СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для родителей "Как помочь ребёнку заговорить."

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей»

МУДО «СЛАНЦЕВСКИЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»    Как помочь ребёнку заговорить Методические рекомендации по формированию активной речи у детей раннего дошкольного возраста с использованием наглядности  (игрушек, предметных и сюжетных картинок) Учитель-логопед, учитель-дефектолог Адуевская Юлия Павловна

МУДО «СЛАНЦЕВСКИЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР» Как помочь ребёнку заговорить

Методические рекомендации по формированию активной речи у детей раннего дошкольного возраста с использованием наглядности

(игрушек, предметных и сюжетных картинок)

Учитель-логопед, учитель-дефектолог

Адуевская Юлия Павловна

Ребёнок не говорит. Ребёнок плохо говорит. Можно относиться к этому по-разному. Одних это тревожит, другие спокойны, если трёхлетний ребёнок не использует в речи даже простой фразы, и считают, что со временем ребёнок заговорит. Такое мнение ошибочно. Чаще всего задержка речевого развития негативно сказывается на общем развитии ребёнка, мешает ему полноценно общаться с окружающими, затрудняет познание окружающего мира, влияет на эмоциональное состояние ребёнка.

Родители часто задаются вопросом, как правильно развивать речь ребёнка? Нужны ли специальные занятия с логопедом или они сами смогут помочь своему ребёнку заговорить. Наши рекомендации помогут организовать занятия с малышом в домашних условиях.

Есть много способов развития и активизации речи. Мы расскажем, как использовать для занятий наглядность: игрушки и картинки.

Как подобрать материал для занятий.

В качестве картинок можно использовать картинки лото, готовые комплекты предметных и сюжетных картинок для развития речи.

Учитывайте интересы ребёнка при подборе картинок для занятий: если ребёнок любит играть с машиной или мячом, то для первых занятий лучше выбрать эти картинки.

Начинайте с показа двух картинок, затем увеличивайте их количество до трёх-четырёх.

Если ребёнок в большинстве случаев правильно выполняет предложенные упражнения: различает, сличает, называет картинки – можно добавлять новые.

Новые картинки добавляйте по одной, используя их среди знакомых картинок. Так вы совместите повторение с изучением нового.

К сюжетным картинкам, то есть к словам-действиям, можно переходить, когда ребёнок научится узнавать и показывать 12-16 предметных картинок.

Развитие понимания речи.

Приступая к занятиям, вы должны ориентироваться на то, понимает ли ребёнок обращённую к нему речь. Как это сделать? Понаблюдайте, смотрит ли малыш в нужном направлении, когда вы называете членов семьи или окружающие предметы? Спросите у малыша: где мама? кошка? часы? (ориентируясь на то, что интересно ребёнку). Как ребёнок может ПОКАЗАТЬ то, о чём его спросили? Он может посмотреть в нужную сторону, показать рукой или пальцем, потянуться и/или взять предмет.

Если вы выяснили, что малыш не понимает, о чём его спрашивают, надо создать условия, для развития понимания обращённой к нему речи, чтобы он научился соотносить слово с его содержанием.

Понимать смысл речи ребёнок учится с рождения, наблюдая за окружающими. Сначала он начинает ориентироваться в ситуации. Если взрослые чётко комментируют происходящее, у ребёнка формируется понимание речи в ситуации, а затем и понимание речи вне ситуации. Что могут сделать родители, чтобы развить понимание речи у ребёнка?

Ваша речь должна быть лаконичной, а сказанное слово должно соотноситься с демонстрацией (сказали «мяч» и показали мяч, не говоря о его цвете, размере и других качествах). Называйте все, что интересует малыша, используя полное и «детское» упрощённое слово: во время кормления называйте продукты и посуду; во время купания -части тела и лица; одевая и раздевая ребёнка - части его тела и предметы одежды. Обеспечьте малышу возможность наблюдать за вашими действиями. Комментируйте их простыми фразами: «Наливаю водичку. Водичка «буль-буль». «Упала ложка – «бух!».

Играйте с малышом .

Самая простая и полезная игра – «прятки». Во время этой игры происходит многократное появление и исчезновение предмета или человека, с одновременным называнием того или другого. Это помогает ребёнку соотнести слово и его содержание.

Организуйте игру с различными игрушками, во время которых ребёнок запомнит названия предметов и действий. Например: поиграйте с машинкой. «Это машина, би-би. Машина едет, д-р-р-р.». Далее игра в прятки с машиной: «Нет машины. Где машина? Вот машина. Приехала машина, д-р-р-р». Предложите ребёнку найти машину сначала среди двух игрушек (мяч и машина), затем из большего количества игрушек. Используйте слово «машина» в играх, песенках, в повседневной жизни. Покажите картинки, на которых изображены машины (другие знакомые предметы).

