СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов центра «Проблемы социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов центра «Проблемы социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья»

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов центра «Проблемы социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья»»

Шолмова Галина Владимировна

воспитатель ОГКУСО СРЦН «Рябинка» в с.Труслейка



Консультация для педагогов центра «Проблемы социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья»

Основное направление государственной политики в отношении лиц с ОВЗ определяет необходимость их реабилитации в сложных современных условиях. Это предполагает модернизацию существующих институтов, обеспечивающих освоение ими знаний, навыков, необходимых для оптимальной интеграции в социум. В центре внимания оказываются не сами по себе учреждения образования, обслуживания, культуры, а их соответствие требованиям детей с ОВЗ в реализации своих прав на образование, досуг, коммуникацию, рекреацию.

В силу особенностей современной информационно-культурной среды традиционные средства, обеспечивающие условия социализации личности, оказываются недостаточно эффективными в отношении детей с ОВЗ. Эти дети более, чем здоровые люди, изолированы от контактов с окружающим миром: для них затруднен доступ к широкому кругу источников информации; часто к этому добавляется особое сегрегирующее отношение к ним со стороны окружающих. Значительная часть детей с ОВЗ привыкла к сегрегации, тем не менее, это положение имеет негативные последствия, как для них самих, так и для тех, кому приходится работать и жить рядом с ними.

Современная социальная политика государства, направленная на социокультурную реабилитацию и адаптацию детей с ОВЗ, и детей с РАС в том числе, повышение качества их жизни, базируется на ряде принципов:

  • в нормативной сфере это – строгое соблюдение прав человека, действующих законов, эффективное использование правовых механизмов реализации социально-политических решений;

  • в сфере гражданских прав – обеспечение равных возможностей со здоровыми людьми, принятие посильного участия во всех доступных формах культурного и социального взаимодействия;

  • в социокультурной сфере – стимулирование процессов, направленных на экономическую независимость, социальную востребованность, культурное развитие;

  • в сфере реабилитации – опора на квалифицированную консультативную помощь, позволяющую компенсировать и по возможности преодолеть последствия заболевания [5].

Реализация политики, опирающейся на данные принципы, на государственном уровне предполагает определения ряда организационно-педагогических условий социокультурной реабилитации детей с ОВЗ, взаимодействие системы социальных служб, ответственных за повышение качества их жизнедеятельности [5].

На региональном уровне необходима разработка и реализация комплекса программ, ориентированных на обеспечение для этих детей условий полноценной инклюзии во все доступные формы деятельности [3]. Это означает распределение фундаментальных жизненных ресурсов – времени и энергии – между основными социально-культурными формами жизнедеятельности: жизнеобеспечение, коммуникация, социализация, рекреация. Каждая из этих форм имеет институциональное обеспечение (правовое, организационное, экономическое), а также культурное содержание, поскольку предполагает овладение определенными ценностями, нормами, знаниями, навыками, стереотипами поведения.

Социальная политика, направленная на полноценное включение детей с ОВЗ в социокультурную жизнь, определяется: совокупностью мер, адресованных особому социальному слою с общими характеристиками образа жизни; дифференциацией по выделенным признакам групп детей с ОВЗ со специфичными для каждой из них проблемами и особенностями социокультурной реабилитации и адаптации.

Одним из условий интеграции лиц с ОВЗ в социум является реабилитационная деятельность, имеющая многочисленные направления в работе с особыми детьми, восстановление их полноценного участия в современных социальных, культурных взаимодействиях. Вместе с тем потребность в самореализации, расширении ее форм и возможностей все более актуализируется, что заставляет скорректировать традиционные взгляды на процесс реабилитации как компенсирующе-развивающую систему не только медико-социального характера.

Творческая реабилитация детей с ОВЗ не менее значима, чем реабилитация медицинская, она является с одной стороны, одним из наиболее действенных способов восстановления и расширения духовного мира, с другой, – средством формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ.

Следует отметить, что процесс инкультурации может рассматриваться и как компенсаторный механизм, который актуален в том случае, когда иные механизмы социализации неэффективны. Погружение в мир культуры помогает ребенку с ограниченными возможностями здоровья «смириться» с неравными социальными и бытовыми условиями, вызванными характером дефекта.

Важнейшим средством инкультурации выступает сама культурная деятельность, человекотворческий потенциал которой неоднократно подчеркивался социологами, культурологами, педагогами (М. А. Ариарский, Т. А. Зрелова, А. З. Свердлов, Д. В. Шамсутдинова и др.). В данном контексте возникает потребность в рассмотрении социально-культурного творчества как особой технологии социокультурной реабилитации, позволяющей максимально развить и реализовать креативный потенциал детей, оптимизировать условия их жизнедеятельности в социуме.

Недостаточное использование организационно-педагогических ресурсов реабилитации детей с ОВЗ, помощи им в освоении значимой социокультурной практики предопределено обстоятельствами:

  • несоответствием социально-культурных учреждений требованиям особых детей, включая материально-техническое, технологическое, кадровое обеспечение; недостаточным использованием необходимых организационных и правовых ресурсов в целях разграничения полномочий между федеральными, региональными и муниципальными уровнями власти, способными более успешно решить проблемы детей с ОВЗ;

  • некомпетентностью педагогических кадров в вопросах реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • недостаточными возможностями практического освоения инновационных технологий, позволяющих детям с ОВЗ максимально включиться в культурную коммуникацию;

  • рассогласованностью систем общего специального и профессионального образования, затрудняющей на практике получение профессии, не способствующей повышению социально-экономической самостоятельности особых детей;

  • недостаточно эффективным использованием в учебном процессе информационных технологий, оптимизирующих процесс адаптации и реабилитации детей с ОВЗ в современное социокультурное пространство.

Основной целью межведомственного сотрудничества органов и учреждений системы образования и социальной защиты является охрана прав и интересов ребенка посредством социальной диагностики, патронажа и реабилитации, установление продуктивных контактов и взаимопонимания между специалистами различных служб и ведомств, определение задач и распределение функций каждого из них для реализации поставленной цели.