СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение на родительском собрании для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 Сообщение  

на родительском собрании для родителей будущих первоклассников

«Речевая готовность к школе»

       Готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития ребенка. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. (слайд 1)

Чем лучше у него будет развита устная речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Для этого у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи: (слайд 2)

1. Правильность произношения звуков. 2. Умение различать звуки речи на слух. 3. Владение элементарными навыками звукового анализа слов. 4. Словарный запас . 5. Грамматический строй речи. 6. Связная речь.  

(слайд 3)1. Звукопроизношение. Приходя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими, уметь дифференцировать звуки на слух и в произношении.

На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», рыба – «лы-ба»). Неусвоение данных навыков может привести к появлению ошибок при чтении.

(слайд 4)2. Умение различать звуки речи на слух. Четкое различие на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе нужной буквы

Как правило, страдает различение фонем, минимально отличающихся друг от друга (так называемых оппозиционных фонем): наличием или отсутствием голоса (глухие — звонкие, мягкостью или твердостью произнесения и др. В таких случаях, например, ребенок воспринимает пары слов «коза — коса», «бочка — почка», «бабочка — папочка» как одинаково звучащие. Подобные нарушения препятствуют становлению правильного звукопроизношения и приводят к систематическим заменам соответствующих букв в письме.

(слайд 5)3. Владение элементарными навыками звукового анализа слов. К 7 годам ребенок должен уметь :

- делить предложения на слова;

- делить слова на слоги;

- выделять звук из начала, середины и конца слова

- устанавливать последовательность звуков в слове.

Если способность к удержанию в кратковременной памяти временной последовательности звуков или символов у ребенка нарушена, это неизбежно сказывается на овладении письмом.

(слайд 6) 4. Словарный запас. К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен:

- активно использовать антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать - молчать и т. д.,

-  синонимы (например: лошадь-конь-скакун;храбрый – смелый – отважный ) и т. д.,

- слова – действия, слова – признаки.

- дифференцировать обозначения предметов (например:«автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);

- употреблять сложные слова (например: длинноногий, белокрылый);

 Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. В старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме. Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи.

Увеличивайте словарный запас ребенка: игра в  слова. Играя с ребенком в эту игру, мама может помыть посуду и гладить белье. Можно попросить ребенка: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «какими словами можно описать лето, осень, зиму», «вспомним слова с противоположными значениями: день-ночь, холодный-горячий».

(слайд 7) 5. Грамматический строй речи. К 7 годам ребёнок должен уметь понимать различные грамматические конструкции.  Например: Папа прочёл газету после того, как позавтракал. (Что он сделал вначале). Охотник бежит за собакой. (Кто бежит впереди) .

 - У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования:Например:варенье из сливы – сливовое, шапка из соломы – соломенная, у лисы – лисята, у льва – львята и т. д

- изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);

- употреблять различные предлоги;(за деревом, из-за дерева, из-под стола)

- согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);

- правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т. п.).

- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);

- образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел); - образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).

Иногда в речи 5-6-летних детей встречаются грамматические ошибки, взрослые обязательно должны исправлять их, и повторив правильно, спокойным ровным тоном. Можно поиграть - намеренно исковеркать фразу («В лес грибы растет», «Дети гулять около дома») и вместе с ребенком разобрать, как нужно произносить слова.

(слайд 8) 6. Связная речь. Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.

Дети должны уметь:. - свободно общаться с взрослыми и сверстниками; - поддерживать разговор на темы, доступные возрасту; - рассказывать о пережитых событиях; - пересказывать содержание сказки, рассказа.  Если вам трудно что-то придумать, возьмите любую детскую книжку, прочитайте, разберите новые (сложные, слова, попросите ребенка рассказать («Ой, я забыла, почему это зайка слезы лил?», внимательно рассмотрите картинки, опишите все, что нарисовано (пусть это делает сам ребенок, а вы подсказывайте). Ребенок только что посмотрел мультик, а вы не видели, попросите пересказать сюжет.

- описывать окружающие предметы; - раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности; - составлять рассказ по серии сюжетных картин, предварительно разложенных в правильном порядке (установление логических и причинно-следственных связей).

Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.

Учите с ребенком стихотворения наизусть.

 Если ваш ребенок умеет читать, не останавливайтесь на достигнутом, обязательно читайте каждый день, но только вслух. Всегда учитывайте, что возможности малыша самому прочитать не удовлетворяют его читательских запросов. Он по-прежнему с удовольствием слушает чтение взрослых.

Чтение должно быть плавное, послоговое, ребенок должен понимать прочитанное.

Письмо печатными буквами, нет зеркально написанных букв.

      Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе. К тому же родители должны помнить о том, что речь взрослых является образцом для подражания ребенка, поэтому важно общаться с ребенком на правильном русском языке.

    Проверьте состояние речи Вашего ребенка. Пока у вас ещё есть время, все в ваших руках. Вы можете научить ребенка необходимым навыкам самостоятельно, получив консультацию специалиста, или обратиться за помощью к профессионалам.

Только совместные усилия приведут к хорошим результатам.

     Успехов вам и вашим детям при обучении в школе!