Покажите ребёнку знакомое действие, например «ест». Организуйте игру, в которой это действие повторяется многократно: мишка ест, зайка ест, ляля ест и т.д. Попросите ребёнка показать, как мишка ест. Познакомьте с картинками, на которых изображены эти сюжеты. Включите слова-действия в игры, песенки, повседневную речь.

Когда вы убедитесь, что ребёнок начал понимать обращённую к нему речь, можно переходить к занятиям с использованием картинок.

Как организовать занятия по развитию речи.

  • Каждое занятие стройте в форме диалога взрослого и маленького собеседника ведь речь возникает и формируется в процессе общения.
  • Занятия должны быть короткими и интересными для ребёнка. Проводить их желательно в одно и то же время.
  • Необходимо правильно сесть напротив ребёнка, на одном уровне с ним, чтобы не смотреть сверху вниз. Старайтесь устанавливать и поддерживать с ним зрительный контакт.
  • Задав вопрос, обязательно делайте паузу, чтобы он успел понять вопрос и дать ответ. Очень важно проявлять интерес к ответам ребёнка, хвалить не только за правильный ответ, но и за попытку его дать. Говорите с ребёнком эмоционально выразительно, это позволит увеличить заинтересованность малыша.
  • Используйте простые игровые приёмы, чтобы поддержать интерес к занятию. Например, прячьте картинку в красивую коробочку или мешочек, прикрепите к верёвочке прищепкой и просите ребёнка найти и достать её, или предложите самому выбрать понравившуюся картинку. Увлекательные, необычные, «загадочные» для малыша ситуации, а также принятие любого ответа поможет маленькому ученику не только отвечать на вопросы и выполнять простые задания, но и самому проявлять инициативу, это и будет его участием в диалоге, без которого невозможно формирование общения и речи.
  • Называя картинки, произносите полное и «детское» слово, при необходимости сопровождайте слова жестом.
  • Старайтесь быть немногословными, используйте постоянные слова и обороты речи. Сопровождайте речь социальными и регулирующими жестами:

Использование детских слов.

В русском языке существует целый пласт «детских» упрощённых слов. Взрослым он хорошо знаком и не требует перевода («би-би», «бах», «ам-ам»). Их возникновение связано со сложностью произнесения соответствующих полных слов русского языка (собака, корова, машина и др.). Когда мы помогаем развитию речи малыша, не нужно баяться использования детских слов, со времен они заменяются на общепринятые «взрослые» слова.

I этап «Упражнения и игры с предметными картинками. Слова-названия»

Цель: постепенное наращивание активного и пассивного словаря ребёнка.

Первая ступень. Знакомство с предметными картинками (взрослый знакомит ребёнка с картинками, предлагая их по одной). На данном этапе от ребёнка не требуется называть картинку, но если он может это сделать любым доступным способом (жестом, звуком, детским словом) обязательно хвалите его, поощряйте за любые попытки назвать то, что изображено .

Вторая ступень. Различение предметных картинок ( ребёнку предлагается выбрать из двух картинок одну в ответ на вопрос «где…?» или по просьбе «покажи…»). Начните с двух картинок. Когда ребёнок научится осуществлять выбор по слову, увеличьте их количество до трёх, четырёх.

Третья ступень. Сличение предметных картинок – подбор пар (ребёнку предлагают найти такую же, одинаковую картинку и положить их одну под другую).

Четвёртая ступень. Называние предметных картинок (ребёнку предлагают ответить на вопросы «кто это?», «что это?» любым доступным для

него способом).

На первой ступени проводим упражнение «Посмотри и убери».

Как играть?

1. Достаньте из коробки 3-4 картинки и положите их в ряд изображениями вниз.

2. Переверните одну из картинок вверх и попросите ребёнка посмотреть на картинку.

3. Покажите указательным жестом картинку и назовите её (общепринятым и детским словом, при необходимости используйте жест

4. Помогите ребёнку также показать картинку пальчиком, а затем предложите убрать картинку в коробку. Скажите, что картинки нет, сопровождая соответствующим жестом.

5. Повторите действия с остальными картинками.

6. Когда все картинки названы, скажите ребёнку, что игра закончилась. Похвалите малыша.

На 2-4 ступенях работаем аналогичным образом, выполняя соответствующие задачи. В результате ребёнок научится смотреть на картинки, показывать, находить и называть нужную картинку по вашей просьбе.

