразной структурой дефекта, а также дальнейшее исследование психологических проблем, подтверждающих обоснованность компенсации дефекта под влиянием коррекционного обучения и воспитания.
Как известно, клиника интеллектуальных нарушений под умственной отсталостью понимает стойкое необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга[6].
Одной из важнейших задач коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми является формирование процессов познавательной деятельности. Внимание направлено на развитие наглядных форм мышления. У умственно отсталого ребенка в дошкольном возрасте без специального обучения наглядные формы мышления развиваются с большим опозданием, что, в свою очередь, задерживает развитие всей познавательной деятельности [5].
Современный этап развития системы специального образования характеризуется поиском и разработкой новых технологий обучения и воспитания детей на базе деятельностного подхода к личности. Научно обоснованно, что повышение эффективности педагогического процесса возможно не только через совершенствование образования, но и через изменение содержания и форм обучения (Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Н.Я. Михайленко).
К числу важнейших средств коррекционно-воспитательной работы, по мнению исследователей, относится игра и другие виды детской деятельности (Г.Л.Выгодская, Л.С.Выготский, А.Н. Граборов и др.)
В работах отечественных психологов и педагогов театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития, что обусловлено родством данных игр с театром - синтетическим видом искусства (Л.С. Выготский, Н.С. Карпинская и др.). Л.С. Выготский определяет драматизацию или театральную постановку, как самый частый и распространенный вид детского творчества, так как драматическая форма отражения жизненных впечатлений лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Она включает различные символико-моделирующие виды деятельности и построена на основе органического единства игры, речи, рисования, а также предполагает формирование личностных смыслов посредством «общения искусством» (Л.А. Венгер, А.А. Леонтьев, Н.Ф.Сорокина).
Театрализованные игры играют важную роль во всесторонней коррекции и компенсации аномалий развития подготовки детей с нарушением интеллекта к жизни. Проведение театрализованных игр в детском саду позволяет решать не только учебно-воспитательные, но и коррекционные задачи:
Развивать точность координацию движений
Развивать речевые и неречевые средства общения
Развивать эмоционально-волевую деятельность
В театрализованной игре у детей с нарушением интеллекта социальные отношения моделируются в эмоциональных комфортных условиях, отражающие общение с людьми и природным миром, положение ребенка в семье, в кругу сверстников и взрослых. В результате этого дети получают представления, которые затем закрепляются в реальной жизни. Особое внимание уделяется познавательному общению взрослого с ребенком, а также сверстников между собой, поскольку такие дети не могут и не стремятся продуктивно взаимодействовать с окружающими.
У детей с интеллектуальными нарушениями не сформирована сюжетно-ролевая игра, а значит, необходимо формировать умение выполнять игровые действия, ролевое общение, принимать на себя роль.
В основе организации работы с «особыми» детьми лежит комплексный подход, в соответствии с которым в качестве основного условия повышения эффективности процесса выступает целенаправленная организация различных видов деятельности, широкое использование игры, сочетание игровых, невербальных и вербальных средств.
Центральное место занимают различные виды театрализованных игр:
игры в кукольный театр;
игры-драматизации.
Исходя из возрастных и психологических особенностей детей с выраженной умственной отсталостью театрализованные игры построены в основном на материале сказок, несущие в себе активизирующее воздействие, как на речевую деятельность, так и на эмоциональную сферу ребёнка.
«Особые» дети очень долгое время не понимают эмоциональных состояний. А сказка оказывает благотворное эмоционально-пробуждающее действие на ребенка, – она не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту.
Эмоциональный фон, который педагог старается создать при чтении сказки, смене голосов персонажей, отражении на лице эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывал при прослушивании сказки.
Приобщение детей к театрализованной деятельности целесообразно начинать с настольного театра, пожалуй, самого доступного вида театра для детей с выраженной умственной отсталостью. У детей отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры – настольного театра картинок, игрушек.
Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок («Этот пальчик – дедушка...», «Тили-бом», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок»); игры-импровизации(«Кошка и котята», «Курочка и цыплята», «Бабочки на полянке» и др.).
Здесь ребёнок действует за игрушечного героя, изображая его разными средствами вербальной выразительности (выразительные интонации, типичные для определенного образа, характеризующие его поступки и поведение, и соответствующая мимика, дополняющая игру голоса).
Детям, в зависимости от степени тяжести имеющегося дефекта, сложно имитировать нужное движение: бег, прыжки, ходьбу и одновременно с этим проговаривать текст, потому что действия игрушек и картинок в настольном театре ограничены. Совершенствованию отдельных элементов движений, движений и текста помогают «особым» детям специальные упражнения, игры, этюды («Под дождиком», «Капельки», «Дождь идёт»; игры-пантомимы «Падающие листья», «Солнце и луна», «Солнечные зайчики» и т.п.).
Наиболее распространенным видом стендовых театрализованных игр является теневой театр. Дети получают массу приятных эмоций, с удовольствием включаются в предложенную игру. Особенно детям нравится показывать сценки с несколькими персонажами одновременно («Репка», «Гуси-лебеди» и др.)
В своей работе педагоги активно используют пальчиковый театр. Здесь можно обыгрывать персонаж, как находясь за ширмой, так и изображать действия, передвигаясь свободно по группе.
Детям с выраженной умственной отсталостью сложно произносить текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при драматизации сказки «Репка» дети «тянут» репку, при разыгрывании сказки «Курочка Ряба» изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё. В процессе таких игр-драматизаций, действуя вместе со взрослым и подражая ему, дети учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация.
Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.
Таким образом, можно сказать, что игра представляет собой сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. В процессе театрализованных игр у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью отчетливо обнаруживается дефицит творчества и самостоятельного ролевого исполнения, протекающего с признаками незрелого регулирования собственной деятельности, плохого понимания сути игровых ситуаций и лежащих в их основе взаимоотношений с окружающим миром.
2. Уровень овладения театрализованной игрой дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью повышается при правильной методической организации данных игр. Доказано, что использование театрализованной игры в системе коррекционно-воспитательной работы способствует развитию познавательной, эмоциональной, личностной сфер, формированию способности выражать отношение к окружающей действительности в символико-моделирующих видах деятельности.
3. Театрализованные игры могут включаться в систему коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью по принципу выражения одного содержания в различных моделируемых ситуациях с использованием разнообразных видов знака.
4. Учитывая своеобразие умственного развития детей с нарушением интеллекта перед педагогом стоят сложные задачи с одной стороны –обеспечить усвоение знаний умений и навыков, заложенных в программах, с другой – обеспечить развитие познавательных процессов , что крайне важно для социализации детей с умственной отсталостью. В этом ему может помочь игра как средство облегчающее процесс усвоения знаний и стимулирующие потребность в познании.
5. Использование театрализованных игр как средство социального развития детей с нарушением интеллекта, позволяет не только знакомить с прекрасным или расширить представление об окружающем, но и пробуждать способность к состраданию, сопереживанию. Активизирует мышление, воображение, а главное помогает психологической адаптации ребенка в социуме, что помогает преодолеть робость, связанную с трудностями в общении, неуверенностью в себе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Богдан Н.Н., Могильная М.М. Специальная психология / Н.Н. Богдан и др. – Армавир, 2014. – 150 с.
Вечканова И.Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПб.: КАРО, 2006.
Глухов В.П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Практикум: Учебно-методическое пособие для пед. и гуманит. вузов. / В.П. Глухов. – М., 2012. – 347 с.
Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 304 с.
Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г. В. Фадина. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. — 80 с.
Цыренов В.Ц. Основы специальной педагогики и психологии: Учебное пособие для студентов университета. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2011. – 168 с.