СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Используя приведенные данные можно понять,  что сегодня актуальна реализация здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Свой вклад в здоровье подрастающего поколения необходимо внести каждому педагогу образовательного учреждения. Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии»  можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения. В.А.Сухомлинский в своей книге «О воспитании» писал:  «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Предупредить болезнь легче, чем лечить и учитель ,используя методы здоровьесберегающих образовательных технологий решает задачи педагогики оздоровления.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №9 города Димитровграда Ульяновской области»


Пимякова Наталья Геннадьевна,

учитель изобразительного искусства


Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии
на уроках изобразительного искусства»


В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

По данным НИИ педиатрии: 14% детей практически здоровы; 50% детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; 35—40% детей страдают хроническими заболеваниями.  Интенсификация учебного процесса в образовательных учреждениях ведет к дисгармоничному физическому развитию учащихся, снижению их работоспособности.Число абсолютно здоровых детей к окончанию средней школы в 1997 г. составляло 20-25%, в 2007 г. - 10-15%. 

Используя приведенные данные можно понять,  что сегодня актуальна реализация здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Свой вклад в здоровье подрастающего поколения необходимо внести каждому педагогу образовательного учреждения. Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии»  можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения. В.А.Сухомлинский в своей книге «О воспитании» писал:  «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Предупредить болезнь легче, чем лечить и учитель ,используя методы здоровьесберегающих образовательных технологий решает задачи педагогики оздоровления.

 Для достижения целей здоровьесберегаюших образовательных технологий обучения и на уроке и во внеурочной деятельности я как учитель большое внимание уделяю сохранению физического здоровья учащихся. Используя приемы: защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная и др. гимнастика,  психогимнастика, тренинг, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации)

Для определения психологического состояния учащихся на уроках использую упражнения «Градусник настроения», «Лесенка настроения»  экспресс – тест «Мой любимый цвет» и другие.

Духовно –нравственное здоровье ученика не менее важная составляющая здоровьесбережения.  Работая по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» в рамках уроков в разных классах применяю прием сочинения собственной сказки, которую можно составить в словесной форме, а можно воплотить и в материальную. Например, в третьем классе темы:  «Твои книжки», «Театр кукол» сказку можно нарисовать, главного героя можно изготовить из любого подручного материала. Когда ребенок сам мастерит куклу и сам проигрывает с ее помощью свою сказку, происходит множество незаметных на первый взгляд вещей, но очень важных для развития его личности. Через куклу ребенок выражает свои эмоции и состояния, которые нельзя проявлять в обычной жизни (гнев, агрессия, страх и т.п.). Проигрывая свои сказки вместе с другими, каждый ребенок учится общению, совершенствуя свои коммуникативные навыки и культуру. Сталкивая сказочных героев с проблемами и трудностями, разрешая конфликты, ребята смягчают внутреннее психологическое напряжение, приобретают веру в себя и чувство защищенности.

Российская Федерация  государство многонациональное и многоконфессиональное, благодаря программе Б.Неменского удается, и познакомить ребят с истоками народного искусства и приобщиться к  творчеству  народов населяющих нашу страну. Тема года в 4 классе «Каждый народ — художник».  Темы говорят сами за себя: «Пейзаж родной земли»; «Деревня — деревянный мир»; «Города Русской земли»; «Древнерусские воины-защитники». «Народы гор и степей»;  «Города в пустыне» и другие не менее говорящие сами за себя темы. И если на уроке «Деревня – деревянный мир» учащиеся воссоздают примеры рубленой избы, понимая значение слова «дом- живое существо», украшая незамысловатыми элементами аппликации, имитирующей резьбу по дереву, уже понимая не случайность выбранных рисунков понимая значение «круга», «ромба» и др.элементов, то знакомясь с узоречьем ковров на уроках «Народы гор и степей» ребята создают не просто набор замысловатых переплетений орнамента, а складывают из элементов узоры – рассказы. А в пятом классе изучая «Внутренний мир русской избы» понимая гармонию устройства крестьянского жилища,  учащиеся учатся видеть  «извечное стремление людей постичь мир в целом, отразить свои представления о  строении Вселенной в украшении предметов быта и труда»

Отдельный блок тем «народные художественные промыслы» раскрывают перед ребятами всю красоту народного искусства дошедшего до наших дней. Выполняя фрагменты композиций, пробуя себя как мастера народного творчества, слушая стихи и загадки по темам данного блока, происходит развитие эстетического осознания  себя через освоение художественного наследия русского народа. Значение национальных истоков глубже осознается при контакте с представителями других культур, именно через приобщение к отечественной культуре проходит путь к освоению общечеловеческого культурного наследия. Открывая двери в мир другой культуры, искусство учит пониманию и принятию другого человека, способствует становлению толерантного сознания, гуманистической направленности личности это ли не элементы нравственного здоровья.

«...Без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа. Если ребенок, очарованный красотой полей, мерцанием звезд, бесконечной песнью кузнечиков и запахом полевых цветов, слагает песню, значит, он находится на вершине этой гармонии тела и духа». В. Сухомлинский

 

Литература:

Программа Б.Неменского  «Изобразительное искусство и художественный труд»/Москва «Просвещение» 2010г./

В.Н.Полунина "Искусство и дети" /Москва "Просвещение" 1982г./

М.Павлова «Здоровьесберегающие технологии в школе»

С.А.Кузнецова «Уроки сказок» /программы занятий по творческому развитию детей/ Ростов н/Д:Изд. «Феникс», 2009.

 З.И.Гладких «Национальный образ мира и художественное образование»;«Искусство и Образование» /журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания/ . М - выпуск№1 2004


Упражнения для диагностики настроения

«Градусник настроения»

Учащимся раздаются бланки с  «градусниками настроения». Учитель: «Ребята, перед вами градусник, который меряет ваше настроение. На нем 10 делений. Внизу – самое плохое настроение, просто отвратительное. Вверху – отличное, когда все получается, хочется петь и смеяться. Посредине – спокойное настроение, ни хорошее, ни плохое. Какое у вас сейчас настроение? Закрасьте шкалу до той отметки, которая покажет ваше настроение в эту минуту.» Учащиеся выполняют задание, после сдают подписанные бланки педагогу.

«Лесенка настроения»

Учитель раздает учащимся бланки «Лесенка настроения» и объясняет: «Перед вами лесенка. На нижней ступеньке стоят люди с плохим настроением. На верхней ступеньке стоят люди с самым хорошим настроением. У них все получается, они радостны и общительны. Между ними люди, у которых настроение не хорошее и не плохое, но ближе к нижней ступеньке у них настроение больше плохое, а к верхней – больше хорошее. Где вы находитесь на этой лесенке? Нарисуй себя на той ступеньке, которая соответствует вашему настроению».

После упражнения учащиеся подписывают бланки и сдают педагогу.

 

Стихи о народных художественных промыслах:

1.Хохломская роспись – алых ягод россыпь.

Отголоски лета в золоте травы.

Рощи – перелески, шелковые всплески

Солнечно – медовой золотой листвы.

Россыпь хохломская словно колдовская, В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий.

Всех чудесней наша Хохлома.

2.Если взглянешь на дощечки,ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры, тонко вывела рука.

Городецкий конь бежит! Вся земля вокруг дрожит!

Птицы яркие летают, и кувшинки расцветают.

3.Синие птицы по белому небу, море цветов голубых,

Кувшины и кружки – быль или небыль? Изделия рук золотых.

Синяя сказка – глазам загляденье, словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье, русская звонкая Гжель!

П.Синявский



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!