СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение детей звуковому анализу слова. (Консультация для родителей 1-7 классов)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обучение детей звуковому анализу слова. (Консультация для родителей 1-7 классов)»

Министерство образования Республики Башкортостан

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Уфимская коррекционная школа-интернат № 92 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья











Консультация для родителей 1-7 классов


Тема: «Обучение детей звуковому

анализу слова»





Учитель-логопед: Илалова Л.Г.


























Уфа

Изучение любой науки возможно в форме слова. Именно поэтому на первой странице учебника, по которому учился М.В.Ломоносов, напечатана гравюра: восседающая на троне царица- грамматика в окружении её придворных- арифметики. Риторики, диалектики, астрономии, музыки. А в первом университетском уставе говорилось: каждый студент обязан сначала окончить курс словесных наук, лишь потом приступить к изучению физики, математики и т.д.

И в наши дни половина учебного времени в школе отводится изучению языка. Хорошо развитая речь- необходимое условие усвоения всей программы. Где же источники развития речи?

С первых мгновений жизни, особенно для детей с ОВЗ, входит в жизнь человека звук. Мать начинает разговаривать с малышом еще до появления его на свет. Для мозга человека характерна повышенная чувствительность звучащей речи. После рождения дитя внимательно вслушивается в звуки, стремиться их воспроизвести, и выстроить в определенной последовательности. Такой путь овладения звуковой стороной слова совершает каждый человек. В случае неблагоприятного протекания внутриутробного периода, родовой травмы, ушибов мозга, простудных и вирусных заболеваний на этом пути возможны задержки. Ни один врач не даст вам 100% утвердительного ответа, что все его этапы пройдены благополучно. Поэтому так велика роль речевого окружения маленького ребенка.

Родители должны знать закон опережающего усвоения устной речи перед письменной. Все, с чем ребенок встретится при обучении чтению и письму он должен освоить в дошкольном возрасте в устной форме. Началом же устной речи является звуковой состав слова.

Само понятие «звук» часто путают с понятием «буква».

Уважаемые родители, помните:

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

Согласные звуки – звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Гласных звуков шесть: А, У, О, И, Э, Ы.

Гласных букв десять: А, У, О, И, Э, Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими.

Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (положить руку на горлышко).

На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Начинать развитие звукового анализа лучше с определения места в слове гласных звуков.

Примеры слов с ударными гласными в начале слова (для узнавания гласных в слове).

А: адрес, Алла, Анна, август, азбука, аист, ангел.

О: Оля, обруч, облако, овощи, овцы, озеро, окунь.

У: Уля, угол, уголь, удочка, ужин, узел, улей.

И: Игорь, ива, имя, ирис, иней, искра.

Э: Эля, эхо, эта, это, этот.

В первое время дети быстро устают от таких заданий. Давайте детям отдохнуть, поиграть. Через некоторое время можно вернуться к заданиям.

Обучению детей звуковому анализу слов помогают игры.

Игровые задания на развитие звукового анализа.

1.Игра «Выдели звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).

а)Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий, зелёный или красный квадратик.

б) Взрослый называет слог, а ребенок слушает, есть ли в слоге заданный звук и хлопает, если слышит. Если не слышит, то не хлопает.

в) Взрослый называет слово. Например, дается задание определить звук в начале слова. Если в начале слова слышится твёрдый согласный звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий согласный звук - зелёный, а если гласный - красный. (Снег, зима, аист и др.).

2. Игра «Начало, середина, конец».

Взрослый предлагает придумать слова с определенным звуком (например, со звуком - Т (или с другим звуком)) сначала так, чтобы заданный звук стоял в начале слова, затем в конце, затем в середине слова. Для удобства можно использовать схему из трех клеток, обозначающую положение звуков (начало, середина, конец) и квадратики трех цветов (синий, зеленый, красный).

3. Игра «Придумай, как можно больше слов с заданным звуком».

Взрослый и ребенок придумывают как можно больше слов с определенным звуком. Начинать лучше со слов, где заданный звук стоит в начале слова.

4. Игра «Цепочка слов».

Каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова.

5. Игра «Собери слово».

Взрослый произносит слово по звукам, например: Д, О, М. Ребенок должен догадаться, какое это слово.

6. Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»

Задача: выложить схему слова.

Например: ДОМ.

- Сколько звуков в слове ДОМ? (в слове ДОМ три звука).

- Какой первый звук в слове ДОМ? (первый звук [Д]).

- Звук [Д] какой? (звук [Д] согласный, звонкий, твердый).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Д]? (синим квадратиком).

- Какой второй звук в слове ДОМ? (второй звук [О]).

- Звук [О] какой? (звук [О] гласный).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (красным квадратиком).

- Какой третий звук в слове ДОМ? (Третий звук [М]).

- Звук [М] какой? (Звук [М] – согласный, твёрдый, звонкий).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [М]? (синим квадратиком).

- Звуки подружились. Что получилось? (ДОМ).

- Какой буквой обозначим звук [Д]? (буквой Д).

- Какой буквой обозначим звук [О]? (буквой О).

- Какой буквой обозначим звук [М]? (буквой М).

- Буквы подружились. Что получилось? (ДОМ).

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает у детей овладение навыком чтения.

Для обучающихся с ОВЗ характерны дисграфические ошибки. (Дисграфия – это нарушение письменной речи).

Для профилактики дисграфии рекомендую следующие задания:

- «На что похожа буква?» (придумать ассоциации).

- В ряду букв обвести в круг заданную букву.

- Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.д.

- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.



Помогая выполнять своим детям задания, заданные

в тетрадях учителем-логопедом, точно следуйте инструкциям!

Желаю успехов!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!