Министерство образования Республики Башкортостан
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Уфимская коррекционная школа-интернат № 92 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Консультация для родителей 1-7 классов
Тема: «Обучение детей звуковому
анализу слова»
Учитель-логопед: Илалова Л.Г.
Уфа
Изучение любой науки возможно в форме слова. Именно поэтому на первой странице учебника, по которому учился М.В.Ломоносов, напечатана гравюра: восседающая на троне царица- грамматика в окружении её придворных- арифметики. Риторики, диалектики, астрономии, музыки. А в первом университетском уставе говорилось: каждый студент обязан сначала окончить курс словесных наук, лишь потом приступить к изучению физики, математики и т.д.
И в наши дни половина учебного времени в школе отводится изучению языка. Хорошо развитая речь- необходимое условие усвоения всей программы. Где же источники развития речи?
С первых мгновений жизни, особенно для детей с ОВЗ, входит в жизнь человека звук. Мать начинает разговаривать с малышом еще до появления его на свет. Для мозга человека характерна повышенная чувствительность звучащей речи. После рождения дитя внимательно вслушивается в звуки, стремиться их воспроизвести, и выстроить в определенной последовательности. Такой путь овладения звуковой стороной слова совершает каждый человек. В случае неблагоприятного протекания внутриутробного периода, родовой травмы, ушибов мозга, простудных и вирусных заболеваний на этом пути возможны задержки. Ни один врач не даст вам 100% утвердительного ответа, что все его этапы пройдены благополучно. Поэтому так велика роль речевого окружения маленького ребенка.
Родители должны знать закон опережающего усвоения устной речи перед письменной. Все, с чем ребенок встретится при обучении чтению и письму он должен освоить в дошкольном возрасте в устной форме. Началом же устной речи является звуковой состав слова.
Само понятие «звук» часто путают с понятием «буква».
Уважаемые родители, помните:
1. Звук – мы слышим и произносим.
2. Буквы мы пишем и читаем.
3. Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
Согласные звуки – звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Гласных звуков шесть: А, У, О, И, Э, Ы.
Гласных букв десять: А, У, О, И, Э, Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими.
Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (положить руку на горлышко).
На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.
Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
Начинать развитие звукового анализа лучше с определения места в слове гласных звуков.
Примеры слов с ударными гласными в начале слова (для узнавания гласных в слове).
А: адрес, Алла, Анна, август, азбука, аист, ангел.
О: Оля, обруч, облако, овощи, овцы, озеро, окунь.
У: Уля, угол, уголь, удочка, ужин, узел, улей.
И: Игорь, ива, имя, ирис, иней, искра.
Э: Эля, эхо, эта, это, этот.
В первое время дети быстро устают от таких заданий. Давайте детям отдохнуть, поиграть. Через некоторое время можно вернуться к заданиям.
Обучению детей звуковому анализу слов помогают игры.
Игровые задания на развитие звукового анализа.
1.Игра «Выдели звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).
а)Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий, зелёный или красный квадратик.
б) Взрослый называет слог, а ребенок слушает, есть ли в слоге заданный звук и хлопает, если слышит. Если не слышит, то не хлопает.
в) Взрослый называет слово. Например, дается задание определить звук в начале слова. Если в начале слова слышится твёрдый согласный звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий согласный звук - зелёный, а если гласный - красный. (Снег, зима, аист и др.).
2. Игра «Начало, середина, конец».
Взрослый предлагает придумать слова с определенным звуком (например, со звуком - Т (или с другим звуком)) сначала так, чтобы заданный звук стоял в начале слова, затем в конце, затем в середине слова. Для удобства можно использовать схему из трех клеток, обозначающую положение звуков (начало, середина, конец) и квадратики трех цветов (синий, зеленый, красный).
3. Игра «Придумай, как можно больше слов с заданным звуком».
Взрослый и ребенок придумывают как можно больше слов с определенным звуком. Начинать лучше со слов, где заданный звук стоит в начале слова.
4. Игра «Цепочка слов».
Каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова.
5. Игра «Собери слово».
Взрослый произносит слово по звукам, например: Д, О, М. Ребенок должен догадаться, какое это слово.
6. Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»
Задача: выложить схему слова.
Например: ДОМ.
- Сколько звуков в слове ДОМ? (в слове ДОМ три звука).
- Какой первый звук в слове ДОМ? (первый звук [Д]).
- Звук [Д] какой? (звук [Д] согласный, звонкий, твердый).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Д]? (синим квадратиком).
- Какой второй звук в слове ДОМ? (второй звук [О]).
- Звук [О] какой? (звук [О] гласный).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (красным квадратиком).
- Какой третий звук в слове ДОМ? (Третий звук [М]).
- Звук [М] какой? (Звук [М] – согласный, твёрдый, звонкий).
Каким квадратиком на схеме обозначим звук [М]? (синим квадратиком).
- Звуки подружились. Что получилось? (ДОМ).
- Какой буквой обозначим звук [Д]? (буквой Д).
- Какой буквой обозначим звук [О]? (буквой О).
- Какой буквой обозначим звук [М]? (буквой М).
- Буквы подружились. Что получилось? (ДОМ).
Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.
Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.
В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает у детей овладение навыком чтения.
Для обучающихся с ОВЗ характерны дисграфические ошибки. (Дисграфия – это нарушение письменной речи).
Для профилактики дисграфии рекомендую следующие задания:
- «На что похожа буква?» (придумать ассоциации).
- В ряду букв обвести в круг заданную букву.
- Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.д.
- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.
Помогая выполнять своим детям задания, заданные
в тетрадях учителем-логопедом, точно следуйте инструкциям!
Желаю успехов!