Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Задачи, решаемые в процессе организации взаимодействия с семьями воспитанников:
1. Приобщение родителей к участию в жизни МДОУ, активному участию в образовательном процессе.
2. Оказание помощи семьям воспитанников при адаптации, в развитии, воспитании и образовании детей.
Решение этих задач возможно путем планомерной реализации функций работы ДОУ с семьей:
1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого в ДОУ;
2) психолого-педагогическое просвещение родителей;
3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
4) помощь отдельным семьям в воспитании детей;
5) взаимодействие родителей с общественными организациями города;
6) распределение обязанностей и ответственности в работе (родители – воспитатель – методист – медперсонал – заведующий – специалисты).
Направления и формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Анализируя формы работы с родителями можно условно сформулировать 4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО:
познавательное,
информационно-аналитическое,
наглядно-информационное,
досуговое
Направления работы с родителями (таблица №1)
Направление | Цель направления |
Познавательное | направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста |
Информационно-аналитическое | направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности |
Наглядно-информационное | дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме |
Досуговое | призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми |
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых обогатить их педагогическими знаниями.
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные (таблица № 2).
Традиционные формы работы с родителями (таблица № 2)
Традиционные формы | Содержание |
Коллективные | групповые родительские собрания, конференции, круглые столы |
Индивидуальные | педагогические беседы с родителями, цель которых – обмен мнениями по тому или иному вопросу |
Наглядно-информационные | аудио и видеозаписи бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки |
Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей.
В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Нетрадиционные формы работы с родителями (таблица №3)
| | |
Информационно-аналитические | | социологические срезы, опросы, «почтовый ящик» | | установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми, основываясь на общекультурном уровне родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации | |
| совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия | | установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми | |
| собрания, групповые консультации и др. на основе диалога, искренности и отказа от критики | | ознакомление родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков | |
| информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация минибиблиотек и др. | | ознакомление родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения | |
В своей группе мы активно сотрудничаем с родителями, используя разные формы работы:
нетрадиционные формы организации родительских собраний,
мастер-классы,
дни открытых дверей,
совместные праздники, досуги, развлечения, чаепития,
участие родителей в семейных конкурсах, выставках совместного творчества детей и родителей, воспитанников и педагогов,
организация совместной трудовой деятельности,
наглядное оформление стендов, уголков, фотовыставки,
консультации,
анкетирование,
индивидуальные беседы и др,
Об эффективности, проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями, свидетельствуют:
проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его интересах, способностях и потребностях;
стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем и специалистами;
совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников.
размышление родителей о тех или иных методах воспитания;
повышение их активности в совместных мероприятиях.
Однако пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже хорошо, что родители с удовольствием поддерживают нас.
2