II Этап «Упражнения и игры с простыми сюжетными картинками.  Слова-действия» Первая ступень. Знакомство с сюжетными картинками: простые сюжетные картинки для знакомства со словами действиями  (ребёнок рассматривает картинку, а взрослый кратко и лаконично называет то, что на ней изображено). Выполнение этих заданий не требует от ребёнка умения называть картинки, но если он может это сделать любым доступным ему способом, обязательно хвалите его . Упражнение «Посмотри и убери».  Вторая ступень. Различение сюжетных картинок: сюжетные картинки с одним и тем же персонажем и разными действиями (в ответ на вопрос ребёнок выбирает нужную из двух и более картинок). Упражнение «Узнай и покажи». Третья ступень. Называние сюжетных картинок ( ребёнку предлагают ответить на вопрос «что делает?», используя любые доступные способы). Упражнение «Что делает?» На первых порах допускается использование жестов, но постепенно поощряется сопровождение жеста любыми доступными звуками или «детскими» словами. Начинать надо со слов, которые ребёнок уже умеет произносить.

II Этап «Упражнения и игры с простыми сюжетными картинками. Слова-действия»

Первая ступень. Знакомство с сюжетными картинками: простые сюжетные картинки для знакомства со словами действиями (ребёнок рассматривает картинку, а взрослый кратко и лаконично называет то, что на ней изображено). Выполнение этих заданий не требует от ребёнка умения называть картинки, но если он может это сделать любым доступным ему способом, обязательно хвалите его . Упражнение «Посмотри и убери».

Вторая ступень. Различение сюжетных картинок: сюжетные картинки с одним и тем же персонажем и разными действиями (в ответ на вопрос ребёнок выбирает нужную из двух и более картинок). Упражнение «Узнай и покажи».

Третья ступень. Называние сюжетных картинок ( ребёнку предлагают ответить на вопрос «что делает?», используя любые доступные способы). Упражнение «Что делает?»

На первых порах допускается использование жестов, но постепенно поощряется сопровождение жеста любыми доступными звуками или «детскими» словами. Начинать надо со слов, которые ребёнок уже умеет произносить.

III этап фразовой речи «Составление фразы из 2-3 слов »

Переходить к составлению фразы можно, когда в активном словаре ребёнка появятся слова-названия и слова-действия и ребёнок владеет предметной деятельностью, т.е. умеет выполнять игровые действия с игрушками. Вам понадобятся: предметные картинки или небольшие игрушки, сюжетные картинки, карты для составления фразы с двумя (тремя) окошками.

Составление двухсловной фразы со словом «ест».

1. Положите перед ребёнком карту с двумя окошками.

2. Предметную картинку (например «ляля») положите в первое окошко, сюжетную картинку «ляля ест» положите во второе окошко.

3. Поставьте палец на первую картинку и скажите «ляля», переведите палец на вторую картинку и скажите «ест».

4. Попросите ребёнка сделать то же самое. Если необходимо, помогите ему (поставьте его пальчик на картинку, спросите: «кто это?», переставьте пальчик на другую картинку, спросите: «что делает?».

5. Проговорите вслух всю фразу целиком: «Ляля ест».

Повторите упражнения с другими персонажами (действие то же самое) , а затем с другими сюжетными картинками (персонаж одинаковый). Когда ребёнок научится составлять фразу из двух слов, можно добавить еще одно слово (карта с тремя окошками), добавить предметную картинку (например «суп») и составить фразу «Ляля ест суп».

Формирование слоговой структуры слова.

Упражнения по формированию слоговой структуры слова можно начинать, когда ребёнок переходит от звукоподражаний к произнесению слов. Часто при произнесении слова от него остаётся один слог (обычно последний) или несколько, но с пропуском звуков. Главный критерий, указывающий на то, что можно приступать к этому виду упражнений, - умение ребёнка каким-либо образом вслух произносить «взрослые» слова.

Начиная работу в этом направлении , важно учитывать следующее:

- отбираются «взрослые» слова, которые может произносить ребёнок

- начинать следует с простых двухсложных слов, представляющих собой повтор двух одинаковых слогов «мама», «папа», «баба». Отхлопывая эти слова, ребёнок понимает принцип работы.

  • для первых упражнений отбирайте слова, которые ребёнок произносит с сохранением слоговой структуры. То, как он произносит звуки, не имеет значения.
  • после того как ребёнок понял принцип работы (отхлопывать слова по картам с ладошками), следует начинать добавление тех слов, которые он произносит с нарушением слоговой структуры.

Вам потребуется:

  • карты с нарисованными ладошками
  • предметные картинки, фото (мама, папа, баба т.п.)
  • небольшие игрушки или предметы
  • мешочек, коробочка
  • список слов (необходимо проанализировать словарь ребёнка)

Как играть.

1. Положите перед ребёнком на стол карту с нарисованными ладошками.

2. Покажите и назовите картинку, например «ляля» (в этом случае карта с двумя ладошками).

3. Положите её в пустое окошко на карте.

4. Проговорите слово по слогам, отхлопывая рукой каждый слог по изображённой на карте ладошке.

5. Предложите ребёнку сделать то же самое.

6. Если ребёнок затрудняется, помогите ему: -возьмите его руку в свою и отхлопывайте слово вместе, хлопая по карте с нарисованными ладошками. Хлопните по первой ладошке, одновременно назвав первый слог слова, затем назовите и прохлопайте вместе второй слог.

- вы произносите слова, ребёнок отхлопывает его, ударяя по нарисованным ладошкам. Вы делаете то же самое вместе с ребёнком.

- Вы произносите слово, ребёнок сам проговаривает его, отхлопывая слоги по нарисованными ладошкам.

Дополнительные упражнения для развития памяти, внимания, мышления

  • «Догадайся по звучанию» (во время этой игры ребёнок будет учиться различать на слух неречевые звуки, соотносить их с предметами и их изображениями. Для игры понадобятся звучащие игрушки и их изображения, ширма, которую можно сделать из листа картона.
  • Игра «Мемори» с предметными или сюжетными картинками. Понадобятся предметные или сюжетные картинки. Положите перед ребёнком 2-3 картинки. Назовите картинки. Затем переверните картинками вниз. Предложите ребёнку вспомнить где какая картинка.
  • «Что подходит?». Ребёнку предлагается соотнести предметную и сюжетную картинку. Игра поможет ребёнку увидеть детали сюжетной картинки, лучше понять смысл и подобрать соответствующую предметную картинку. Понадобятся сюжетные картинки с различными действиями (спит, ест, едет, читает и т.п.) и предметные картинки (кровать, ложка, машина, книга и т.п.).
  • «Кто тебя позвал?». Понадобятся картинки с изображением животных. Имитируя звуки животных, попросите ребёнка угадать, кто это кричит или кто его позвал.
  • «Кто это?». Понадобятся предметные картинки или сюжетные картинки. Изобразите жестами и движениями предмет или действие, ребёнок должен догадаться о ком или о чём идёт речь.
  • «Классификация». Ребёнок научится раскладывать картинки на две группы, например «еда-игрушки» или «посуда-одежда». Помогайте и подсказывайте ребёнку. Дайте названия каждой группе.
  • «Четвёртый лишний». Эта игра будет понятна ребёнку после того, как он поймёт принцип классификации, то есть объединения картинок в группу. Взрослый предлагает ребёнку группу из четырёх картинок, одна из которых является лишней. Если ребёнок не знаком с обобщающими понятиями (игрушки, еда, посуда, одежда), можно использовать объяснение, например: «это можно есть, это надевают на себя».
Как сделать, чтобы ребёнок захотел говорить?  Советы для родителей. Основной вид деятельности ребёнка – игра. Поэтому в совместной деятельности с ним необходимо совмещать элементы игры и обучения. Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания: занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам. Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение. Материал должен быть доступен для маленького ребенка, усложнение одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к занятию. Малышам необходима положительная оценка их деятельности. Хвалите ребёнка за его попытки показать, повторить, назвать.  Чтобы ребёнок заговорил, у него должна возникнуть заинтересованность и необходимость в общении. Вы должны ясно представлять себе речевые возможности ребёнка: уровень понимания речи и его активные возможности. Всегда давайте ребёнку возможность использовать при ответе все возможности: жест, «детское слово» или «взрослое слово».

Как сделать, чтобы ребёнок захотел говорить? Советы для родителей.

  • Основной вид деятельности ребёнка – игра. Поэтому в совместной деятельности с ним необходимо совмещать элементы игры и обучения.
  • Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания: занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам.
  • Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение.
  • Материал должен быть доступен для маленького ребенка, усложнение одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к занятию.
  • Малышам необходима положительная оценка их деятельности. Хвалите ребёнка за его попытки показать, повторить, назвать.

Чтобы ребёнок заговорил, у него должна возникнуть заинтересованность и необходимость в общении. Вы должны ясно представлять себе речевые возможности ребёнка: уровень понимания речи и его активные возможности. Всегда давайте ребёнку возможность использовать при ответе все возможности: жест, «детское слово» или «взрослое слово».