 

Просмотр содержимого документа
«Сообщение на родительском собрании для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе»»

Сообщение

на родительском собрании для родителей будущих первоклассников

«Речевая готовность к школе»





Готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития ребенка. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. (слайд 1)

Чем лучше у него будет развита устная речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Для этого у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи: (слайд 2)

1. Правильность произношения звуков.
2. Умение различать звуки речи на слух.
3. Владение элементарными навыками звукового анализа слов.
4. Словарный запас .
5. Грамматический строй речи.
6. Связная речь.


(слайд 3)1. Звукопроизношение.Приходя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими, уметь дифференцировать звуки на слух и в произношении.

На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», рыба – «лы-ба»). Неусвоение данных навыков может привести к появлению ошибок при чтении.

(слайд 4)2. Умение различать звуки речи на слух.Четкое различие на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе нужной буквы

Как правило, страдает различение фонем, минимально отличающихся друг от друга (так называемых оппозиционных фонем): наличием или отсутствием голоса (глухие — звонкие, мягкостью или твердостью произнесения и др. В таких случаях, например, ребенок воспринимает пары слов «коза — коса», «бочка — почка», «бабочка — папочка» как одинаково звучащие. Подобные нарушения препятствуют становлению правильного звукопроизношения и приводят к систематическим заменам соответствующих букв в письме.

(слайд 5)3. Владение элементарными навыками звукового анализа слов.К 7 годам ребенок должен уметь :

- делить предложения на слова;

- делить слова на слоги;

- выделять звук из начала, середины и конца слова

- устанавливать последовательность звуков в слове.

Если способность к удержанию в кратковременной памяти временной последовательности звуков или символов у ребенка нарушена, это неизбежно сказывается на овладении письмом.

(слайд 6)4. Словарный запас.К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен:

- активно использовать антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать - молчать и т. д.,

- синонимы (например: лошадь-конь-скакун;храбрый – смелый – отважный ) и т. д.,

- слова – действия, слова – признаки.

- дифференцировать обозначения предметов (например:«автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);

- употреблять сложные слова (например: длинноногий, белокрылый);

Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. В старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме. Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи.

Увеличивайте словарный запас ребенка: игра в слова. Играя с ребенком в эту игру, мама может помыть посуду и гладить белье. Можно попросить ребенка: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «какими словами можно описать лето, осень, зиму», «вспомним слова с противоположными значениями: день-ночь, холодный-горячий».

(слайд 7)5. Грамматический строй речи.К 7 годам ребёнок должен уметь понимать различные грамматические конструкции. Например: Папа прочёл газету после того, как позавтракал. (Что он сделал вначале). Охотник бежит за собакой. (Кто бежит впереди) .

- У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования:Например:варенье из сливы – сливовое, шапка из соломы – соломенная, у лисы – лисята, у льва – львята и т. д

- изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);

- употреблять различные предлоги;(за деревом, из-за дерева, из-под стола)

- согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);

- правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т. п.).

- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);

- образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);
- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).

Иногда в речи 5-6-летних детей встречаются грамматические ошибки, взрослые обязательно должны исправлять их, и повторив правильно, спокойным ровным тоном. Можно поиграть - намеренно исковеркать фразу («В лес грибы растет», «Дети гулять около дома») и вместе с ребенком разобрать, как нужно произносить слова.

(слайд 8)6. Связная речь.
Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.

Дети должны уметь:.
- свободно общаться с взрослыми и сверстниками;
- поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;
- рассказывать о пережитых событиях;
- пересказывать содержание сказки, рассказа.
Если вам трудно что-то придумать, возьмите любую детскую книжку, прочитайте, разберите новые (сложные, слова, попросите ребенка рассказать («Ой, я забыла, почему это зайка слезы лил?», внимательно рассмотрите картинки, опишите все, что нарисовано (пусть это делает сам ребенок, а вы подсказывайте). Ребенок только что посмотрел мультик, а вы не видели, попросите пересказать сюжет.

- описывать окружающие предметы;
- раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности;
- составлять рассказ по серии сюжетных картин, предварительно разложенных в правильном порядке (установление логических и причинно-следственных связей).

Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.

Учите с ребенком стихотворения наизусть.

Если ваш ребенок умеет читать, не останавливайтесь на достигнутом, обязательно читайте каждый день, но только вслух. Всегда учитывайте, что возможности малыша самому прочитать не удовлетворяют его читательских запросов. Он по-прежнему с удовольствием слушает чтение взрослых.

Чтение должно быть плавное, послоговое, ребенок должен понимать прочитанное.

Письмо печатными буквами, нет зеркально написанных букв.

Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе. К тому же родители должны помнить о том, что речь взрослых является образцом для подражания ребенка, поэтому важно общаться с ребенком на правильном русском языке.

Проверьте состояние речи Вашего ребенка. Пока у вас ещё есть время, все в ваших руках. Вы можете научить ребенка необходимым навыкам самостоятельно, получив консультацию специалиста, или обратиться за помощью к профессионалам.

Только совместные усилия приведут к хорошим результатам.

Успехов вам и вашим детям при обучении в школе!
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей